Настанет день, и час пробьет,

Когда уму и чести

На всей Земле придет черед

Стоять на первом месте.

Роберт Бернс

Конкурс преследовал следующие цели и задачи:

Повышать профессиональную подготовку организаторов выборов и референдумов.

Участвовать в становлении и развитии гражданского общества в России через стимулирование участников конкурса.

Способствовать осознанию населением необходимости осуществления выборов и референдумов как основного механизма реализации демократии.

Способствовать распространению знаний о гражданском обществе и избирательном праве.

Проводили его представители Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование», кафедры педагогики ПГУ, руководители образовательных учреждений. Студенты могли проявить свои способности в следующих номинациях:

Лучшая письменная работа среди студентов профессиональных учебных заведений «Моя гражданская позиция».

Лучшая художественно-графическая работа среди студентов профессиональных учебных заведений: политический плакат или карикатура.

Общественный статус и профессиональная принадлежность не вызывают сомнения в компетентности жюри. В состав жюри вошли Константин Николаевич Окунев, депутат Законодательного собрания Пермской области; Элеонора Степановна Копысова, заведующая кафедрой воспитательных систем развития личности ПОИПКРО; Елена Степановна Поварницына, преподаватель лицея №2; Александр Николаевич Смертин, секретарь областной избирательной комиссии; Максим Федосеев, помощник депутата Законодательного собрания Пермской области, аспирант кафедры политологии ПГУ.

Подводя итоги работы жюри, Элеонора Степановна с удовлетворением отметила, что в конкурсе участвовали достаточно много учащихся. Это ребята семи профессиональных лицеев, обучающиеся самым разным специальностям. Прежде всего о номинации письменных работ. Среди них большинство было посвящено выборам, избирательному праву.

По решению жюри сертификатами участника и подарками награждены были все конкурсанты. В номинации письменных работ особо отмечены четыре эссе. Евгения Ошмарина (профессиональный лицей №3) в работе «Паспорт - закрепощение или свобода личности?..» использовала архивные материалы и привлекла широкую базу источников, провела социологическое исследование мнений студентов. Глубоко осмыслена и представлена позиция Светланой Шмаковой (лицей №15). Оригинальность мышления продемонстрировал Леонид Кусайко (лицей №1). Как никто другой, среди авторов «смогла предъявить себя как субъект политики» Елена Лысова в эссе «Что такое толерантность и в чем она проявляется?».

В номинации художественно-графических работ лучшим признан плакат Александра Мальцева (лицей №39) «Дяди, взрослые политики...».

«В конкурсе проявили себя и доброе отношение конкурсантов друг к другу, и братская традиция учащихся профессиональных лицеев взаимопомощи. И по большому счету состоялась общая победа всех, кто участвовал».

Форум, форум, форум!

В нашу жизнь потоком входят новые слова. Какие события и явления они отражают? В профессиональном лицее №3 состоялся гражданский форум, на котором молодежь впервые встретилась для совместного обсуждения проблем и процессов, которые затрагивают жизнь каждого человека. Учащиеся спорили, полемизировали, дискутировали о политике. Тема очень важная - «Молодежь и политика». Была каждому предоставлена возможность быть услышанным. Форум стал школой уважения и терпимости.

Участники - учащиеся профессиональных лицеев, обучающиеся по различным специальностям, но объединенные своим неравнодушным отношением к миру. Они уже сейчас имеют свою гражданскую позицию, способны свободно и публично обсуждать спорные вопросы политической реальности.

Форум состоялся по инициативе Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование». Значительную часть организационной работы взял на себя профессиональный лицей №3. Со словами приветствия к собравшимся обратился директор лицея Владимир Иванович Пятак:

- Дорогие друзья, мы рады приветствовать вас на первом молодежном форуме! Мы живем в изменяющемся мире. Меняется политическая система, меняется и сама политика. Сегодня каждому из вас предстоит внести свой вклад в становление новой демократической России. И это невозможно без необходимых знаний и ясной гражданской позиции. Мы знаем уроки истории, когда рабочий класс имел низкий уровень политической культуры и произошли трагические события. Гражданская образованность людей позволяет уйти от революций и гражданских войн.

