Валентина  МАТВИЕНКО, председатель Совета Федерации:
Мы станем объединяющей площадкой


Принятие и осуществление Национальной стратегии действий в интересах детей предусмотрены международными обязательствами Российской Федерации как страны - участницы Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка. Опыт подготовки и осуществления такого документа у нас имеется. Первый Национальный план действий в интересах детей был утвержден указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года на период до 2000 года. 
В нулевые годы Национальный план действий в интересах детей в нашей стране не принимался, однако федеральные и региональные власти не бездействовали. В период с 2003 по 2009 год в России был принят 41 федеральный закон, реализующий положения Конвенции о правах ребенка и других международных документов. С 2007 по 2010 год действовала федеральная целевая программа «Дети России», создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Учрежден и активно заработал институт уполномоченных по правам ребенка. Реализуются приоритетные национальные проекты и многочисленные региональные целевые программы.
Много было сделано в законодательной сфере в 2011 и 2012 годах (в начале этого года). Совет Федерации одобрил президентский закон, направленный на усиление ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних. Россия присоединилась к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей. Принят федеральный закон, способствующий своевременному обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
И все же положа руку на сердце мы должны признать, что проблемы в сфере детства, семьи и материнства нарастают быстрее, чем мы их решаем. Кратко назову самые острые из них. На первое место я бы поставила неуклонное сокращение численности детей в нашей стране. Притом что в последние годы идет рост рождаемости, тем не менее сокращение численности идет со скоростью 3 процента в год. Число детей в возрасте до 17 лет сократилось за десять лет с 31,6 миллиона в 2002 году до 25 миллионов в 2011 году, детей до 14 лет у нас в два раза меньше, чем пенсионеров.
Ухудшается здоровье детей. Их общая заболеваемость растет на
4-5 процентов в год. Не годными к военной службе признаются около 30 процентов юношей в возрасте 17 лет. В стране свыше полумиллиона детей-инвалидов. Остаются значительными масштабы и социального сиротства, свыше 700 тысяч российских детей остаются без попечения родителей.  
 Мы пришли к выводу: чтобы исправить сложившуюся ситуацию, использовать как можно более эффективно имеющиеся интеллектуальные, социальные, финансовые ресурсы, нужны системные, скоординированные усилия органов власти всех уровней, общественных, неправительственных организаций, делового сообщества, специалистов и профессионалов,  словом, всех, кого волнуют проблемы наших детей и кто готов реально участвовать в их решении.
Совет Федерации готов стать такой объединяющей силой, такой объединяющей площадкой. В конце прошлого года на встрече с Председателем Правительства РФ Владимиром Владимировичем Путиным мы не только сказали об этом, но и предложили ускорить разработку, принятие нового Национального плана действий в интересах детей. Это предложение получило поддержку руководства страны. Наша палата активно работает над созданием данного документа. Мы убеждены, что его принятие и реализация позволят добиться осязаемых результатов в улучшении условий жизни российских детей. Естественно, в своей работе мы опираемся на международные акты, касающиеся детей, учитываем их требования.
Кроме того, эта работа, естественно, начата не с нуля, и в институте уполномоченного по правам ребенка, во многих общественных неправительственных организациях, министерствах и ведомствах наработано уже много идей, много предложений. И наша задача их объединить, выбрать все то ценное, что уже наработано, объединить их в единый документ, который носил бы в обществе консенсусный характер. В новом национальном плане должны найти отражение самые острые проблемы российских детей.

Зинаида   Драгункина, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике:
Стратегия в интересах ребенка


