«Нужна научная и целевая установка творческого человека», - писал академик А.Д.Сахаров. Я согласна с такой позицией и пришла к выводу, что нужны такие подходы, которые обеспечат включение подростка в процесс усвоения социальных норм и культурных ценностей в неразрывном единстве с реализацией своей активности, с саморазвитием. Причем нужна самореализация не только в школьной среде, но и в социуме микрорайона. Решение указанных противоречий мне представляется возможным в условиях социализации личности школьника через социально-политические дисциплины, активное участие в создании различных детских организаций, в исследовательской деятельности.
Основой моих педагогических поисков стали работы И.С.Кона, А.В.Мудрика, В.В.Давыдова, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева.
Социализация, с одной стороны, - это передача культуры от одного поколения к другому, с другой стороны, это развитие собственного «я». Социализация - это становление личности, которая проявляется в деятельности, общении, самосознании.
Актуальность моего педагогического опыта определяется социальными проблемами общества, которые существуют на современном этапе: кризисное состояние экономики, культуры, образования, ухудшение условий жизни и воспитания детей, проблемы адаптации подростков. В настоящее время социализация личности - необходимое условие для самостоятельной жизни воспитанников в нестабильном и быстроменяющемся мире.
Педагогическую деятельность по социализации личности осуществляю в первую очередь на уроке, используя различные приемы, методы, технологии.
При изучении темы «Опричнина» в 10-м классе обращаюсь к технологии проблемного обучения. Проблемную ситуацию на уроках истории создаю следующими заданиями: сопоставление различных мнений, точек зрения на одну и ту же проблему - «Опричнина - это следствие душевной болезни или попытка укрепить власть?», «Петр I - гений или злодей?»; сопоставление иллюстраций, карт, схем; сопоставление и анализ философских размышлений.
Исследование на уроках приучает школьников к самостоятельной работе, формирует оценочные позиции, учит анализировать и синтезировать материал, интегрировать различные области знаний, позволяет ученикам самореализоваться. К примеру, одна из проблем на моих уроках: «Можно ли считать распад СССР закономерным явлением?» или «Сколько в государстве должно быть политических партий для его нормального функционирования?».
Постоянно побуждаю детей высказывать свое личное суждение, обсуждать вопросы с точки зрения права и в морально-нравственном аспекте, при этом решая не только задачи нравственности и политической культуры, но и способствуя расширению словарного запаса, развитию риторических навыков и навыков публичного выступления.
Каждый ребенок - это личность, только одна выявленная, а другая затаенная, раскрыть ее мне помогают коммуникативные диалоговые технологии, их развивающее влияние определяется тем, что деятельность учащихся в процессе обучения организуется как обсуждение проблем, их поиск и аргументация, оценка решений, принятых в результате общения.
При изучении тем «Смертная казнь», «Современный брак», «Несовершеннолетняя семья» обращаюсь к технологии «Дебаты», считаю, что темы для дебатов должны быть значимыми, актуальными, пригодными для спора, дискуссии и иметь альтернативные варианты. Дебаты позволяют формировать собственную позицию, искусство аргументации учащихся, развивают навыки оценки социальной ситуации, воспитывают ответственность за собственное поведение.
Каждый ребенок со своей изюминкой, чудинкой. На мой взгляд, для детей необходимо создавать игровое пространство, в котором они могли бы не только вступать со сверстниками в общение, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества.
В ходе изучения тем «Гражданское право», «Уголовное право» прибегаю к инсценированию судебного процесса.
Урок - деловая игра по теме «Выборы» - это практическое применение предвыборных технологий.
Изучая тему «Россия в начале ХХ века», учащиеся представляют программы партий эсеров, кадетов, социал-демократов.
Бизнес-игра по теме «Составление годового бюджета» помогает мне формировать этические нормы в процессе овладения экономическими знаниями.
Современные дети - это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Это люди нового информационного общества. Учитель сегодня не является единственным источником информации для учеников. Но они зачастую не умеют превращать информацию в знания. Считаю, что использование ИКТ в процессе изучения предмета позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, превращать информацию в знания и применять их на практике.