Гражданский форум - толчок к началу нашей творческой работы по развитию гражданского образования среди профессиональных лицеев. И это не случайно. Участие в форуме - это тоже политическая деятельность. Вы можете открыто высказать свою точку зрения, спорить, доказывать свою точку зрения. Ваши взгляды и суждения будут в равной степени уважаться всеми. «Такая работа имеет большое общественное значение, - подчеркнул председатель избирательной комиссии Пермской области Анатолий Николаевич Лебедев. - Конституция Российской Федерации гласит, что вся власть принадлежит народу. Кажется, это слишком абстрактно и далеко от реальной жизни. Но именно во время выборов и референдумов реализуется власть народа и каждого из вас. В течение десяти лет я работаю на посту председателя избирательной комиссии Пермской области, преподаю в Пермском государственном университете на юридическом факультете и нередко вижу скептическое отношение к выборам: «От нас ничего не зависит...». Но хочу напомнить, выборы и референдумы - альтернатива революции. Власть должна меняться не путем революции, а только через выборы и референдумы. Гражданин с бюллетенем или гражданин с ружьем - и третьего не дано.

Хорошо, что форум проходит среди молодежи - молодых избирателей. К сожалению, на выборах это не самая активная часть населения. Но должна стать таковой!

Выборы - процедура, которая проверяется и контролируется самым тщательным образом. Результат зависит только от избирателя. Вы выбираете конкретных людей и конкретные их дела».

Затем развернулась дискуссия, временами переходящая в жаркие споры.

Леонид Кусайко (профессиональный лицей №1): Я против демократии. Еще Аристотель сказал: демократия - худшая из форм правления. В демократии побеждают не достойные, а крикливые. Древние демократии перестали существовать. Тогда все определяла сила. Кто громче кричит, тот и побеждает. На Руси существовали демократии в Новгороде и Пскове. Там дело доходило до драк и боев. Я за жесткое, централизованное государство, даже диктатуру. Моделью идеального государства, на мой взгляд, может служить муравейник. Каждый продвигает вперед все общество, весь муравейник.

Вместе с тем «основные инстинкты» движут человеком. Если инстинкты удовлетворить, то человек потеряет интерес и инициативу. США, например, не могут продвинуться вперед, так как у них удовлетворены эти инстинкты.

Антон Долинин (Технологический университет): Ваша позиция расходится со многими в этом зале. Но она у вас есть, и вы ее можете свободно высказать. В этом и есть суть демократии.

Анатолий Николаевич Лебедев: Сегодня вам достаточно «хлеба и зрелищ». Пройдет время, и вы уверены, что по-прежнему вам необходимо будет только «хлеба и зрелищ»?

Леонид Кусайко: В государстве должна быть идеология. И пропаганда внушит мне, что именно это мне и нужно.

Реплика из зала: Нельзя давать народу полную свободу. Демократия должна быть одновременно и мягкой, и жесткой. Это зависит от ситуации. Нужен баланс между жесткой властью и добротой.

Тимур Сададинов (лицей №3): Проблема демократии является одной из наиболее актуальных для современного общества вообще, для России в частности, по целому ряду причин.

Во-первых, исторический опыт второй половины ХХ века показал, что страны с демократическими режимами, как правило, добиваются больших экономических успехов, чем страны с режимами авторитарными. Это связано с тем, что именно демократия создает наилучшие условия для проявления инициативы, без которой невозможно эффективное производство.

Во-вторых, правительства стран с демократическими режимами обычно совершают меньше ошибок в управлении, не говоря уже о злоупотреблениях власти и преступлениях против личности. Другими словами, демократия - это своеобразный защитный механизм общества от узурпации власти.