Придерживаясь общепринятой мировой практики и названий аналогичных документов, принимаемых в последние годы у нас в стране, предлагаю уйти от термина «национальный план», а говорить о Национальной стратегии действий в интересах детей.
Сегодня мы обсуждаем не саму национальную стратегию, а лишь концепцию формирования такой стратегии, на основе которой с учетом сегодняшних обсуждений и предложений будет подготовлена уже непосредственно национальная стратегия. Работа над стратегией в настоящее время вызвана двумя группами обстоятельств: внутрироссийскими и международными.
Мы не можем не следовать за этими инициативами Организации Объединенных Наций и Совета Европы. Только консолидируясь с мировым сообществом, можно достичь максимального эффекта. В подготовке концепции стратегии приняли участие известные ученые, эксперты, практики, представители широкого круга неправительственных организаций Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов, столичная Финансово-гуманитарная академия, Московский городской психолого-педагогический университет, независимый Институт социальной политики, МГУ, Институт семьи и воспитания Российской академии образования, Высшая школа экономики. 
Мы обратились к руководителям всех регионов, в 22 федеральных органа исполнительной власти, в Верховный суд, Генеральную прокуратуру, Общественную палату Российской Федерации (все представители названных структур сегодня в зале) за информацией и предложениями по содержанию национальной стратегии.
В стратегии мы решили сосредоточиться на самых острых, болевых межведомственных и межсекторных проблемах обеспечения благополучия детей и исходили из основных рисков и потребностей, которые существуют сегодня в сфере детства.
Кроме того, мы, конечно, ориентировались на формат, цели и задачи документов, принятых Советом Европы и ООН, тем более что буквально чуть больше месяца назад, 15 февраля, Совет Европы принял Стратегию по защите прав ребенка до 2015 года.
Обозначены шесть направлений, по которым  мы должны работать. Первое - это семейная политика детствосбережения. Второе - это доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность. Третье - здравоохранение, дружественное детям, и здоровый образ жизни.
Следующая группа - равные возможности для уязвимых групп детей, создание системы защиты детей и правосудия, дружественного к ребенку, а также (и это тоже очень важно) участие самих детей в реализации стратегии и принятии решений, их касающихся.
По результатам обсуждения будет разработан перечень мер под каждое направление, определены количественные и качественные показатели, индикаторы результатов эффективности работы. Предполагается, что период действия стратегии должен быть рассчитан на 6 лет, на время полномочий президента, который может утвердить ее своим указом.
Мы полагаем, что ежегодно Правительством России должен утверждаться перечень таких мероприятий, а впоследствии национальную стратегию следует скорректировать с учетом заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка, которые будут представлены по итогам рассмотрения вскоре объединенных четвертого и пятого периодических докладов нашей страны о выполнении положений Конвенции о правах ребенка.
И еще хочу подчеркнуть, главная концептуальная идея стратегии - это соблюдение и защита прав ребенка. Впервые в наших национальных документах такого уровня большое внимание уделяется вопросу участия самих детей в решении вопросов, их затрагивающих.
Концепция адресована всем детям, но отдельным разделом выделены уязвимые группы детей. Это сделано в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка и документами, принятыми Советом Европы, чтобы принять меры для создания равных возможностей с другими детьми.
Стратегией должны и будут предусмотрены механизмы контроля и мониторинга ее выполнения.
 Совет Федерации в этом зале принял обращение к Президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву о скорейшем присоединении России и к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, и Факультативному протоколу, касающемуся процедуры сообщений, и европейской Конвенции о сексуальных злоупотреблениях в отношении детей.
Мы считаем, что изыскание средств на реализацию стратегии - это задача правительства в рамках бюджетного планирования и на основе статьи 4 Конвенции о правах ребенка, в которой прямо установлено, что государства принимают все меры для осуществления прав детей в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов.
И мы настроены к началу мая подготовить проект Национальной стратегии действий. Можно только мечтать, чтобы к
1 июня - Международному дню защиты детей - стратегия была бы утверждена президентом страны как политический документ.

Мод де Бур-Букиккио, заместитель Генерального секретаря Совета Европы:
Каждый пятый - жертва


К сожалению, 150 миллионов детей, живущих в 47 государствах Европы, периодически подвергаются насилию в самых разных формах - сексуальному, психологическому и прочему. Ведь жестокость и враждебное отношение к ним, агрессия - это то, с чем они могут столкнуться в общественных местах, в школах. Но к сожалению, самым страшным местом может оказаться как раз то, что по идее должно быть безопасной гаванью, то есть собственный дом.
Те ценности, на которые необходимо опираться в деле защиты прав детей, изложены в Европейской конвенции о правах ребенка, а также в Европейском общественном уставе, ратифицированном также и Россией. Мы твердо верим, что обеспечение адекватной защиты прав детей возможно при выработке устойчивой и эффективной национальной стратегии, которая способна выдержать любой экономический и социальный вызов.
Согласно данным ученых в Европе около 20 процентов детей являются жертвами сексуального насилия.
Цель кампании «Каждый пятый», проводимой Советом Европы, как раз и состоит в том, чтобы предотвратить сексуальное насилие в отношении детей. Итак, в рамках данной кампании мы продвигаем идею ратификации Конвенции против сексуальной эксплуатации и сексуального насилия детей, которая также направлена на повышение уровня информированности в этом вопросе.

Светлана Орлова, заместитель председателя Совета Федерации:
Важнее задачи для государства нет


- Все, что мы делаем, мы делаем для детей. Но статистика, которая сегодня есть в России, цифры и факты не дают нам успокоенности. Мы начали эту работу все вместе восемь лет назад. Я прекрасно помню, как четыре года назад прошел Год семьи, как мы учредили впервые награду родителям за воспитание детей.
Я хочу поблагодарить нашего коллегу Евгения Юрьева, помощника Президента  РФ, он  с нами работал по этому вопросу день и ночь. Сейчас в 63 субъектах Федерации есть омбудсмены. Первый омбудсмен был в Москве. Зинаида Федоровна постеснялась, не  сказала, что  это была ее инициатива. Она сама 20 лет работает над комплексом вопросов детства  и оказывает серьезную помощь детям. Мы создали Фонд детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации. Мы приняли 41 законопроект, жесточайшие законы против насилия детей. Мы никого и ничего  не копируем.
 Мы вернули анимацию, у нас есть фильмы «Маша и медведь»,  у нас есть «Смешарики». Мы вместе провели социальную рекламу на телевидении, но сделать это было очень сложно.
Мы в ноябре пришли к Владимиру Владимировичу, и первым вопросом, который подняла Валентина Ивановна, был вопрос о комплексном Национальном плане защиты детей.
Мы нация, которая имеет сильные корни, сильную душу, сильную веру, мы многонациональная страна, мы вместе с Советом Европы. И я хочу поблагодарить госпожу Мод де Бур-Букиккио, она много лет занимается вопросами детства.
 Мы провели  акцию «Города, благожелательные к детям». Если бы видели, как мэры маленьких городов и населенных пунктов, дети были благодарны  нам за это!
Насилие в отношении детей  - это тяжелейшая тема. И не надо ее скрывать, в Европе началась  акция «Каждый  пятый», и мы поддерживаем эту акцию. Мы начнем ее в регионах России.
И конечно, мне бы хотелось сказать: то, что мы собрались здесь,  - это очень важно. Мы палата регионов. Впервые за столетие в России женщина возглавила парламент. Мы, конечно, сделаем все вместе этот план.  Мы  его открыто будем обсуждать  с гражданским обществом.
Сегодняшнее наше заседание транслируется в Интернете, и я хочу  вам сказать, что важнее задачи у государства сегодня нет и быть не может.

Людмила  ШВЕЦОВА, заместитель председателя Государственной Думы:

- Я убеждена, что именно в семье ребенок должен получить все то, что потом позволит ему стать полноценным гражданином нашей страны. Тем более что и Конвенция по правам ребенка определяет, что семье должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она уже могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества.
И в связи с этим я хотела бы предложить нам еще хорошенечко обсудить, может быть, на специальной дискуссии в качестве среднесрочной программы разработку наших стандартов отношения к разным семьям, которые живут в нашей стране.
И вопросы стандарта экономической устойчивости семьи, которые разработаны нашими учеными, в том числе находящимися в этом зале, могли бы стать платформой для формирования позиции государства. Действительно, нам не нужно плодить потребителей и ленивцев, которые не будут заботиться о собственном благополучии, и с ними должен быть один разговор. Но в то же время мы должны оценивать реальную бедность населения, реальное состояние жизни многих семей и выбирать, кому дать «весла в руки», а кому нужно все-таки дать пока «спасательный круг».
Что касается Государственной Думы, то мы сейчас уже имеем более 30 проектов, а точнее 32 законопроекта, которые мы рассматриваем и будем в ближайшее время принимать. Но, исходя из стратегии, думаю, что план законотворческой работы Государственной Думы будет существенно пересмотрен, дополнен, и мы будем действовать в рамках наших общих принятых решений.
Могу вам сказать, что проведение в Москве Года ребенка, который стал основой для принятия системных мер в интересах детей и семьи, - это было решение не ведомственное, и в этом была его главная сила. Нам удалось изменить мировоззрение всех - и исполнительной власти, и законодательной, и работодателей, и гражданского общества.
Итак, для того чтобы нам решить эти задачи, необходимы политическое решение руководства страны,  правительственная программа,  программа законотворческой работы,  нужны программы регионов, поддержка СМИ, конечно, нужен серьезный общественный контроль всего того, что мы будем делать.

