Основатель и почетный президент «Новой цивилизации», депутат Госдумы Анатолий Ермолин считает:

- Проблема нынешнего детского движения - не в отсутствии людей. Проблема в менеджменте. Редко кто готов понять, что работа с детьми в этой области требует своих профессиональных технологий. Даже чтобы лагерь создать, а не то что целую организацию.

Этот статный человек с улыбчивыми глазами не педагог, а военный по образованию. Сам из офицерской семьи, до начала 90-х годов служил в элитном спецназе «Вымпел». Выйдя из него, создал для детей офицеров «Вымпела» мальчишеский отряд «Кавалергард».

Вскоре произошло его знакомство с Михаилом Ходорковским. В ЮКОСе тоже было много офицеров. У Ходорковского возникла идея создать в подмосковном поселке Каралово лицей-интернат для детей погибших военнослужащих и тех, кто воевал в «горячих точках».

Ермолин объясняет, что эта идея была глубоко органична для Ходорковского: его отец - сам беспризорник. Общие знакомые - военные - порекомендовали на пост директора лицея именно Анатолия. Первыми лицеистами стали ребята, которых вывозили из Таджикистана под обстрелом.

Главная проблема, с которой столкнулся Ермолин, - иждивенчество ребят. Имущество не берегли, одежду выбрасывали. И тогда решено было ввести экономическую игру - ее разработал с коллегами ученый Александр Сергеевич Прутченков. Ввели свои деньги, кредитные карточки. Хватило одного игрового дня, чтобы полностью изменить ситуацию. Как только появилась возможность зарабатывать деньги, угроза их потерять, иждивенчество исчезло. Лицеисты даже стали требовать, чтоб уволили уборщиц - они отнимают у них рабочие места.

В 1996 году Ходорковский попросил Анатолия разработать молодежные программы для регионов компании.

- Когда я ходил по кабинетам с визой Ходорковского, добывал средства для альпинистского туристического снаряжения, никто всерьез не верил, что это ему действительно нужно, и уверяли, что тот о своем решении скоро забудет. Но вот прошло семь лет, и наши бюджеты выросли до 3 миллионов долларов в год.

Так в школах ряда городов России началась игра «Демократическая республика». Настоящие выборы школьного президента, парламента, принятие законов, обсуждение бюджета... Ребята ломали голову, как написать заявление на самовыдвижение или от инициативной группы, как составить апелляцию в суд.

- Доходило до чувства катастрофы, до слез, - вспоминает Марина Шкробова, ведущий менеджер творческих программ, - ребята в панике бежали к игротехникам: «Не понимаю, как работать с банковскими бумагами, как открыть счет и что такое биржа?» Но уже на второй - третий день народ справлялся с этой лавиной бумаг, и все ходили ужасно гордые.

Таня Черкасова, выпускница одной из этих школ, а сейчас инструктор в «Новой цивилизации», утверждает:

- Этот проект не только воспитывает, но заряжает ребят и учит выживать везде: в толпе, перед аудиторией, перед потоком информации, которая хлещет отовсюду.

А Артем Губанов, бывший спикер школьной думы, а нынче студент и игротехник, добавляет:

- Именно в игре началась моя интересная жизнь. И эта игра держит до сих пор.

Из книги Анатолия Ермолина «Лига Дела»

«С 13-14 лет очень важно дать ребенку первый опыт общественной самоорганизации и показать, как работает эффективное демократическое государство. Зарубежным ровесникам наших подростков для этого не нужны специальные программы - сама жизнь в западных демократиях голосует за либеральные ценности и свободный рынок. В нашей стране надо быть большим оптимистом и обладать исследовательским складом ума, чтобы в происходящей галиматье событий оценить достоинства демократических преобразований. В условиях, когда сама жизнь не дает верных образцов гражданского жизнеустройства, их можно смоделировать. Именно поэтому вся деятельность «Новой цивилизации» до сих пор была сосредоточена на внедрении в российскую школу деловых игр, моделирующих социальные, политические и экономические процессы, происходящие в нормальном гражданском обществе».

