Наркотики у нас распространяются не только нелегально, но и вполне легально, в том числе и через аптеки под видом лекарственных препаратов, которые привозят из Китая. Китайцы придумывают все новые и новые подобные «лекарства». Ни один родитель не может утверждать, что его ребенок, школьник или студент, никогда не пробовал наркотик. Причем зависимость может наступить с первого раза.
Снижается возраст молодых людей, начинающих употреблять психотропные средства. Если в начале 90-х годов это был 21 год, то в начале ХХI века - 12-14 лет, и уже нередко с шестилетнего возраста. В Россию ввозят 12 тонн героина в год - это цена 100 тысяч жизней. Как спасти наших людей и прежде всего не допустить детей к этому пагубному пристрастию? Об этом шла речь на «круглом столе», состоявшемся в Московском городском психолого-педагогическом университете на тему «Профилактика зависимого поведения: актуальные проблемы и пути их решения».
Среди организаторов МГППУ и его Межведомственный ресурсный центр мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков по Москве и Московской области.
Было сказано, что стратегической целью государственной политики в этой борьбе должна стать многоуровневая система. А пока ее нет, многие уже созданные общественные и государственные структуры действуют разобщенно, несогласованно, параллельно, не пересекаясь. Поэтому объединяться нужно немедленно и действовать сообща.
По мнению Александра Простокишина, заместителя начальника управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по городу Москве, пока существует спрос на наркотики - героин будет поставляться с юга, а подпольные лаборатории будут производить синтетические наркотики. И потому главное в этой борьбе - профилактика. С раннего возраста надо учить детей уметь противостоять вредным привычкам. Если до 20 лет в сознании молодого человека не заложили понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо, то его трудно будет переубедить, перестроить его мировоззрение.
Подростковый возраст - это не только время взросления сына или дочери, это и время проверки родителей на социальную, личностную и родительскую зрелость. Между взрослыми и подросшими детьми должны оставаться теплые, доверительные отношения. А это значит, что отцы и матери по-прежнему интересуются их внутренним миром, увлечениями, помогают, если ребенка что-то тревожит, если у него появляются страхи, говорят с ним по-доброму и уже как взрослый со взрослым.
В Интернете можно прочитать, что марихуана безвредна. И многие подростки верят. Но это не так. Она наносит большой вред организму, и прежде всего разрушает мозг. Большинство наркоманов, употребляющих героин, сначала курили марихуану. Порой можно слышать предложения легализовать наркотики, но это только усложнит ситуацию и сделает борьбу бесполезной.
Один из выступавших поведал историю. Группа студентов употребляла марихуану, потому что они поверили Интернету. Кстати, юноши думали и о своем здоровье, поэтому не курили и не употребляли алкоголь, считая это более вредным. К счастью, однажды они завели об этом речь с незнакомым человеком, который оказался работником МВД и занимался этой проблемой. Он сумел доказать молодым людям, что они страшно заблуждаются. Долго говорил с ними и сумел убедить.
Выступавшие сошлись во мнении, что легче заниматься профилактикой, выявлять на ранних стадиях зависимость, чем лечить эту болезнь. Здесь может помочь тестирование. Пока оно добровольное. Как правило, только 50% подростков и молодежи согласны пройти его. Но было бы лучше, если бы тестирование проходило в рамках общей диспансеризации. Хотя бы раз в год.
И Евгений Брюн, главный нарколог России, директор Московского центра наркологии, доктор медицинских наук, считает, что проверка (тестирование) в 5-6 раз снижает число тех, кто употребляет наркотики. Первичная профилактика включает в себя и информированность родителей. Они должны знать о существовании групп риска. Одна из них представляет собой генетическую предрасположенность. 80% таких детей могут стать зависимыми от психически вредных веществ. Между прочим, американские ученые открыли, что мозг у будущего наркомана по-другому устроен.