Татьяна  ГОЛИКОВА, министр здравоохранения и социального развития РФ:

- Я хочу подтвердить, что проделана огромная работа. Наше министерство представлено  в этом документе двумя разделами - «Здравоохранение, дружественное детям, и здоровый образ жизни» и «Равные возможности для уязвимых групп».
То, что сегодня здесь обозначено, логично встраивается в  работу, которую мы проводили совместно с неправительственными, некоммерческими, общественными организациями в последние годы. И в частности, результатом работы по направлению детей с ограниченными возможностями стало принятие программы «Доступная среда».  Если мы ее реализуем, то это будет принципиально другое общество, общество, которое не шарахается, видя  больных детей, которые, по его меркам, не являются полноценными. Но я вас уверяю, эти дети любят и чувствуют по-другому, они любят и чувствуют выше, чувственнее, эмоциональнее, чем все остальные.

Марина  ГОРДЕЕВА, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

- Ценно, что в документе содержатся практически все предложения, которые в последнее время звучат на самых разных дискуссионных площадках, многие впервые предлагаются для государственного решения.
Исходя из основных задач и видов деятельности фонда, я хотела бы выразить несколько конкретных предложений.
Первое. Современная политика в области детства призвана, безусловно, не только оперативно реагировать на случаи нарушения прав детей и на критические точки неблагополучия, но и активно формировать благоприятную для ребенка среду. А это значит, что в планах и действиях тема профилактики всех форм неблагополучия должна быть центральной и сквозной.
Нам представляется, что очень важно акцентировать как важную актуальную тему переход от медицинской модели инвалидности к социальной. А это значит, что не инвалид и его семья должны пристраиваться или находить себя в обществе, а социум должен создать такие условия, которые были бы удобны всем.

Александр СЕРГЕЕВ, выпускник 12-го детского дома Москвы:


- Моих родителей лишили родительских прав, и я вместе с двумя своими сестрами и братом попал в детский дом, когда мне было три года. Хочу выразить благодарность воспитателям, которые заменили мне семью. Спасибо им огромное, они много в меня вложили. Я увлекаюсь спортом и люблю учиться. В 2011 году я с отличием окончил Колледж моделирования обуви и поступил в Российский государственный торгово-экономический университет, который окончила моя сестра Олеся. Как и другие ребята из числа сирот, я сталкиваюсь с проблемами. Например, в вузе мне задерживают стипендию на три и более месяца. А как мне жить? Тогда встает выбор - либо учиться, либо идти работать. Спасибо детскому дому, который еще меня кормит и дает кров. Недавно я узнал, что принят на федеральном уровне закон  о жилье для  сирот. Надеюсь, что он поможет многим выпускникам обрести свой дом.
Я считаю правильным и необходимым принятие Национальной стратегии в интересах детей, обсуждаемой сегодня. Очень правильным, мне кажется, является  четвертое стратегическое направление - создание равных возможностей для уязвимых групп детей. Мы, дети, молодежь, принадлежащие к таким группам, не хотим и не должны чувствовать себя другими. Мы хотим иметь равные возможности. С этим согласны и мои друзья. Безусловно, важным является и шестой раздел об участии детей  в принятии решений, затрагивающих их интересы. Надеюсь, что наше государство будет принимать решения на основе диалога с участием самих ребят, прислушиваться к нашему мнению, чтобы это было не формально и не ради показухи и игры. Мы стремимся быть успешными в дальнейшей самостоятельной жизни, умеем формулировать свои мысли и потребности, хотим знать свои права и исполнять свои обязанности. А вы, уважаемые взрослые, должны доверять нам.