После внутришкольных игр пришла идея межшкольных (районных, городских, областных) фестивалей. И политико-экономическая игра продолжалась уже на «межгосударственном уровне». Собирается от 5 до 15 школьных команд, и каждая команда-правительство представляет свое государство. Выбирают генерального секретаря международной ассамблеи, каждое государство выдвигает своего или объединенного кандидата, устраивают теледебаты, пресс-конференции.

Позиция взрослого в «Новой цивилизации» - советчик, а не ментор. Команда игротехников раскрывает ее для учителей на семинарах, наряду с обучением игровым технологиям.

Летом активисты игры «Демократическая республика» и межшкольных фестивалей собираются в лагерях «Ньюландия». Под Москвой он проходит в кемпинге «Истра» на берегу водохранилища. Ребята живут в просторных палатках с деревянными кроватями и шкафчиками, учебные классы тоже размещены в палатках. Тут создается маленькая модель гражданского общества. С выборами президента, парламента, разработкой бюджета. Дети очень быстро забывают, что это игра, живут и действуют всерьез. По ночам приходится их разгонять: до полуночи пишут законы, указы. Деньги в «Ньюландии» уже не игрушечные - в конце смены на аукционе можно купить серьезные вещи вплоть до компьютера. Ребятам объявляют: вы, конечно, можете ничего не делать - купаться, загорать. У нас свободное общество. Но если хотите в чем-то участвовать - надо платить. Мы выдаем кредит на 3 дня.

- Так подросток попадает в необычную для него ситуацию: деньги кончились, нужно срочно их где-то заработать, - комментирует Ермолин. - В обычной жизни эта проблема встает лишь после вуза или аспирантуры.

Как заработать? Можно идти в одно из министерств на зарплату. Если есть смелость - открывай свой бизнес. Придумал услугу или товар, которые необходимы окружающим, будешь удачливым бизнесменом.

Один мальчик надел белую рубашку, галстук, пошел в минюст и зарегистрировал адвокатскую контору. День ждет, другой - никто не идет. «Как же так, - возмущался он, - ведь в жизни юристы нужны!» Потом его осенило. В лагере проходят занятия по экстремальному плаванию, когда надо проплыть от пирса 500 метров в одежде. Никому неохота ходить в мокрой одежде, вот он и стал сдавать в аренду свой костюм.

Другой, назанимав денег у всего лагеря, уговорил премьер-министра продать ему пирс. Наутро обвешал его веревкой с надписью «Частная собственность». Президент, все министры сбежались в панике: сейчас же нас всех сметут! Пришлось выкупать пирс втридорога. А правительство после этого случая приняло антимонопольное законодательство.

Но смена, которая проходит в «Истре» в эти дни, особая. Она посвящена памяти Бориса Николаевича Попова, тоже офицера «Вымпела», первого начальника «Истры», построившего и оборудовавшего кемпинг. Смена носит военно-патриотический характер и название «Честь имею». Ребята из школ Подмосковья в пятнистой военизированной форме и скаутских галстуках группами (их тут зовут «экипажи») расходятся на занятия. Многие занятия ведут офицеры, бывшие соратники Ермолина по «Вымпелу». В «Новой цивилизации» продолжилось их боевое братство.

Сам же Ермолин, вспоминая службу в «разведке», утверждает, что самый главный секрет, который он «выкрал» у Америки, - это скаутские учебники. Считает скаутинг очень серьезной системой со своими технологиями, менеджментом, убедившись в этом на международных скаутских слетах. А во Всемирном скаутском бюро в Женеве, познакомившись с опытом «Новой цивилизации», заявили: «Все, что вы делаете, - это скаутинг, но нового, ХХI века».

Пройдя школу «Демократической республики», фестивалей, «Ньюландии», ребята объединяются в своих городах в клубы менеджеров «Новая цивилизация».

Менеджер, по определению Ермолина, - это «человек с проектом». Клуб объединяет тех, кто умеет увидеть проблему и то, как ее решить.

- Мы сами по всему миру ищем эффективные педагогические технологии, объездили множество стран, - сказал в заключение Анатолий Ермолин. - И поняли: у нас есть механизм, метод, который может помочь нашей стране. Я хочу, чтоб он был востребован не на Западе, а в России - чтоб мы никогда не вернулись в то прошлое, из которого с таким трудом выбираемся.