Тема «Суд - правоохранительный орган»

Цель: продолжить работу над усвоением понятий: «закон», «права человека»; дать представление о понятиях: «правоохранительные органы», «суд», «присяжные заседатели», «народные заседатели».

Ход урока

Выяснить усвоение понятий: «закон» и «обычай».

Среди перечисленных признаков выберите те, которые относятся к закону, и отдельно те, которые относятся к обычаю. Цифру, под которой этот признак стоит в перечне, впишите в соответствующую графу: 1) появляется вместе с появлением государства; 2) регулирует жизнь общества; 3) обязателен для всех жителей страны; 4) появляется вместе с появлением общества; 5) существует только в письменном виде; 6) за его нарушение наказывает государство; 7) может распространяться как на все общество, так и на небольшую группу людей; 8) передается в устной форме из поколения в поколение; 9) за нарушение наказывает общество.

Закон Обычай

Каким образом закон и обычай регулируют жизнь людей:

а) путем наказания людей, их нарушивших;

б) что-то запрещая, а что-то разрешая и тем самым устанавливая границу дозволенного;

в) поощряя тех, кто их соблюдает.

Объясните, зачем нужен закон бедным людям? ___

Объясните, зачем нужен закон богатым людям? ___

Объясните, зачем вообще нужен закон? ___

1) Стадия вызова.

Поскольку содержание первого подзаголовка «Почему закону нужны помощники», с одной стороны, связано с понятием «закон», а с другой - с новым понятием «правоохранительные органы», то в качестве вызова целесообразно использовать разбор домашнего задания: «Нужна ли в Конституции глава об обязанностях». Выслушав мнение 2-3 групп, учитель отмечает, что права человека сохраняются только в том обществе, которое строго следит за их соблюдением, в котором каждый человек помнит о необходимости уважать права окружающих.

Выясняя, насколько хорошо учащиеся усвоили данный материал, учитель предлагает классу следующее задание: «В одной из школ Москвы учащиеся решили, что забота о соблюдении прав человека станет одной из их важнейших задач. И начать они решили с себя: всегда и везде поступать так, чтобы не нарушать прав других людей. Ребята даже сделали значки, на которых написали свой девиз. Попробуйте определить, как может звучать девиз, выбранный учащимися этой школы, и объясните свое мнение (работа идет в оперативном режиме)»:

а) «За твои и мои права!»;

б) «За мои и твои права!».

Как правило, школьники выбирают первый вариант, доказывая (и весьма удачно), что без соблюдения прав других людей невозможно гарантировать соблюдение прав отдельного человека.

Развивая тему, учитель предлагает учащимся открыть в учебнике рубрику: «Знакомимся с документами» параграфа 9, где помещена глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» и подумать над тем, как эти права воспринимает человек, считающий, что соблюдение прав других людей - его обязанность (можно предложить учащимся попробовать перефразировать 1-2 статьи данного раздела Конституции).

На выполнение задания группам отводится не более 3 минут. Задание сложное, поэтому если учитель видит, что оно вызывает трудности, с которыми школьники не справляются, то может предложить свой вариант ответа, например такой: «Статью 23 можно перефразировать следующим образом: «Я не имею права вмешиваться в частную жизнь человека, проникать в его личную или семейную тайну, разглашать ее, порочить его честь и достоинство».

После подобной подсказки пятиклассники, как правило, достаточно легко справляются с заданием. Вместе с тем свою формулировку обязанностей учителю следует прочитать в любом случае.

В заключение учитель проводит обобщение: «Человек, желающий сохранять свои права в неприкосновенности, всегда стремится соблюдать права других людей, поэтому ему не нужна глава в Конституции об обязанностях (обычно класс согласен с данным заключением)». Но учитель может уточнить: «Но, может быть, тогда такая глава нужна тем, кто не хочет, не желает соблюдать права других людей?» Как правило, в этом случае большинство учащихся однозначно говорят о бесполезности такой главы для подобных людей. На вопрос учителя: «Что же делать с теми, кто нарушает права других людей?» - дети обычно предлагают таких людей сажать в тюрьму.

2) Смысловая стадия.

Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает им открыть параграф 11 и начать читать вслух по очереди подзаголовок «Почему закону нужны помощники». После завершения чтения учитель дает классу задание: найти в тексте учебника объяснение того, как или кем определяется нарушение прав человека.

Затем по той схеме читается подзаголовок параграфа: «Что охраняют правоохранительные органы». После чего учитель задает следующие вопросы:

1. Что охраняют правоохранительные органы?

2. Какие органы стоят на страже прав человека, охраняют закон?

Лучше всего, если учащиеся в качестве ответа зачитают соответствующее предложение из текста параграфа.

Работа над подзаголовком параграфа «Зачем нужны суд и судьи» начинается с задания учителя группам подумать над ответом на данный вопрос (на выполнение задания отводится не более минуты), не используя текст учебника.

Выслушав ответы (без оценок и комментариев), учитель задает следующий вопрос:

Как давно, по-вашему, появились судьи?

Выслушав мнения школьников (также без оценок и комментариев), учитель предлагает прочитать подзаголовок «Зачем нужны суд и судьи» и простым карандашом поставить галочку на полях в том случае, если мнение группы совпало с тем, что написано в учебнике и знак «-» в противном случае.

