В университете работают талантливые ученые, педагогические исследования которых обращены к проблемам развития школы, модернизации образования, к становлению личности педагога и ребенка. Не случайно отмечать юбилей собралось большое педагогическое сообщество: преподавателей, выпускников, студентов.

Педагогическая практика в университете уже не первый год проходит в виде педагогических мастерских. Этот эксперимент дал блестящий результат. Мы можем гордиться сотворчеством ученых и студентов ВятГГУ с педагогами и гимназистами Вятской гуманитарной гимназии, где работают выпускники филологического факультета разных лет. За десять лет в гимназии удалось «соединить времен связующую нить» между разными поколениями педагогов-филологов и дать возможность каждому из них проявить свою творческую индивидуальность по-своему при общей педагогической позиции.

Валерия Вологжанина защитила кандидатскую диссертацию по педагогике, Татьяна Зубарева - любимая актриса гимназистов, прима школьных спектаклей, Надежда Смертина нашла свое призвание в организации больших гимназических КТД, Ирина Логинова, Наташа Одинцова и Вадим Хардин - активные участники лаборатории по разработке мастерских ценностных ориентаций, настоящие «волшебники», специалисты по творческим инициативам. Выпускницы прошлого года - Наташа Тупицына, Татьяна Прозорова, Оксана Пономарева - умницы и красавицы, с которыми охотно и радостно общаются гимназисты, как с классными мамами - освобожденными классными руководителями. Поэтому в гимназии всегда что-то происходит: то классы собираются в интегративные образовательные экспедиции, то заседает королевская академия наук, то создаются презентации каждого класса, то готовятся сюрпризы для всей школы, то проходит неделя методических открытий. Не случайно Вятская гуманитарная гимназия стала финалистом конкурса лучших школ России. Выпускники филологического факультета ВятГГУ - педагоги гимназии, поздравляя с юбилеем свой родной университет, размышляли на встрече и о проблемах студентов 2004 года - будущих учителей, филологов-преподавателей.

Пожалуй, наиболее распространенными были пожелания найти свой профессиональный путь. Валерия Вологжанина убеждена, что для учителя особенно важно на протяжении всей педагогической жизни «не утратить способности к ученичеству, к радостному и увлеченному, терпеливому и честному общению со своими учениками». Татьяна Зубарева же считает, «что если молодежь не стремится в школу, значит, не вливаются в размеренное течение школьной жизни ручейки задора, оригинальности, решительности, современности».

- Что останавливает молодых педагогов перед дверью школы? - размышляет она. - Одни испуганы опытом педпрактики, другие не видят в работе учителя перспектив личного роста, третьи ищут занятия поспокойнее. Все снисходительно улыбаются, когда речь заходит о зарплате. Нужны ли обществу учителя, воспринимающие свой труд как вынужденный подвиг? Думаю, эту проблему одним махом не решить. Одно повышение заработной платы не вернет учительству ставшего легендой общего уважения и гордости за свою профессию. Сделать учительский труд престижным - задача государственного масштаба. Я не верю, что профессия учителя станет популярной, потому что популярность и призвание - вещи разные. Но хочется верить, что государство услышит проблемы педагогов, которые растят будущее России.

Размышляли о будущем школы, об учителях-словесниках не только те, кто уже состоялся в профессии. Высказывали свое мнение и студенты 4-го курса филологического факультета. К примеру, что сделали они, если бы возглавляли вуз.

Кто-то из ребят считает, что надо почаще приглашать в университет знаменитых педагогов-филологов, ученых и исследователей, ведь больше всего вдохновляет именно личный пример.

А кто-то убежден, что не обойтись без увеличения часов для специальной филологической подготовки.

Многие говорили о необходимости организовывать общение со студентами разных вузов России, изучать опыт других вузов. И, конечно, почти все ребята высказывали мнение, что нужно увеличить время практики, сделать ее частью учебного процесса на каждом курсе. Практика открывает путь к призванию и профессии, поэтому важно расширить формы и профессиональные специализации практики.

Ректор университета, доктор педагогических наук, профессор В.С. Данюшенков разделяет точку зрения Ю.М. Лотмана о том, что «в университете люди учатся знанию, люди учатся совести, люди учатся памяти». Главное, чтобы это был встречный процесс, соединяющий традицию с поиском нового.

Елена ГАЛИЦКИХ, доктор педагогических наук, зав. кафедрой русской литературы ХХ века и методики ее преподавания ВятГГУ, педагог - научный консультант Вятской гуманитарной гимназии, Вятка