Одним из факторов риска является приобщение к маргинальным молодежным субкультурам. Здесь специалисты бессильны. Группу риска составляют также ребята, у которых произошли изменения мозга из-за черепно-мозговой травмы. Еще одна группа - подростки, у которых крайне неустойчивое внимание и поведение. Они тоже могут стать наркозависимыми. Девиантное поведение (социально-психологическое расстройство, когда подросток совершает поступки, противоречащие нормам морали и права) тоже может привести к употреблению наркотиков.
Наркотики в жизни детей возникают не сами собой. Молодежь нередко выбирает определенный стиль жизни, который может быть связан с употреблением психоактивных веществ.
Вредит часто и наше телевидение, оно провоцирует детей на употребление этих средств. Наши звезды шоу-бизнеса, которым пытаются подражать подростки, не скрывают своего пристрастия к психоактивным веществам. Такова реклама их образа жизни. Не следует приглашать на встречу с детьми известных актеров, писателей, которые излечились от наркомании. Тогда получится не профилактика, а пропаганда наркотиков: «Оказывается, не так все страшно, ведь они вылечились, и я тоже смогу», - решат для себя подростки.
Главные ведомства, на которые ложится вся ответственность за борьбу с наркоманией и наркоторговлей, - это здравоохранение, образование и МВД. Одна школа не справится с этой проблемой. Тем более что учителя к такой роли не готовы. Сегодня педагогические коллективы ставят перед собой основную задачу - вырастить успешного человека, нацеленного на достижение значительных результатов, и работа школ оценивается по числу побед в олимпиадах и конкурсах, количеству медалистов, поступивших в вузы. Это неплохо, но совсем недостаточно для развития личности.
Пожалуй, даже более необходимо научить ребенка управлять собственным развитием, а в будущем и своей жизнью, думать, анализировать возникающие проблемы и самому искать выход из них. Быть способным критически воспринимать все происходящее вокруг, оценивать свои поступки, размышлять над смыслом жизни, быть подготовленным влиять на окружающий мир, преобразовывать, изменять его и прежде всего самого себя.
Многие выступавшие говорили о необходимости приобщить детей еще в начальной школе к здоровому образу жизни. Этому способствуют специальные программы. Есть такая программа в Земской гимназии города Балашиха Московской области, об этом сообщил ее директор Игорь Кравченко. Она называется «Инновационные механизмы освоения здоровьесберегающих технологий». Несмотря на довольно казенное и малопривлекательное название, она позволила добиться внушительных результатов. За 20 лет в гимназии не было ни одного случая девиантного поведения, нет у гимназистов и интереса к наркотикам.
Еще об одном опыте, и тоже из Подмосковья, рассказала Лариса Фишман, руководитель центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ариадна». Здесь лечат и обучают подростков, страдающих наркоманией и алкоголизмом. Одновременно в нем находятся 30 детей. Они окружены добротой и любовью, чего им так недоставало в родном доме. Много занимаются спортом, трудом и в итоге получают одну из профессий: повар, маляр, парикмахер или швея.
Кирилл Хломов, руководитель центра МГППУ «Перекресток», рассказал о деятельности «Низкопорогового подросткового клуба». Это особое место, куда может прийти любой подросток. Здесь принимают всех: в самой немыслимой одежде, немытых и нечесаных и даже агрессивно настроенных. Они находят здесь понимание, поддержку, уважение. Ребята учатся регулировать свое поведение, сами устанавливают правила, учитывая нормы морали. В клубе работают психологи, волонтеры. Деятельность «Перекрестка» признана эффективной.
Участники «круглого стола», в частности, рекомендовали провести обучение школьных педагогов на курсах повышения квалификации МГППУ по теме «Современные подходы к проблеме зависимости, стратегии и методы профилактики аддиктивного поведения». Администрациям школ предлагается преодолеть боязнь разрушения благоприятного имиджа своих учреждений, приглашать профессионалов для проведения тестирования учеников для выявления наркозависимости, которые бы гарантировали конфиденциальность.