Ответ на первый вопрос, как правило, близок к искомому, и учащиеся приходят к выводу, что судья нужен для установления справедливости. Но второй вопрос обычно вызывает разногласия. Однако учителю необходимо проследить, чтобы к завершению обсуждения учащиеся осознали, что человеческое общество всегда нуждалось в установлении справедливости, и если в первобытном обществе справедливость устанавливалась судьей на основе существовавших обычаев, то с возникновением государства справедливое разрешение конфликта происходит на основании закона.

1) Стадия рефлексии.

Если времени до конца урока остается немного, то на стадии рефлексии можно предложить учащимся написать синквейн, т.е. стихотворение, состоящее из пяти строк. Для этого учитель построчно предлагает слова, которые необходимо использовать пятиклассникам при составлении стихотворения.

Первая строка

Существительное, обозначающее тему синквейна, например: «Зима», «Закон», «Море»

Вторая строка

Два прилагательных, раскрывающих какие-либо характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна

Третья строка

Три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению, предмету действия, воздействия и т.д.

Четвертая строка

Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки и т.п.

Пятая строка

Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.

При знакомстве школьников с правилами написания синквейна приведенную схему желательно дополнить наглядным примером, например:

Суд

Независимый, открытый

Слушает, вникает, обсуждает

Мечта человека о справедливости

Надежда

Однако лучше, если для примера будет взята какая-то занимательная тема, чтобы пятистишие могло привлечь внимание, заинтересовать учащихся. Поскольку не все школьники могут сразу справиться с заданием, то целесообразно предложить школьникам выполнять его по парам. Обычно это задание выполняется школьниками с большим интересом, что создает положительную мотивацию для данного вида учебной деятельности.

Организация обучения написанию синквейна

1. Учитель дает 2-3 минуты на то, чтобы каждый школьник попробовал подобрать соответствующие схеме прилагательные, глаголы, фразы, существительные.

2. Затем дети начинают работать по парам, они пытаются из двух синквейнов, точнее из двух наборов слов, собрать один, наиболее удачный. Данная деятельность позволит участникам пар обсудить данную тему, критически оценить подобранные слова. Кроме того, во время обсуждения школьники учатся слушать друг друга, совместно обсуждать предлагаемые товарищами идеи, связывать их со своими, критически осмысливая последние, учиться отказываться от них для достижения лучшего варианта.

После того как первый синквейн будет написан, учитель предлагает школьникам заслушать поэтический опыт друг друга.

Тема «Прокурор и прокуратура»

Цель урока: продолжать знакомить учащихся с назначением и деятельностью правоохранительных органов, в данном случае - с прокуратурой; дать представление о том, как прокуратура служит закону, какова ее роль в суде, чем еще занимаются работники прокуратуры.

Учащиеся к концу урока должны: а) рассказывать о роли прокурора в суде; б) раскрывать понятие «государственный обвинитель»; в) рассказывать о роли прокуратуры в нашей стране.

Форма организации учебной деятельности - групповая.

Ход урока

1) Стадия вызова.

Дома школьники самостоятельно познакомились с подзаголовком параграфа 11 «Суд в современной России», поэтому следует проверить, насколько хорошо усвоен ими новый материал.

Данную работу советуем организовать следующим образом. Учитель предлагает школьникам прочитать текст о Фемиде, помещенный в рубрике «По страницам интересных книг» после параграфа 11. Желательно текст читать вслух, по очереди. Затем дать школьникам в течение 1,5-2 минут обсудить в группах ответ на вопрос 3 к данному тексту: «Как вы думаете, почему, стремясь принять справедливое решение, Фемида надевала повязку на глаза и брала в руки весы?» Как показывает практика, с данным заданием школьники справляются довольно успешно, поэтому, выслушав мнение участников 2-3 групп, учитель спрашивает далее: «Древняя богиня закрывала глаза, чтобы не видеть лиц участников суда и чтобы ничто постороннее не мешало ей принять справедливое решение. А что, по-вашему, может помешать современному суду принять справедливое решение?»

В процессе беседы (времени на обсуждение в группах не дается, так как цель этого вопроса - актуализировать наиболее значимые идеи текста подзаголовка «Суд в современной России»). Как показала практика, школьники справляются с этим заданием достаточно успешно, поскольку проблемы современного российского судопроизводства им в целом известны, что называется «на слуху», и, несмотря на свой небольшой возраст и жизненный опыт, пятиклассники на основании знаний, полученных из кинофильмов, телепередач, бесед со взрослыми, активно обсуждают данные проблемы.

Выслушав пятиклассников, учитель задает вопрос-вызов к смысловой части урока: «А как по-вашему, что может помочь современному суду принять справедливое решение?»

На подготовку ответа отводится не более 2 минут. Далеко не всегда и не все участники в группах вспоминают о прокуроре и адвокате, поскольку немногие пятиклассники представляют их роль в суде. Однако, поскольку данное задание дается на стадии вызова, его можно рассматривать как определенную интеллектуальную игру, призванную поддерживать интерес учащихся, поэтому советуем учителю ни одно из сделанных предположений не оценивать и не комментировать.

2) Смысловая часть.

Далее учащиеся работают индивидуально. Чтобы роль прокурора в судебном процессе стала более понятна пятиклассникам, советуем учителю особо акцентировать внимание учащихся на данной должности.

Следующий этап работы связан с прокуратурой как правоохранительным органом, поэтому учителю необходимо обратить внимание учащихся на то, что деятельность прокурора в суде - только часть его работы. Прокурор и прокуратура в целом являются представителями правоохранительной системы страны.

Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук