Комментарий психолога. В любой школе обязательно найдутся «вечно несогласные» - люди, с которыми невероятно трудно найти общий язык. Причем они реагируют остро не только на критику, но вообще на любое слово. Они плохо работают в команде, тяжело уживаются с членами коллектива. И не так важно, кто это - родитель, коллега или школьник.
Существует одна хитрость, позволяющая облегчить разговор с людьми такого типа. Чтобы получить от них положительный ответ, нужно подать вопрос в «упаковке» отрицательной формы. Например: «Не очень-то хороша эта книга, не правда ли?» Несогласный человек обязательно перевернет фразу на свой лад и ответит примерно следующее: «Как сказать, мне кажется, она вполне ничего (хороша)».
Таким людям доставит удовольствие, если вы похвалите их за способность находить недочеты и недоработки в любой системе. Только хвалите за реальные достижения, иначе они быстро почувствуют неправду, и отношения опять усугубятся. Скажите папе: «Вы (ваш ребенок) прекрасно справились с новым заданием» (обязательно уточните, что конкретно они сделали). Вряд ли он скажет в ответ: «Нет, вы не правы, я (ребенок) плохо это сделал». А если и произнесет такую фразу, то сам себя поймает, как скорпион за хвост, отчего будет чувствовать себя неуютно.
«Несогласные» люди, как правило, не производят новые идеи, но прекрасно критикуют имеющиеся. Поэтому им хорошо подходит кропотливая работа, требующая всяческого «копания» и анализа мелочей. Учитывая это, вы можете направить их энергию в мирное русло. Например, такому родителю можно предложить исправить уже разработанный кем-то сценарий развлекательного мероприятия. Он точно найдет в нем ошибки, но это только улучшит сценарий. А для дальнейшей доработки сценарий с замечаниями отдайте тем, кто с вами согласен.


- Нашу школу все знают, мы не раз побеждали на региональных конкурсах. Но недавно к нам пришел новый директор, который говорит, что и одеваемся мы не так, и говорим не так, и даже ходим неправильно. Он настаивает, чтобы учителя поменяли свой имидж, а коллективу кажется, что нас любят именно такими и ничего менять не надо.

Комментарий психолога. Возможно, в вашем коллективе полагают, что, если школа известна, то коллективу не нужно работать над своим имиджем и вообще не нужно ничего совершенствовать. В данном случае все же прав ваш новый директор.
Вероятно, ваши коллеги так увлечены учебным процессом, что забывают: имидж - это нечто большее, чем деловой костюм. Это символы, в которых зашифрована информация для окружающих о принадлежности к конкретной команде, в вашем случае - к конкретной школе.
Имидж - это образ и информация, которую мы сообщаем о себе. Впечатление, которое мы производим на окружающих, напрямую влияет на наш успех в жизни. Наш имидж - то, что работает на нас либо против нас.
Подумайте, всегда ли ваши коллеги умеют подать себя в выгодном свете при общении с родителями, учителями других школ? Во всем ли они сформировали благоприятное впечатление о себе, отражается ли это на их социальной успешности?
Есть золотая фраза: имидж нельзя купить, но можно создать.
Работая над имиджем, можно идти долгой дорогой - изменять некоторые нежелательные для вас качества и черты характера, если есть время. Но можно выбрать и другой путь - в сторону усиления уже существующих сильных сторон.
По имиджу любого работника, а не только руководителя, судят обо всей организации. Всем своим видом, поведением, действиями учитель позиционирует не только себя, но и целую команду, весь коллектив. В этой связи можно говорить как об индивидуальном имидже, так и о корпоративном.
Таким образом, имидж - это не только внешность человека, костюм, прическа и тому подобное. Существует имидж организации, который содержит те или иные символы, относимые к обобщенному образу члена данной группы, и в этом смысле является собирательным образом людей, составляющих организацию.
Если вам интересно, каков ваш имидж, выполните небольшое упражнение. Возьмите лист бумаги, поделите его на две колонки, в левой поставьте заголовок «Я-реальный» и перечислите под ним качества, которыми вы, на ваш взгляд, обладаете уже сейчас. Правую колонку озаглавьте «Я-идеальный» и перечислите в ней те качества, которыми вам хотелось бы обладать. Различия между ними - это возможности вашего развития. А если есть еще и желание развивать себя, значит, вы перспективный человек.


- Мне не очень удаются публичные выступления на педсоветах. Несмотря на это, меня хотят выдвинуть в профсоюзные лидеры. Так ли обязательно для лидера красиво говорить? Ведь человека судят по его делам, а не словам.

Комментарий психолога. Согласна с вами в том, что человека прежде всего украшают его поступки, а не красивые слова. Однако вам как профсоюзному лидеру пригодится умение доносить до сознания каждого человека важность и значимость хороших дел. Ведь необходимость, например, заботы о других, о коллективе понимают не все его члены.
Попробуйте ежедневно практиковаться в публичном выступлении. Вы не просто должны говорить уверенно, со знанием дела, быть компетентным в обсуждаемых вопросах. Главное - не быть ни на кого похожим, выступающий должен вызывать к себе симпатию и уважение слушателей, а также ощущение того, что он влиятельный человек или желает и может повлиять на других.
Когда вы говорите, думайте о:
- поддержании чувства собственной уникальности,
- демонстрации своей принадлежности к определенной среде,
- повышении самооценки,
- получении одобрения и уважения.
Не стоит забывать и о средствах самопрезентации: внешний вид, вербальное (речевое) и невербальное поведение (мимика, жесты), социальные символы (обстановка, наше окружение).
Собственное публичное выступление психологи рекомендуют снимать на видео, чтобы потом проанализировать его эффективность со специалистом. Можно сделать это и самостоятельно, оценивая выступление по каждому из вышеприведенных пунктов.