Благодаря использованию информационных технологий в 11-м классе я успешно реализовала образовательный проект «Россия в 1917 году», в рамках которого учащиеся знакомились с программным материалом по теме. Отчет по итогам работы был представлен в виде презентаций. Всем учащимся предлагалось ответить на основополагающий вопрос темы: «Октябрь 1917 года - революция или переворот?». С помощью Интернета и различных других источников учащиеся доказательно обосновали учебные задачи. Проект выполнялся как на уроке, так и во внеурочное время, отрабатывался поэтапно.
Дискуссия, организованная на заключительном этапе, затронула региональный компонент. Я поведала о том, что в истории моей семьи есть трагическая страница. В 1917 году два брата (один из них мой прадед) оказались по разные стороны политической борьбы. Старший брат поддерживал большевиков, а другой сражался против, за что был репрессирован и 10 лет провел в местах для политических заключенных. На этом занятии учащиеся имели возможность проанализировать ситуацию, понять сложность исторических событий, влияющих на судьбы людей.
Внеклассная работа по социализации личности - продолжение урочной деятельности. Эту задачу решает факультатив «Основы правовых знаний» в 11-м классе.
Для меня важно выработать необходимые нормы уважения к праву, научить школьников строить свое поведение в соответствии с правовыми ценностями общества.
Реализуя инновационный образовательный курс «Мозаика культур», я увидела большой потенциал для социализации личности, образования, воспитания и развития. Курс преподается на основе интерактивных методических стратегий обучения. Мои ученики могут быстро составить синквейн, попс-формулу, используют рафт-технологию, оперативно работают в парах и группах, пишут эссе, готовят презентации.
Воспитательный потенциал курса неоспорим, он формирует взаимоуважение, взаимопонимание, умение достойно выйти из конфликта, веротерпимость и другие навыки толерантного поведения.
В рамках реализации курса в школе проводилось коллективное творческое дело «Село - единство непохожих», конкурсы творческих работ, были реализованы проекты «Проблемы села», «Огни города-героя».
Организуя работу кружка «Поиск», делаю ставку на реальную социальную практику и личное участие школьников в коллективной деятельности. Разработаны и осуществлены социально значимые проекты: «Семейные реликвии», «Имя России», «Роль СМИ в социализации старшеклассников».
В проекты были вовлечены старшеклассники. Работая в проекте, ребята учатся видеть проблемы, определять наиболее значимые, привлекать в проект сверстников, проводить социологические опросы, анализировать периодическую печать, переводить проблемы в формат задач и решать поставленные задачи.
Чтобы развивать у школьников демократические привычки, помочь им стать активными гражданами нашего села, я предлагаю им выйти из школы, увидеть социально значимые проблемы села, проблемы других людей.
Нашими социальными партнерами по работе над проектами стали органы местного самоуправления, общественные организации, СМИ, родители. Можно сказать о готовности социальных партнеров выслушать доводы ребят, принять их предложения. Деятельность учащихся была направлена на решение проблем социализации подростков, улучшение взаимоотношений в семье, повышение эффективности избирательной кампании в селе.
В этом году группа девятиклассников осуществляет социально значимый проект «Моя будущая профессия» в рамках профориентационной работы в школе.
Воспитательная программа, по которой я работаю как классный руководитель, - это системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самосознания и самовоспитания, успешной социализации.
Общественно значимые акции: организация помощи ветеранам и пожилым людям, забота о детях, проживающих в реабилитационном центре, помощь инвалидам. Цель акций не только оказание помощи, но и привлечение внимания граждан села к проблемам пожилых, инвалидов, сирот. Значение акций в том, что подростки проявляют социальную и гражданскую активность.
Для успешной социализации воспитанников практикую тренинги, ролевые игры, практикумы по культуре общения, профилактике правонарушений, привлекая родителей, общественность.
Я строю свои отношения с учащимися класса на взаимном доверии, честности, ответственности и самостоятельности. В своей работе опираюсь на ученическое самоуправление. Большинство дел школьники проводили самостоятельно, так как обладают достаточным арсеналом организаторских способностей и навыков.

​Лариса ТУТОВА, учитель истории и обществознания средней школы №1 имени Г.В.Алисова Ростова-на-Дону, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011»