Что же такое граждановедение в понимании американской общественной и педагогической мысли? Каково его содержание? Какие компоненты в соответствии с принципами американской политической системы оно должно включать? Американский энциклопедический справочник «Civitas» дает следующее определение: «...Интенсивное изучение и осмысление американских политических институтов, особенно системы самоуправления, ценностей, препоручение и принятие власти в ее рамках; истории этих институтов, проблем, сущности и возможностей; вызовов и альтернативных решений, короче - теории и практики свободного и открытого демократического общества в том виде, в каком оно развилось в Соединенных Штатах... исследование цели управления, сущности законов, способа, которым частное лицо может воздействовать на общественный строй и политическую систему, международные аспекты политики». Если выйти за пределы американских реалий, сделав акцент на изучении современной российской политической действительности, то мы получим определение, в целом отвечающее задачам граждановедения в России.

«Граждановедение в условиях демократии есть обучение самоуправлению. Самоуправление означает деятельное участие в процессе самостоятельного руководства, а не пассивное молчаливое согласие с действиями других». Высказывание Аристотеля отражает взгляд, согласно которому идеалы демократии наполняются наибольшим содержанием тогда, когда каждый член политического сообщества активно соучаствует в управлении. Члены политического сообщества являются его гражданами; гражданственность в демократических условиях есть членство в суверенном государстве.

Первоочередной довод в пользу граждановедения при конституционной демократии состоит в том, что здоровье государства зависит от возможности самого широкого участия его граждан в гражданских делах, направленного на приумножение общественного блага и защиту индивидуальных прав. Цель гражданского воспитания поэтому заключается в подготовке информированных и ответственных граждан, здраво осмысляющих ситуацию и эффективно действующих в соответствии с собственными и корпоративными интересами. Более того, предполагается, что они своими действиями способны создавать благоприятное для себя положение в экономической, политической, корпоративной областях, в состоянии предвидеть возможное наступление неблагоприятных обстоятельств и принимать упреждающие меры.

Но никакой гражданский потенциал не сможет реализоваться без формирования и поддержания стремлений умножать общественное благо; защищать индивидов от злоупотреблений властью со стороны правительства и от покушений на права личности, откуда бы они ни исходили - со стороны государства либо частных лиц. Еще одно из условий гражданственности - широкие познания и мудрость, которые наполняют человека способностью правильно разбираться в общественных делах и развивают умение эффективно использовать это знание. Конечно, невозможно ожидать от школьника проявления мудрости, однако важно обозначить это качество и начать движение к нему через систему выполнения ответственных, требующих проявления самостоятельности заданий, в том числе общественной значимости. В подобном гражданском участии, где от учащегося ожидают ответственное и деятельное начала, особенно быстро формируются знания и навыки в гражданских вопросах, закрепляются ценности и толерантность - складывается гражданская культура молодого человека. Воспитание этих качеств и составляет миссию граждановедения.

Таковы задачи и цели граждановедения в обществе, где на первом месте стоят свобода и нерушимость принципа частной собственности, освященные опытом развития американской цивилизации.

Гражданское образование

в нашем понимании

Граждановедение - предмет, в котором, как ни в одном другом, теоретическое изучение политических институтов и норм должно соединяться с практикой личного поведения: это участие в системе школьного и местного самоуправления, избирательных кампаниях в школе и по месту жительства, решение в составе группы заданий, имитирующих принятие ответственных административных, политических, социальных резолюций. Иначе говоря, гражданское образование есть дисциплина, где теория идет рука об руку с практикой, которая имеет смысл и результат только в этом случае.

Большое место отводится проектной деятельности учащихся, призванной моделировать ситуации социального партнерства, готовить к взаимодействию, общению в ходе будущей производственной деятельности. Полученные знания должны закрепляться в ходе ролевых игр, где учащиеся, объединившись в группы, принимают согласованные решения за представителей федеральной, республиканской, местной власти, милицейских работников, выступают в качестве потребителей, налогоплательщиков, управленцев на производстве, лидеров профсоюзных, политических и иного рода организаций.

Общие для многих учебников недостатки по граждановедению в целом сводятся к следующим: ориентация на западные модели гражданского образования, предлагающие нашей школе несвойственный России социально-культурный и политический опыт; упор на становление гражданина как субъекта и объекта формально-правовых отношений в общественной и повседневной жизни; недостаточное внимание к морально-нравственным и социокультурным аспектам образования и воспитания, нерасторжимо связанным в условиях нашей страны с политическими и правовыми вопросами регулирования общественной и государственной жизни. Определенная схоластика, которая выражается в акценте на теорию при явном небрежении к закреплению осваиваемых знаний в поведенческих моделях. Накапливаемый положительный и отрицательный опыт, ставший особенно очевидным примерно в середине 1990-х годов, был проанализирован в Центре цивилизационных и региональных исследований РАН (ЦЦРИ) и дал рождение новым подходам к развитию гражданского образования в России. Один из главных выводов: необходимо критически оценить чужой опыт и использовать его в адаптированном к российским социокультурным условиям виде, трезво осознавая, что американские содержание и приемы обучения гражданской культуре окажут благотворное действие только тогда, если они станут органичной частью российской цивилизационной системы.

