Василий Блажнов увлечен археологией и нумизматикой. Его покорила школа, в которую он пришел работать, в ней был роскошный краеведческий музей. «Я попал в сказку», - решил выпускник Московского государственного областного гуманитарного университета. И стал приумножать приметы волшебства в малокомплектном (здесь учатся 170 детей) учебном заведении в Ильинском. Ученики разделили его страсть к поиску, в археологические экспедиции они стали ходить по родному Орехово-Зуевскому краю вместе, и за пять лет работы Блажнова в этой школе ее музейный фонд увеличился многократно. Предметы старины и все находки его кружка помогают Блажнову устраивать для ребят увлекательные исторические экскурсы и в классе. Ведь, считает этот историк, бережное отношение к прошлому формирует внимание к настоящему. А найденные во время раскопок вещи - это мостик, обеспечивающий связь времен. К сожалению, на конкурсе он не смог раскрыться полностью...

Зато экономист Ирина Балчунас блистательно прошла все испытания конкурса и оказалась в пятерке финалистов. За спиной у учителя из школы №16 с углубленным изучением предметов из Электростали эмгэушное образование. Да и по своей натуре педагог не перестает впитывать новые знания, обогащающие ее представление о мире. Рассказывая о том, что помогает ей в работе, Балчунас призналась: она сразу же старается определить, кто из детей визуал, кто аудиал, кто кинестетик. Это помогает ей подобрать ключик к каждому и заинтересовать учебой. Ведь, раздавая задания, она руководствуется индивидуальными предпочтениями учеников. Как это работает, Балчунас показала на уроке. За полчаса под ее чутким руководством в классе родилась фирма «Слоны и муравьи», которая создала собственную торговую марку «Серпуховской лимонад». Класс был разбит на группы разработчиков рекламного слогана, эмблемы, аудиосопровождения.
Работали вместе, но каждый над своим сегментом задания. Это дало эффект. Под Стаса Михайлова (хитроумные дети решили, что именно этот исполнитель импонирует вкусам жюри) «Без тебя, без тебя все ненужным стало сразу» появились цвета: солнечный желтый и зеленый, символизирующие качество напитка: мол, он же кисленький. И прозвучала зазывалочка: «Серпуховский лимонад, все дела пойдут на лад». Балчунас, наглядно показав, как рождаются компании, отметила, что даже самая маленькая фирма - это основа экономики страны. И у ребят есть возможность жить в такой стране, какую они создадут сами.
Разбила на группы класс и географ Пролетарской школы Серпуховского района Надежда Шарыпкина. Так ей удалось снарядить в виртуальное путешествие целых три экспедиции. Одна отправилась по следам Афанасия Никитина за три моря. Другая, вслед за Николаем Пржевальским, ринулась изучать Центральную Азию. Третья занялась исследованием маршрута Марко Поло. Семиклассники определили, что тверского купца Индия заманила специями, действительный член Русского географического общества был поражен, обнаружив блуждающее озеро Лоб-Нор, а итальянец собрал целую коллекцию поверий тех народов, с которыми свел его путь. Разные люди в разное время изучали Евразию. Но огромный материк и по сей день полон тайн, разгадать которые, возможно, захочет кто-нибудь из ребят после этого урока.
Общение конкурсантов с детьми уроками не ограничилось. Насколько легко педагоги находят общий язык с учениками, стало понятно на классных часах. Информатику Андрею Сиденко из школы №29 Мытищ удалось узнать, что именно подростки вкладывают в понятие «настоящий друг». Человек, который не предаст. Тот, кто тебя понимает, поддерживает. Он и сам рассказал, как жизнь свела его с лучшим другом. Вообще Сиденко апологет любого общения. Он даже создал особый сайт - социальную сеть работников образования. Изюминкой этого проекта служит то, что на этой основе любой педагог может создать очень быстро и просто персональный мини-сайт. В сети уже 31501 пользователь мини-сайта, и собрано 93068 учебно-методических материалов с очень удобной системой поиска.
На глазах у ребят распускается яркая «клумба» из цветов, внутри которых они написали свои самые положительные качества. Этот своеобразный коктейль из нежности, верности, спокойствия, оптимизма, доброты, теплоты и активности придумала и создала Алла Иняткина, учитель информатики из Протвина. Темой ее беседы стал вопрос «Умеем ли мы прощать?». И самое важное, что вынесли из этого общения пятиклассники, что не следует жить с обидой, а нужно научиться ее отпускать, ведь обида, которая копится внутри, разрушает душу. В ходе разговора ребята пожелали друг другу солнечной улыбки, голубого чистого неба, море цветов, здорового румянца и чтобы поменьше было хмурых дней.
Преподаватель начальных классов школы №5 Чеховского района Юлия Копытина предложила своим маленьким друзьям путешествие на воздушном шаре. Ей досталась тема «Виртуально и реально». Подружиться им всем помогла лампа со свечой, передавая которую по кругу каждый делился чем-то самым дорогим для себя. Дети дарили друг другу радость, добро, удачу и даже свою мечту. Ну а затем они полетели...
Предложение стать «половинкой» получила одна из мам на родительском собрании. Встречи с взрослыми, так же как и с детьми, проходили порой весьма креативно. Бывало и так, что родители не хотели отпускать мудрого учителя, с которым им почти удалось разобраться в душах своих детей.
Большинство членов жюри тоже когда-то прошло через конкурс. Эти дни волнений и преодолений остаются в сердце навсегда. И как здорово подметил это Андрей Сиденко: «Жюри всем довольно, ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, другим, у которых конкурс еще впереди...»

Серпухов