Нынешняя жесткая конкуренция на рынке труда, казалось бы, должна лишить их всякой надежды на светлое будущее, на квалифицированную работу и достойную жизнь.

Но наше государство, несмотря на сегодняшние трудности, старается не бросать эту категорию населения на произвол судьбы. Разработанная Министерством образования и науки программа «Создание единого образовательного пространства для инвалидов» не только предусматривает особую подпрограмму образования школьников и студентов с нарушениями слуха, но и дает некоторым из них шанс бесплатно приобрести инженерную квалификацию мирового уровня.

Ведущую роль в этой области уже давно играет Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана. Первые в мире глухие студенты появились в его стенах еще в начале прошлого века, в 1934 году. За годы советской власти университет наглядно доказал, что при наличии соответствующего интеллектуального потенциала и специально разработанных методик глухой ребенок может не просто получить диплом об окончании вуза, но и овладеть уникальными техническими специальностями. А в 1994-м у вуза появилась возможность применить накопленный опыт на качественно ином уровне. Федеральный головной учебно-исследовательский методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья во главе с Александром Станевским не только качественно реорганизовал обучение глухих студентов МГТУ, но и шаг за шагом приступил в организации системы непрерывного образования инвалидов на всей территории России. Идея платного образования была отвергнута с самого начала. Вопрос с финансированием решили так: часть денег выделяется из федерального бюджета, часть - из городского.

Уже сегодня программу интеграции глухих и слабослышащих в высшее образование так или иначе поддерживают 50 российских вузов. Образовательные центры, аналогичные «бауманскому», уже существуют в Санкт-Петербурге, Владимире, Екатеринбурге и Красноярске. На очереди Курган, Новосибирск, параллельные центры в гуманитарных вузах столицы. На выходе все эти и многие другие реабилитационные учебные заведения, а также 178 специальных школ и 9 техникумов должны получить собственный спутник связи и выйти на уровень прямых международных контактов.

Работа реабилитационного центра доказывает, что слабослышащие могут обучаться чуть ли не в любом вузе страны. Вполне реально создать для них систему высшего профессионального образования. Более того, технология этого обучения, по существу, является экспортным товаром. Ведь речь идет не просто об обучении еще одного специалиста, а о возвращении невольного иждивенца в общество. Россия уже сейчас ведет проекты по внедрению разработок ГУИМЦ на мировом уровне. Но финансирование работ осуществляют главным образом США и Япония, и значительная часть результатов не будет запатентована как исключительно российское достижение. Очень жаль, ведь деньги от продажи патентов могли бы потом пойти на дальнейшее расширение системы высшего образования инвалидов. И не только глухих.