В-третьих, для современного человека демократия все более становится самостоятельной ценностью. Люди не хотят быть колесиками и винтиками, какой бы то ни было, пусть даже хорошо отлаженной системы, предпочитают сами решать свои проблемы пусть даже и ценой ошибок.

В-четвертых, в России проблема демократии стоит особенно остро, поскольку страна, по-видимому, переживает начало длительного и сложного периода формирования демократических форм правления - периода, который обычно сопровождается попытками установления авторитарных режимов как леворадикального (неосталинского) толка, так и правого (неопиночетовского) характера. Ситуация осложняется очень широким распространением в массовом сознании стереотипов авторитарно-патриархальной культуры, выработанных Россией в досоветское и советское время.

Ведь недаром на различных этапах исторического развития более жизнеспособными и эффективными оказываются то более, то менее развитые демократические системы. Прямой связи между этими двумя переменными не существует. Так, античные демократии одерживают победу над восточной деспотией персов, однако вслед за этим проигрывают монархии Александра Македонского. Спустя две с половиной тысячи лет в конце 30-х - начале 40-х гг. ХХ в. европейские демократии одна за другой проигрывают войну гитлеровскому тоталитаризму, но спустя несколько десятилетий выигрывают экономическое соревнование у гораздо более жизнеспособных авторитарных режимов в Советском Союзе и Восточной Европе.

Тем не менее в новое и новейшее время среднестатистические, в крупном историческом масштабе, демократические политические системы оказываются более жизнеспособными, нежели антидемократические. Эту ситуацию отражает известная формула У. Черчилля, согласно которой «демократии - это плохая форма правления, но ничего лучше человечество еще не выдумало». О причинах, рождающих эту закономерность, уже говорилось в связи с актуальностью проблемы демократии.

Итак, исходя из исторического опыта, демократическая система управления государством является наиболее прогрессивной и жизнеспособной, обеспечивая наилучшие условия для развития политической, экономической и культурной жизни стран. Но в любом современном государстве, в том числе и в России, необходимы структуры, способные охранять, развивать и совершенствовать систему демократии. Моя гражданская позиция - это размышления о власти.

Денис Ефременков (лицей №14): В выборах люди действительно участвуют неохотно, причиной тому - политический нигилизм. Я считаю, что его можно преодолеть, воспитывая в населении политическую культуру - это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Прежде всего политическую культуру нужно прививать молодежи путем лекций, различной литературой, политической рекламой. Люди должны знать, что в их силах изменить положение в стране. Население должно сознательно подходить к выборам.

Еще одна причина политического бездействия и равнодушия населения к выборам и референдумам - недоверие к власти. Это положение можно преодолеть, подняв авторитет власти в глазах народа не пустыми обещаниями, а прямыми действиями. Например, снижение цен, поднятие заработной платы населению, выплата стипендии. Неплохо было бы, если бы народные избранники представляли ежегодный правдивый отчет в средствах массовой информации о проделанной работе, а те в свою очередь доносили до населения. Еще один путь - обучение и воспитание молодежного резерва власти, молодежной Думы, парламента и т.д.

Демократия дает власть народу. Люди могут участвовать в управлении страной, которое осуществляется через механизм выборов. Результаты выборов влияют на внешнюю политику, на социально-экономические отношения. Полноценное развитие личности и гражданина возможно только при демократии. Законы должны не ущемлять, а защищать права и свободы гражданина. Только так, по-моему, можно преодолеть сложившееся положение в стране.

Антон Долинин: Как вы думаете, Конституция Российской Федерации это позволяет? Мы на правильном пути?

Егор Филимонов (лицей №1): В политической реальности мы видим, что политики имеют защиту, а простые граждане нет. Следовательно, и равенства нет. В Советском Союзе было много ограничений, что заставляло людей сопротивляться, стремление к сопротивлению способствует развитию. Так, например, было создано много прекрасных произведений искусства. Теперь такого нет. Демократия у нас только развивается. Людям дали власть, но нет соответствующей идеологии. Следовало бы сохранить часть идеологии.

Тимур Сададинов: В советские времена немало писали такого, в чем была заинтересована власть, а не то, что хотели и могли создавать талантливые люди.

Константин Николаевич Оглезнев, депутат Законодательного собрания Пермской области: Мне кажется, у вас много путаницы в голове.

Елена Лысова (лицей №43): Как жить в разноликом мире? Этот вопрос мы в группе обсуждаем уже второй год. На мой взгляд, нам необходима прежде всего терпимость. Толерантный человек должен быть терпимым. Терпение - это тяжелый душевный труд.

Легко ли быть толерантным? Я поняла, что трудно. Но зато испытываешь огромное удовлетворение, если получается поступать так. Для меня в вопросах толерантного поведения есть и проблемы. Как относиться к агрессивно настроенным людям? Например, к террористам или фашистам? Их невозможно убедить словом или собственным поведением. Тогда им тоже ответить силой? Значит, толерантность нельзя понимать как всепрощение? И все-таки я считаю, что причина всех негативных поступков в нас самих, в нашей нетерпимости. Поэтому надо работать прежде всего над собой, хотя это очень трудно, в чем я убедилась на собственном опыте.

Антон Долинин: Хочешь изменить мир - начни с себя. Изменив себя, мы сможем жить в мире.

Константин Николаевич Оглезнев: Как вы относитесь к утверждению «Добро должно быть с кулаками»? Как вы относитесь к тем, кто кричит о своих достоинствах? И как вы относитесь к высказыванию «Ударили по одной щеке, подставь другую»?

Елена Лысова: Нужно отстаивать свое мнение, не подавляя других.

Вероника Чурекова (лицей №3): Мне недавно исполнилось 18 лет, и я в первый раз голосовала. Для меня это было важное событие. Идя на выборы, я знала только в общих чертах, кого выбираю. Мне кажется, недоверие к кандидатам возникает из-за того, что не все выполняют обещанное. Из-за того, что некоторые вопросы из-за халатности некоторых чиновников не решаются вовремя. И общая обстановка в стране и в мире в целом приводит к мысли, что «они там все за нас решили» и потому наши голоса не повлияют на ход событий. А ведь это не так. Решения складываются из голосов отдельных людей.

Только рекламных роликов и листовок о том, что выборы - это важная вещь, недостаточно. Необходимо показывать, как работает правительство, что оно делает, как живет, что в нем происходит. И каждый человек независимо от положения должен иметь одинаковые права.

При решении социальных проблем не должно быть агрессии. Участие в выборах - средство мирного развития.

Константин Николаевич Оглезнев: Знаете ли вы хорошо кого-нибудь из депутатов? Знали ли вы Путина? Помните ли, что он обещал?

Константин Гареев (лицей №1): Власть - это ответственность. Когда человек безответственно относится к выборам, его легко обмануть. Так, для обмана могут использоваться популярные идеи. Я думаю, что нужно ориентироваться не на лозунги, а на дела человека. По делам и нужно судить о кандидате, представителе власти, но важны и идеи. Так и патриотизм имеет много смыслов. Патриотизм помимо общеупотребимого может проявляться и как «стадное чувство», чувство, которое используют недобросовестные политики.

Марина Казакова (лицей №3): Демократия, выборы и права человека проявляются в жизни обычных людей. Так, например, мы исследовали влияние на жизнь людей такого документа, как трудовая книжка. Мы задумались над вопросом: трудовая книжка - необходимость или бюрократическая выдумка? Назначение трудовой книжки в своем историческом развитии менялось: от первоначального - удостоверение личности и на современном этапе - трудовой паспорт гражданина России. Нередко человек не может в полной мере воспользоваться своим пенсионным правом из-за неправильно оформленных записей. В последнее время ситуация осложнилась. Появилось много предприятий различных форм собственности. Сотрудники не всегда готовы правильно работать с документацией. Нам хотелось бы внести предложение: необходимо на стадии регистрации предприятий и организаций организовывать для будущих руководителей обязательную учебу по делопроизводству и только после такой учебы проводить регистрацию.

