В жесткой конкурентной борьбе гамбургер одолел «горячих собак» - хот-дог (булочки с сосиской) и в конце 1930-х годов наряду с яблочным пирогом стал символом американской кулинарии. Несколько миллиардов гамбургеров ежегодно продаются в США. Они появляются как в самых дешевых забегаловках, так и на аристократических приемах.

По некоторым данным, гамбургеры составляют примерно 17% всех заказов в американской системе общественного питания. По подсчетам Дж. Теннисона, автора книги «Иллюстрированная история гамбургеров», среднестатистический американец съедает более 12 кг гамбургеров в год, а каждый 15-й работающий американец начинал свою карьеру, продавая гамбургеры в кафе Макдоналдс.

Любопытно, что родившиеся в США сети ресторанов быстрого питания, такие как Макдоналдс, особо удачно действуют в регионах, где наиболее сильны национальные кулинарные традиции. К примеру, эти сети быстрого питания приобрели в Испании и Южной Корее большую популярность, чем рестораны, предлагающие традиционную испанскую и корейскую еду. Сеть Макдоналдс в Японии - крупнейшая ресторанная сесть страны. Рестораны, продающие гамбургеры, крупнейшим из которых является Макдоналдс, являются излюбленной мишенью антиглобалистов и исламских террористов. За последние шесть месяцев 2002 года на Ближнем Востоке было совершено шесть терактов, направленных против американских компаний - в том числе пострадали и закусочные Макдоналдс.

Специалисты-диетологи считают гамбургеры вредной едой, которая оказывает крайне негативное влияние на здоровье людей - в ней слишком много жира и консервантов. Результат: сердечно-сосудистые и онкологические заболевания в последние годы становятся причиной более половины смертельных случаев в США. Кроме того, в стране растет число больных диабетом, гипертоническими заболеваниями и ожирением. По данным министерства сельского хозяйства США, ежегодно расходы на лечение расстройств, вызванных исключительно неправильным питанием, составляют 200 млрд. долларов. Ущерб, ежегодно наносимый экономике США сердечно-сосудистыми заболеваниями, оценивается в 80 млрд. долларов. Ущерб от ожирения оценивается в 865 млрд., ущерб от рака - в 104 млрд. долларов. Примерно треть случаев смерти от онкологических заболеваний вызвана исключительно пищевыми факторами. В 2003 году завершился беспрецедентный судебный процесс - несколько нью-йоркских школьников пытались получить от Макдоналдс многомиллионные компенсации. Причиной стал лишний вес, который, как утверждали истцы, они приобрели, ежедневно поедая гамбургеры и жареную картошку. Суд отклонил этот иск.

С 1986 года известный бизнес-журнал «The Economist» сравнивает стоимость жизни в различных странах мира на основе «Индекса биг-мака», при котором оценивается стоимость одноименного гамбургера, продаваемого в ресторанах Макдоналдс в странах мира. На основе этого индекса также оценивается реальный вес национальных валют, состояние экономики и т.д. В 2002 году самые дешевые гамбургеры продавались в Аргентине (78 центов), самые дорогие в Швейцарии (3,81 долл.). Российский «биг-мак» стоил 1,25 долл., белорусский - 1,31 долл., эстонский - 1,62 долл., украинский - 1,65 долл. Для сравнения, в Китае гамбургер стоил 1,27 долл., в Чехии - 1,66 долл., в зоне стран евро - 2,37 долл., в Израиле - 2,51 долл., в Польше - 2,37 долл., в Турции - 3,06 долл. Стоимость «биг-мака» в США снижалась последние годы и сейчас составляет 2,49 долл.

По сообщениям агентства Washington ProFile