- Закон звучит так: образование в том случае достигает гарантированного качества, если переходит в самообразование, а развитие - в творческое саморазвитие личности. Я его сформулировал в книге «Педагогика творческого саморазвития» в 1996 году. А подтолкнул меня... Лев Толстой. В его дневниках постоянно встречается слово «самосовершенствование». Еще в конце восьмидесятых, изучая процесс становления творческой личности, я пришел к выводу, что многие выдающиеся люди достигли высот творчества не благодаря образованию и воспитанию. Толстой в конце жизни говорил, что надо делать то же самое и с тем же усилием, что он делал в 14 лет, - самосовершенствоваться. Я студентам рассказываю, что, обучаясь в Казанском университете, он написал для себя программу работы над собой: изучить английский, французский, немецкий, основы писательского ремесла, сельского хозяйства... И выполнил ее не за 5 лет, как запланировал, а за три года! Талант состоялся благодаря саморазвитию, и таких примеров тысячи.
- Валентин Иванович, сейчас много говорится о необходимости творчества в образовании, самостоятельности мышления в школе. В начале учебы утверждается, что все дети талантливы. А к окончанию школы почему-то выясняется, что только некоторые...
- Говорится много. Я выяснил, что вектор творчества может иметь два направления: извне, то есть предметное, и на себя, когда человек создает свою личность. Этот феномен я назвал творческим саморазвитием. Стал искать приемы, методики, как стимулировать этот вектор движения человека к совершенству. В «Педагогике творческого саморазвития» показал, как разработать «Я-концепцию» - план самосовершенствования: определить цель жизни, свои недостатки и достоинства, понять, что нужно изменить, какие науки изучить. Пожалуй, это первый вузовский учебник, ориентированный на саморазвитие, а не на поглощение знаний. Я придаю огромное значение развитию пяти самостей: самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, самореализация. Поскольку творчество - вид деятельности, ему можно и нужно обучать. Просто нужны другие методы, не те, что используются для запоминания: методы эвристического обучения, которые ставят целью не поглощение и запоминание информации, а собственные открытия, творческие исследования. Например, мозговой штурм, мозговая атака, инверсия, самооценка. А когда личность саморазвивается, она сама усложняет себе задачи, причем с удовольствием! Но необходимо грамотное психолого-педагогическое сопровождение творческого саморазвития студентов и школьников. Активный процесс осмысления себя начинается в 13 лет, и при умелом сопровождении его можно превратить в процесс саморазвития. К сожалению, Михаил Николаевич Скаткин, с которым я много общался, говорил, что современная школа является кладбищем талантов. Увы, чем дальше, тем больше, и лучший пример - ЕГЭ: экзамен, основанный исключительно на знаниях, а не творчестве. В советское время учебники были направлены на решение учебных проблем, развитие самостоятельности - по сути, на учебное творчество. По моим данным, в 1965 году удельный вес творчества составлял 2-5 процентов, сейчас - 0,2 процента! То есть уменьшился практически в 10 раз! И в школе, и в вузе тенденция - требовать знания. Надо увеличивать удельный вес творчества, причем необходимо, чтобы был виден результат - общество должно ценить творческий потенциал человека. Сейчас в основном оценивается работа памяти: до 90 процентов вопросов ЕГЭ ориентировано на воспроизведение. Надо дополнить эту систему еще и оценкой проектно-творческой деятельности школьника. Он участвует в олимпиадах, конкурсах, различных видах проектно-творческой деятельности, в исследовательской работе. Творческий потенциал пытаются фиксировать в портфолио, но это не более чем набор грамот. Я предложил сертификат достижений учащегося - официальный документ в виде дневника, заверенный руководством, где достижения фиксируются в баллах - от 1 до 10 в зависимости от уровня: школьный, областной, российский. С учетом творческих достижений и надо оценивать выпускника школы при поступлении в высшее учебное заведение, при приеме на работу. Тогда и педагоги перейдут от знания к творчеству, почувствовав требования времени.
- Многие школы уже работают по вашим методикам, и вполне успешно.
- Действительно, идеи, которые я разрабатываю в книгах, получают развитие на практике. По моим принципам работают школы и вузы в Сибири, Кузбассе - особенно в Томске и Новокузнецке, в Марий Эл, Тольятти, Оренбурге.
- Одна из задач современного образования - подготовить конкурентоспособного выпускника, специалиста, хотя каким он должен быть, по-моему, мало кто представляет...