Я думаю, устраиваясь на работу, человек должен представить и другие документы, подтверждающие его профессионализм.

Анатолий Николаевич Лебедев: В нашей дискуссии мы выявили,что не так много требований предъявляется к кандидатам и даже к кандидатам на пост президента. Вы же предлагаете для трудоустройства представлять дополнительные документы. Демократично ли это?

Марина Казакова: Думаю, демократично. В демократическом обществе все обязаны работать хорошо.

Людмила Евгеньевна Громатчикова, заместитель директора лицея №3: Демократия подразумевает взаимность обязательств и выполнение их.

Светлана Шмакова (лицей №15): Нельзя говорить о демократии, не рассматривая проблему толерантности. По моему мнению, толерантность включает такие понятия, как гуманизм, справедливость, свобода, равенство, ненасилие, достоинство. Это умение понимать и признавать чужое мнение, единство и многообразие человечества, взаимосвязь всех и каждого, уважать права другого (в том числе право быть иным), а также воздерживаться от причинения вреда, т.к. вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.

Толерантность проявляется в признании многообразия и многомерности человеческой культуры, норм, верований, готовности признать других людей такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Примером межкультурной толерантности могут послужить православный храм, мечеть и синагога, возведенные на Поклонной горе в Москве в память о погибших солдатах - людях разных вероисповеданий, бок о бок сражавшихся против общего врага. Проявлением межличностной толерантности может являться совместная работа различных политических партий в Государственной Думе. На межличностном уровне толерантность - это уважительный диалог. Она необходима при любом социальном взаимодействии.

Я знаю, что 1995 год был объявлен ЮНЕСКО Годом толерантности, а также была принята Декларация принципов толерантности. Мне хочется, чтобы эти принципы существовали не только на бумаге.

Элеонора Степановна Копысова: Как, на ваш взгляд, взаимосвязаны толерантность и процедура выборов?

Светлана Шмакова: Толерантность - это уважение мнений. Выборы - это тоже уважение мнений. В предвыборной борьбе и дебатах кандидаты должны проявлять уважение к сопернику.

Евгения Ошмарина (лицей №3): Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим его личность на территории страны. В последние годы каждый участвовал в обязательной для всех бюрократической процедуре - замене паспорта старого образца на новый. Правительство России определяет паспорт обязательным документом для всех граждан. В то же время в европейских государствах обладание паспортом - это право, а не обязанность. Внутри страны личность гражданина может быть удостоверена любым документом, чаще всего водительскими правами.

Мы провели исследование об отношении наших современников к паспорту и паспортной реформе. Всего в опросе приняли участие 235 человек. Результаты исследования показали, что более 60% респондентов (64% учащихся, 69% родителей) принимают паспорт как необходимый документ. Более 27% считают, что паспорт необходим, но в исключительных случаях, например для проведения банковских операций, регистрации новых семей, для подтверждения родственных отношений. Иметь всегда при себе паспорт российских жителей заставляет действительность. Количество организаций, требующих от граждан паспорт, растет, что не всегда оправданно.

Мы считаем, что наличие паспорта обусловливает свободу личности и позволяет реализовать гражданские права, но наряду с этим паспорт зачастую излишне бюрократизирует нашу жизнь.

Сергей Суранов (лицей №39): Наше время сложное. Депутаты заняты решением глобальных проблем, не замечая повседневности. Молодежь остается вне поля зрения. Я думаю, что следует депутатам задуматься над проблемами молодежи.

Константин Николаевич Оглезнев: Есть в обществе тенденция не понимать, в чем суть системы разделения властей. Общество из-за низкой политической и правовой культуры не понимает, что властные полномочия распределяются между ветвями власти. Депутаты утверждают бюджет, а исполнительные органы обязаны выполнять. Депутаты, конечно, контролируют исполнение принятых законов, в том числе и бюджета.