Эту задачу отчасти и призван решить новый комплект учебников по граждановедению. Основная его цель - раскрыть и наполнить историко-культурологическим и политико-правовым материалом (и тем самым создать условия для его актуализации) такие основополагающие для русской национально-гражданской идентичности ценности, как патриотизм и гражданственность. Проект призван способствовать повышению уровня теоретических знаний преподавателей граждановедения в области политологии, истории культуры России и демократических стран Запада и Востока, вооружить их нужными методическими рекомендациями. Таким образом, проект должен помочь адаптации демократических ценностей к отечественной действительности. В конечном итоге он облегчит вхождение России, сохранившей национальные культурные и социальные идеалы, в мировое сообщество.

В 1997 г. в рамках Центра сложилась группа исследователей во главе с его директором доктором исторических наук Игорем Следзевским, которая в инициативном порядке приступила к разработке новой концепции гражданского образования и комплекта учебников для учащихся профессиональных колледжей и среднего звена российской школы. В настоящее время группа, включающая ученых ЦЦРИ, вузов Москвы, педагогов-специалистов и учителей-практиков, обрела формальный статус лаборатории граждановедения Научно-исследовательского института развития образования при Департаменте образования г. Москвы, которой в настоящее время руководит кандидат педагогических наук И. Сергеев.

Результат работы коллектива, в частности, - представленная в этом сборнике «Концепция гражданского (граждановедческого) образования в общеобразовательных учреждениях г. Москвы», учебник для 5-го класса и готовящийся к изданию учебник для 6-го класса общеобразовательной школы. Для профессиональных учебных заведений и школ планируется подготовить комплект учебников с методическими пособиями, рабочие тетради, книгу для учителя гражданского образования.

Создатели концепции и учебника по гражданскому образованию «Я - гражданин России» опираются на опыт авторов предшествующих учебных книг по данной дисциплине. Вместе с тем наш подход к этой дисциплине содержательно, методически и функционально значительно отличается от прежних концепций преподавания граждановедения. Основные идеи нашей программы уже были опубликованы в приложении «Граждановедение» к «Учительской газете», в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» и других изданиях.

Мы не случайно употребляем термин «гражданская культура», поскольку не замыкаем предмет рамками правовых и политологических знаний. Мы понимаем гражданское образование как освоение совокупности межличностных отношений - правовых, политических, культурных, моральных, психологических, определяемых сложившейся цивилизационной системой и экономикой. В политологической литературе гражданская культура рассматривается как деятельность индивидов в качестве самостоятельных субъектов власти, использующих государственные и общественные институты для защиты своих прав и свобод. Движение к гражданскому обществу - одна из двух наряду с экономическими реформами составляющих превращения России в развитое экономическое и правовое государство - в наших условиях осуществимо только в этих широких рамках. В сравнении с Западной Европой и Северной Америкой, где этот комплекс межличностных связей и отношений личности с государством и социальными группами складывался в течение столетий и где ныне он воспринимается как данность, нам предстоит выстраивать, помимо политической сферы (что само собой разумеется), еще и моральное, психологическое, культурное содержание.

Особенности курса

«Я - гражданин России»

Основные отличия нашего видения гражданского образования от предшествующих курсов можно свести к следующим:

1. С точки зрения содержания - синтез универсальных демократических (американских и западноевропейских) норм и институтов с российскими социокультурными ценностями. От прямого, некритического насаждения западных политико-правовых институтов и норм (процесс, который, как показывает история, обычно влечет их отторжение и откат к традиционным, фундаменталистским ценностям) мы переходим к их адаптации к российским социально-культурным условиям, стремясь максимально использовать отечественный исторический и современный материал, погрузить ребенка в знакомый ему мир вещей и близких понятий.

2. Доминировавший нормативно-правовой принцип отбора материала существенно дополнен более современным подходом, рассматривающим гражданское знание как осознание ценностей гораздо более широкого - мультикультурного и поликонфессионального - мира (прежде всего народов России). Знание законов и даже их соблюдение еще не является гарантией становления настоящего гражданина и формирования в России гражданского общества.

Анатолий САВАТЕЕВ, кандидат исторических наук