- Ты увидишь, милая Чернушка, - отвечал Алеша, - что я сегодня же совсем другой буду.

- Не полагай, - отвечала Чернушка, - что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку. И потом если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою.

Увы, бедный Алеша не знал, что для исправления самого себя необходимо начать с того, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность.

Повесть «Черная курица, или Подземные жители, волшебная сказка для детей» (1829), первую русскую авторскую сказку в прозе, придумал для своего племянника Алеши Толстого один из образованнейших писателей пушкинского периода - Алексей Алексеевич Перовский (известный в литературе под псевдонимом Антоний Погорельский).

В волшебной повести ее герой добрый мальчик Алеша спасает на Рождество от кухаркиного ножа курицу Чернушку, которая вдруг оказывается министром подземного царства. Алешу ждут приключения и даже страдания.

Перовский (1787-1836) - не только воспитатель будущего поэта, драматурга, романиста и сатирика Алексея Константиновича Толстого (1817-1875), но и замечательный педагог, деятель русского образования. С 1825 по 1830 год он был попечителем учебного округа в Харькове. Затем занимал различные должности по Министерству народного просвещения.

Воспитание своего дорогого племянника и тезки Перовский считал главным делом своей жизни. Рассказывая сказку о министре Чернушке, Погорельский-Перовский хотел, чтобы Алеша никогда не делал того, что ему не велят долг и совесть.

Вместо нравоучений и моралей он предлагает воспитаннику образный материал для работы воображения и ума - волшебные истории. В частности, повесть о министре Чернушке учила не прощать себе предательства, глупости, гордыни и самонадеянности.

«Сказка - ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок».

Образ - иносказание. Иносказание дает возможность говорить правду, подчас горькую, не обижая, не обличая, помогая самоопределиться. Он предупреждает об опасных соблазнах.

Переносный смысл иносказания облекает отвлеченное понятие в живые формы и делает его доступным созерцанию. Мысли, чувства, страсти приобретают видимые, узнаваемые очертания. Благодаря этому художественный образ позволяет сравнить себя с читателем и сделать желательные выводы.

Наконец, понятие бесстрастно, а образ эмоционален.

- Твоя нескромность причиною, что я осужден носить эти цепи, - сказал министр с глубоким вздохом, - но не плачь, Алеша! Твои слезы помочь мне не могут. Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде. Прощай в последний раз!..

- Чернушка, Чернушка! - кричал ему вслед Алеша, но Чернушка не отвечала.

Всю ночь он не мог сомкнуть глаз ни на минуту. За час перед рассветом послышалось ему, что под полом что-то шумит. Он встал с постели, приложил к полу ухо и долго слышал стук маленьких колес и шум, как будто множество маленьких людей проходило. Между шумом этим слышен был также плач женщин и детей и голос министра Чернушки, которая кричала ему:

- Прощай, Алеша! Прощай навеки!

«Черная курица» запечатлелась в сознании воспитанника. Иносказательные внушения замечательного педагога Перовского наложили печать на все будущее творчество и личную жизнь Толстого.