Колышется пламя мелодии в такт, споем, а потом помолчим просто так. И нам будет сниться всю ночь до утра Жар-птица костра, Жар-птица костра. Воздух смолистый приправлен дымком, хочется петь и делиться мечтами, пусть я вчера был с тобой незнаком, с этой минуты мы стали друзьями. Этот костер для тебя и меня будет всегда самым теплым и светлым. Станут волшебными крылья огня, если подумать о чем-то заветном», - девчушки из Малаховской школы-интерната своей песней заставляют вспомнить о таких вещах, как дружба и романтика. Для большинства из собравшихся в этом зале понятия «дружба» и «любовь» особые, они рождаются из страданий и отчуждения.
Малаховский хор получил на конкурсе за свою «Жар-птицу» второе место. Хороший подарок. Признание публики - это так важно! Их школа родилась в 1919 году. На основании распоряжения народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского тогда в Малаховке был организован приют для слепых детей-сирот. В 1954-м на его базе была открыта специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида для слабовидящих детей.
Здесь на первый план выдвигаются воспитание познавательной активности ребят, создание условий для развития творческой деятельности, умения самосовершенствоваться, способности к самостоятельному приобретению знаний. Несмотря на недуг, воспитанники Малаховской школы овладевают и навыками самообслуживания и вполне успешно поступают в высшие учебные заведения.
В номинации «Вокал (ансамбль, хор)» в результате победил коллектив певуний из Юровской коррекционной школы. Их «Старый рояль» и серебристые шляпки заставили поверить, что, «когда этих клавиш коснется рука, тогда улетает из сердца тоска. Со мной ты разделишь и грусть, и печаль, мой старый усталый рояль». Возможно, действительно этим элегантным девушкам есть с кем поделиться и усталостью от обид, и горечью от несправедливости судьбы. Юровская специальная школа-интернат VI вида предназначена для образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (это и детский церебральный паралич, и врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата, и вялые параличи верхних и нижних конечностей, парезы и парапарезы нижних и верхних конечностей) и для детей с умственной отсталостью. Первое место - это возможность для учебного заведения получить 30000 рублей на свое развитие от фонда «Абсолют-Помощь». Остальные довольствуются хорошими подарками - аудиосистемами.
Так как конкурс проходит уже шестой раз, за это время в нем определились и фавориты. Но появились и новички. Начальная школа - детский сад V, VII вида №32 «Аленький цветочек» Коломны участвовала впервые. Но их «Собачки» завоевали первое место. А как же?! Этих «питомцев» воспитывают в поистине сказочном месте!
Гимном этого образовательного учреждения служат слова воспитателя Мещеряковой: «Когда-то волшебники добрые жили, но в сказку однажды ушли навсегда, и людям три слова они подарили, волшебные, добрые, вечные эти слова. Но люди так часто о них забывают, и правит тогда на земле темнота. Но словно цветы из земли прорастают и вновь заполняют людские сердца. Ах если бы зло на земле все забыли, исчезли б с планеты несчастье, беда, и все на земле как волшебники были, и, за руки взявшись, запели б все люди тогда: «Доброта, музыка, любовь!» Для всех на земле повторим вновь и вновь! От них наполняется светом земля. Запомните, люди, волшебные эти слова!»
Ясли-сад №32 «Аленький цветочек» появился в Коломне в 1989 году. В 1991-м в нем были открыты первые группы для детей с недостаточной сформированностью восприятия, внимания, слабой памятью,  с отсутствием звуков речи и другими речевыми нарушениями. Созданная в 1997-м начальная школа - детский сад служит первым звеном системы непрерывного образования коррекционных учреждений с осуществлением оздоровления и коррекции отклонений в речевом, физическом и психическом развитии детей в возрасте от 3 до 12 лет. Учреждение обеспечивает комплексную программу оказания педагогической, психологической, медицинской и социальной помощи детям, родителям.
Определить, кто лучше спел и сыграл, было непросто. Критерием в любом случае служило одно мерило - сколько сил надо приложить, чтобы достигнуть этих результатов. Недаром номер Данилы Камышова из специальной школы №19 I-II вида Коломны так и назывался - «Преодоление». В коррекционном образовательном учреждении обучаются дети с недостатками слуха и глубоким речевым недоразвитием. Им оказывают консультативно-диагностическую, лечебную и коррекционно-педагогическую помощь. Особенностью школы можно считать то, что здесь объединены все специалисты по педагогической, медицинской и социальной коррекции детей с нарушением слуховой функции. А вообще в школе обучаются 108 детей с различной степенью тугоухости. Самое обидное, что это заболевание часто влечет за собой задержку речевого развития, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей.
Все дети талантливы. Но кому-то из них требуется больше мужества и физических сил, чтобы это проявить. А еще им требуется, чтобы рядом был чуткий взрослый, способный выявить спрятанный даже очень-очень глубоко дар и раскрыть способность самого несчастного человечка приносить величайшее наслаждение своим существованием, наполненным гармонией творчества.
В профессиональный лицей нередко приходят выпускники коррекционных школ. Его директор Тамара Тимофеева отмечает, что эти дети любят трудиться, охотно участвуют в самодеятельности и дорожат духом коллектива. Так их учат в  школах коррекции...
Может быть, потому что среди учеников лицея есть люди с проблемами, здесь прижилась областная программа «Свет в окне!». В ее рамках юные мастера оказывают парикмахерские услуги ветеранам войны, детям-сиротам в приютах, детских домах. 1 марта этого года ребята из 114-го лищея передали сшитые самостоятельно концертные костюмы ветеранам труда - инвалидам Общества слепых, участникам хорового коллектива. Эти люди, нашедшие себя в исполнении народной песни, 35 лет выступали в одних и тех же платьях, постоянно занимаясь их починкой и латанием. И девочки лицея, обучающиеся по профессии «художник по костюму», создали уникальные комплекты одежды.
Библиотека лицея похожа скорее на музей - дулевский фарфор, колесо прялки, старинная утварь. Рядом интерактивная доска, проектор. «А как же может быть иначе?» - удивляется заведующая библиотекой лицея Валентина Фролова. В этом просторном помещении не только читают, здесь спорят, дискутируют, учатся размышлять. Учатся слушать друг друга. И учатся слышать. Сердцем. Что гораздо надежнее прочих органов чувств.

Орехово-Зуево