- В нашем коллективе есть одинокие люди. Некоторые учителя предпочитают их не замечать, проходят мимо проблем коллег. Лично я им сопереживаю, но не знаю, как убедить остальных им помочь.

Комментарий психолога. Одиночество в коллективе и равнодушие коллег - одна из проблем современного человека. Одни предпочитают об этом не думать, чтобы «не портить себе настроение», другие считают, что одинокие люди сами виноваты, никуда не ходят и не приглашают к себе в гости. Однако все не так просто.
Скажите коллегам, пусть не считают, что кому-то нормально быть в одиночестве. Все мы существа социальные и нуждаемся в обществе себе подобных. От этого у нас поднимается настроение и становится легче жить.
К тому же все мы, осознаем это или нет, хотим, чтобы о нас вспомнили, проявили уважение, приняли. Каждый желает, чтобы его признали. Это базовая потребность человека. Признание легко можно выразить в словах, просто сказав: «Здравствуйте, как поживаете» - и выслушав ответ.
Если кто-то сам одинок, не стоит сетовать на жизнь или упрекать в непонимании других. Оглянитесь вокруг. Наверняка вы знаете людей, которые тоже могут остаться одни. Может, вам стоит собраться вместе или, если обстоятельства не позволяют выйти из дома, поговорить по душам по телефону?
Известны истории, когда одинокие люди сами себе посылали праздничные открытки. Это не самый верный способ поднять себе настроение. Лучше посылать поздравления другим, это позволит испытать радость от хорошего поступка, сделанного лично вами.
Психолог Милтон Эриксон писал, что к нему на консультацию как-то пришла пожилая женщина, у которой не было ни родственников, ни друзей. Единственным ее увлечением было разведение фиалок. Их было так много, что цветы в горшках буквально заполнили дом. (Психологи считают, что в этом случае цветы выполняют компенсаторную функцию, то есть восполняют недостаток присутствия в жизни человека друзей и знакомых.) Эриксон предложил женщине каждый раз посылать фиалки в тот дом, где рождался ребенок или умирал человек. Она так и сделала. Остаток жизни она провела счастливо и уже не была одинокой. В той местности, где она жила, не проходило ни одного праздника без ее участия, каждый раз в благодарность за поздравление люди приглашали ее в гости.

- Когда я прошу учителей выполнить то или иное поручение, они все время меня переспрашивают, стараются найти отговорку. Например, одному учителю я хотела дать задание, которое позволило бы повысить его статус, а он спросил: «А другие не обидятся?» Я просто не нашлась что ответить. Есть учителя, которые прямо интересуются: «Что мне за это будет?» А что я могу предложить? Средства на премии нам давно не выделяют. Бывают и такие случаи: поручаю что-то выполнить, а мне в ответ: «Я это не умею». Может, я непонятно объясняю? Но они взрослые люди, неудобно все «разжевывать».

Комментарий психолога. Попробуем разобраться. Вы хотите, чтобы учителя выполняли задания, но не знаете, что стоит за их вопросами - непонимание или нежелание работать.
Прежде чем что-либо поручать, подумайте, какая потребность преобладает у этого конкретного учителя именно сейчас?
Например, если вы выдаете педагогу поручение, а он спрашивает «А другие не обидятся?», значит, для него в данный момент важнее всего сохранить хорошие отношения с коллегами - даже если престижное задание и премия может достаться другому человеку. На этот вопрос руководителю правильнее отреагировать так: «Эту часть работы выполните вы, так как это относится именно к вашим должностным обязанностям, а не к работе других людей». Эту фразу стоит произнести спокойно и доброжелательно, ведь вы, как директор, хотите направить старания подчиненного в нужную сторону, а не наказываете его. Если бы вы ответили: «Нет, не обидятся», - учитель не был бы до конца удовлетворен ответом и, возможно, чувствовал вину перед теми, кто тоже хотел бы проявить себя, выполняя эту работу. А так вы даете понять, что это просто работа, которая не должна касаться чувств (вины, совести).
Правильно отреагировать на фразу «А что мне за это будет?» - рассказать о системе премирования после выполнения задания. Кстати, премирование не всегда может выражаться в денежной форме. Уважение, грамота, а то и просто доброе слово тоже ценится как признание заслуг человека.
Если же учитель говорит вам: «Я это не умею», - скорее всего, он действительно не знает, как именно выполнить задание. Значит, сейчас у него преобладает потребность в развитии и совершенствовании своих способностей. Самое правильное решение для руководителя - научить подчиненного, как справиться с поручением, ответить на вопросы и проконтролировать результаты. В этом случае вы удовлетворяете его потребность в профессиональном росте и развитии, мотивируете его познавательную активность.

Ведущая рубрики - Ирина КОЛИНИЧЕНКО, кандидат психологических наук