В России - перекос в сознании людей. Чиновники, часто боясь увольнения, подчиняются произволу. Депутаты же выбраны народом, так, в Законодательное собрание Пермской области избрано сорок человек. Все они люди разные, и каждый думает по-своему. Разнородность депутатского корпуса используется средствами массовой информации. Образ депутата часто негативный, «клоунский». Чем выше политическая культура, тем больше люди участвуют в политической жизни. Они могут реально оценить действия политических лидеров.

Точно так же, как распределяются полномочия, распределена и ответственность. Ни одна из ветвей власти не должна довлеть над другими.

Ирина Геннадьевна Долинина, кандидат педагогических наук, доцент государственного университета: Формирование политической культуры гражданского типа - цель деятельности Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование».

Ассоциация создана в 1995 году и объединяет около 20 тысяч членов во многих регионах страны. Это учителя, ученые, журналисты, те, кто заинтересован в развитии гражданского общества и правового государства в России и активно работает в этом направлении. Региональное отделение создано и на пермской земле. Наш форум проводится по инициативе ассоциации.

Газета «Граждановедение», печатный орган ассоциации, публикует различные материалы для преподавателей, но не только... В ней всегда находят место и работы молодых, подрастающих граждан. Мы направим ваши работы в газету, и, вероятно, некоторые из них, будут опубликованы.

Во многих выступлениях прозвучала требовательная нотка. На форуме присутствуют ребята, которые своей работой преобразуют наш мир. Это группа волонтеров профессионального лицея №3. На экране вы видите фоторепортаж о делах группы.

Волонтеры: Мы хотим изменить мир к лучшему. Легко любить все человечество, но гораздо сложнее проявить милость к близким людям. Мы хотим принести радость тем, кто рядом. В нашу волонтерскую группу входит двадцать человек. В 2002 году мы писали письма и отправляли посылки в Российскую Армию. Проблема беженцев в России - одна из острейших. Наша помощь попавшим в беду людям из Чечни и Дагестана заключалась в том, что мы собирали и отправляли им одежду, обувь, канцтовары. В 2004 году мы провели акцию «От языка вражды к языку мира». Выйдя на улицы Перми, мы закрашивали профашистские, националистические, призывающие к насилию надписи. Помощь больным и нуждающимся людям - часть нашей работы.

Внимательно и с большим интересом участники форума посмотрели компьютерную презентацию Людмилы Евгеньевны Громатчиковой о демократическом государстве, роли гражданина в нем, об опыте выборов и референдума в Пермской области. Презентация заканчивалась напутственными словами: «Твоя страна, тебе жить, тебе выбирать».

Элеонора Степановна Копысова, заведующая кафедрой воспитательных систем развития личности ПОИПКРО: Сегодня значимый день в политической жизни молодежи Прикамья. Гражданский форум - шаг в будущее. Это возможность заявить свои взгляды и убеждения. Для многих ребят это и первая возможность встретиться с политиками и уважаемыми людьми нашей области. Сегодня состоялся разговор на равных. Молодежь думает, сомневается, учится уважать точку зрения другого. Думаю, это дает движение вперед.

Константин Николаевич Оглезнев: Ребята почувствовали, как сложно быть политиками, но сегодня они выступали публично. За ними будущее - они лидеры в нашем обществе.

Дискуссия велась грамотно и откровенно. Участвовать в конкурсах и форумах надо - это единственное место, где можно поспорить.

Подводя итоги форума, все участники выразили большое удовлетворение тем, что форум предоставил возможность каждому быть услышанным, явился школой уважения и терпимости, стал способом преодоления безразличия и приобщения к политическому процессу. Было внесено предложение о необходимости проведения следующих форумов, на которых молодые избиратели имели бы возможность встретиться с большим числом политиков, задать им вопросы, высказать свои мнения.

Ирина ДОЛИНИНА, кандидат педагогических наук, доцент государственного университета, Пермь