- Единственный учебник в России, посвященный развитию конкурентоспособности, написан мною - «Конкурентология». Конкурентоспособных людей в России немного -  всего 5-15 процентов, потому что эта характеристика включает много особенностей. Но в основе два доминирующих признака - тяга к лидерству и стремление к качеству конечного продукта. Конкурентоспособность нужно развивать - и в школе, и в вузе. Тем более что среди конкурентоспособных людей очень много деструктивных личностей, добивающихся цели любой ценой. Очень важно объяснять студентам, что формировать успех надо на основе нравственных принципов. И не только объяснять. Мои студенты, например, выполняют множество творческих задач.
- В ваших работах утверждается, что знания невозможны без воспитания, их нужно развивать на основе духовно-нравственной культуры.
- Когда я писал книгу «Педагогическая этика. Инновационный курс», меня удивило, как много у великих мыслей о нравственном самосовершенствовании. Самую богатую информацию я почерпнул из трудов графа Петра Кропоткина и философа Альберта Швейцера. В школе традиционно считается, что главное для человека - интеллект. Но когда я работал над «Этикой», понял, что системообразующей основой личности является все же нравственная культура. Безнравственный творец - это разрушитель, и очень сильный. Поэтому надо сделать все возможное, чтобы основой образования было воспитание. Беда в том, что у нас как-то размыто представление о нем. Школа ориентируется на обучение, не говоря про вуз. Доброта, честность, совесть - эти качества возникают только с помощью воспитания. Конечно, очень важно семейное окружение, но не менее ценно влияние учителя. Учитель - эталон. Это высоконравственная личность, творчески саморазвивающаяся. И творческому саморазвитию будущего учителя необходимо учить еще на этапе подготовки к профессионально-педагогической деятельности в вузе. Начинается этот путь с осознания, а затем с создания «Я-концепции» творческого саморазвития. В студенческом возрасте очень важно задуматься, оценить себя. У меня много разработано диагностических методик для саморазвития. Студенты очень любят, например, определять свой уровень интеллигентности. Хотя, конечно, «интеллигент» - понятие спорное, но ясно, что это человек культуры, социально активный, обладающий критическим мышлением и, самое важное, стремящийся к самосовершенствованию. Российский учитель, конечно же, должен быть интеллигентом. До тех пор, пока не будет приоритетом воспитание, у нас всегда качество будет отставать от потребностей общества и развития человеческой цивилизации.
- Как вы оцениваете современных студентов - будущих педагогов?
- С сожалением замечаю, что творческий потенциал студентов 70-80-х годов был выше. И, увы, талантливые ребята, которые могли бы работать в образовании, уходят в бизнес. Один из открытых мною законов - закон об эволюции - гласит: если педагог не самосовершенствуется, он не может сформировать творчески саморазвивающуюся личность.
- Валентин Иванович, как же изменить положение в образовании?
- Не буду первооткрывателем. В последние годы я стал заниматься проблемой концептуальной педагогической прогностики, посвятив этому несколько книг. Стал задумываться - в каком направлении будет развиваться педагогическое образование. Нашел 12 закономерностей, на основе которых развивается образование. Мои исследования показывают, что существуют законы прямой и обратной взаимосвязи между качеством жизни и качеством образования. И какие бы модернизации и новации мы ни проводили, качество образования в первую очередь зависит от того процента ВВП, который государство вкладывает в образовательную сферу страны. Скандинавские страны расходуют на образование 7-8 процентов, США - 5,6, Великобритания - 5,4. Убеждает опыт Южной Кореи, тринадцатой в мире по экономике, - на образование тратится 20 процентов, при этом совершенно особое отношение к нему как важнейшему аспекту жизни страны, основе ее обеспеченного настоящего, гарантии будущего развития. В России этот процент не выше трех. И до тех пор пока Россия не поднимет расходы на образование хотя бы до 7 процентов ВВП, Россия вряд ли выйдет на инновационный путь развития. Мы можем и должны сделать сейчас так, как, например, в Германии, - обучать до 90 процентов студентов на бюджетной основе. Для этого необходимы две вещи. Во-первых, политическая воля. Во-вторых, введение прогрессивной шкалы налогов, чтобы учительница начальных классов не платила 13-процентный налог с мизерной зарплаты, а олигарх расплачивался по полной программе. Япония, например, после войны начала с того, что дала возможность всем получать бесплатное высшее образование. И страна стала одним из мировых экономических лидеров. По-настоящему мудрая государственная политика - это инвестиции в развитие образования и культуру нации.

Казань