Виталий  РУБЦОВ, ректор МГППУ:

- Я хочу подчеркнуть, что не просто не хватает кадров, а не хватает кадров, которые были бы психологически грамотными и осведомленными. И не только кадров, но и родителей. Психологическое просвещение родителей, чтобы родители знали о своих детях, должно стать одной из важных программ этой концепции. И психологическая подготовка различных взрослых, которые работают с детьми. В Москве, еще раз подчеркну, есть такая работа. Мы работаем и с инспекторами по делам несовершеннолетних, и с представителями МЧС, и с врачами, которые работают с детьми,  это дает очень хорошие результаты. Фактически психологическая компонента в данном случае является важнейшим ресурсом работы с детьми и проблемами детства.

Бертран  БЕЙНВЕЛЬ, глава офиса ЮНИСЕФ в РФ:

- Цели плана в интересах детей должны находиться в центре дискуссии по бюджету и инвестициям на развитие страны. В противном случае есть риск того, что план в интересах детей может оказаться на втором месте по отношению к общим приоритетам страны, и могут возникнуть противоречия целей плана и макроэкономических целей страны.

Галина ЗОЛИНА, заместитель главы администрации Краснодарского края:

- Приоритет детства у нас всегда был на первом месте, и губернатор определил эту концепцию так: «На Кубани чужих детей не бывает».  Прежде всего мы сделали комиссию по делам несовершеннолетних межведомственной,  дав ей широкие полномочия.
На Кубани был принят в 2008 году так называемый детский закон. Это закон, усиливающий нашу систему профилактики правонарушений.  
Мы с 2010 года усилили, ужесточили административную ответственность для тех родителей, которые уклонялись от воспитания своих же детей. Таких родителей у нас оказалось 10 тысяч, кто подвергся наказанию.
Сегодня мы говорили о том, что нужно создать структуру, и на Кубани она создана.  Это штаб воспитательной работы.
Думаю, нам необходимо принять федеральный закон о комиссиях по делам несовершеннолетних и вывести их из любого ведомственного подчинения. Это должна быть комиссия при Правительстве Российской Федерации.

Светлана  АГАПИТОВА, уполномоченный по правам ребенка Санкт-Петербурга:

- Меня порадовало предложение, впервые, по-моему, озвученное, о введении льготного налогообложения для семей с детьми. В европейских странах,  во Франции, есть серьезные налоговые льготы для мужчин, которые работают и имеют, например, троих детей. Жена может не работать и заниматься их воспитанием. Когда-то мы, может быть, тоже к этому придем.
 Мне кажется, что часть глав очень хорошо проработана, а часть  требует доработки в плане изложения многочисленных проблем, которые у нас есть в России.
Естественно, рассматривая предложения по ужесточению административной и уголовной ответственности родителей за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей и предложения по реабилитации социально неблагополучной семьи, мне кажется, необходимо сделать уклон в пользу последнего.

Олег БЕТИН, губернатор Тамбовской области:

- Если говорить о взаимоотношении государства и семьи, то государство не должно подменять семью, оно должно ей помогать, находиться рядом и оказывать содействие, чтобы отношения внутри семьи не выходили за рамки законов и моральных норм. В конце концов детей рожают не для государства, а для себя, для семейного благополучия.
Что же сегодня представляет собой семья? В разных документах, в нормативно-правовых актах есть разные определения семьи. Эти проблемы должны быть сняты, и понятие семьи должно быть общепризнанным.
Обращает на себя внимание, что в тексте концепции часто говорится об ответственности государства (в виде должностных лиц, медперсонала, педагогов и так далее). Я считаю, что мы должны более четко прописать ответственность родителей за здоровье, жизнь и развитие ребенка.
Зинаида Федоровна говорила о финансовой стороне. Знаете, здесь ведь и не столько много денег надо. Давайте возьмем традиционные меры поддержки семей - это создание определенных условий (детские сады, школы, здравоохранение, отдых, спорт и так далее) и специальные меры для тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Сегодня хорошая форма есть - материнский капитал, но надо признать, она заформализована и рядом с Пенсионным фондом образуются специальные фонды, которые за определенные услуги берут деньги, чтобы обналичить эти средства Пенсионного фонда.

Рашид НУРГАЛИЕВ, министр внутренних дел РФ:

- Мы особая страна, у  нас очень много  ценностей, которых нет в других странах мира. И семейные ценности, о чем здесь было сказано, - это, наверное, самое основное.
Защита детства - наш приоритет, это наша государственная задача, и мы должны сделать все для того, чтобы наши будущие поколения чувствовали себя гармоничными личностями нашего большого государства.