По словам заведующего кафедрой психологии СПбАППО кандидата психологических наук Сергея Шингаева, столь популярной конференцию сделал переход с регионального уровня на международный. Помимо российских участников в Петербург приехали представители шести европейских стран, в том числе Польши, Латвии, Словении и т. д.
Для практических психологов привлекательна и миссия конференции - установление профессиональных контактов между специалистами - исследователями, практиками в области психологии образовательной среды, охраны психического здоровья участников образовательного процесса, а также обмен практическим опытом и организация творческого взаимодействия в решении стратегических и насущных задач современного образования.
Как отметил Сергей Шингаев, главным вопросом стал вопрос о том, как вписывается служба практической психологии в реализацию направлений модернизации образования.
Кроме того, на конференции нашли свое звучание многие новые актуальные для практической психологии темы. Например, образовательное пространство, внедрение инновационных технологий, психологическое обеспечение внедрения новых ФГОС в начальной и основной школе, проблема сохранения психического здоровья участников образовательного процесса. По мнению участников, это именно те темы, которые выходят сейчас на передовую линию.
Поскольку психологи - люди, не боящиеся озвучивать проблемы, то речь шла также и о несовершенствах в этой сфере деятельности. К примеру, проблемными местами были названы порой невысокая квалификация школьных психологов, отсутствие у всех педагогов-психологов широкого информационного поля. В свете последней волны подростковых самоубийств оказалось, что существуют области, которые абсолютно неизвестны. Как работать с этой ставшей актуальной проблемой, как заниматься профилактикой?
Еще одна серьезная проблемная тема - профессиональное выгорание педагогов. Например, по данным исследования, которое провели ученые СПбАППО, 60% педагогов в системе образования Петербурга находятся в критической зоне. Это значит, что по отношению к ним нужно срочно применять профилактические мероприятия.
Отклик у психологов нашло и недавнее утверждение президента Ассоциации детских психиатров и психологов Анатолия Северного о том, что психологов нужно выводить из школы, поскольку дети боятся идти к этому специалисту, считая его частью администрации.
Как заметила Алевтина Кургинова, директор Психолого-педагогического медико-социального центра Выборгского района Санкт-Петербурга, этот вопрос возникает уже на протяжении нескольких лет:
- Конечно, психологи должны быть собраны в какое-то единое независимое сообщество в городе, с тем чтобы более профессионально заниматься теми видами деятельности, которые есть у них в перечне. Когда психолог работает в школе, естественно, его заказчиком выступает директор, и здесь все зависит от психолога как личности. Кстати сказать, у нас в городе многоуровневая система практической психологии. В каждом районе города есть ППМС-центр, который является независимым и вынесен из школьной среды, и есть психологи, работающие в школе и детском саду. На практике это дает хороший результат.
- Может ли быть продуктивной работа школьного психолога, когда в его ведении, скажем, пятьсот детей и сто взрослых?
- В нашем районном центре по штатному расписанию 15-17 психологов на 53 тысячи детей от 3 до 18 лет. Психологи работают с непомерной нагрузкой. Однако у школьного психолога, когда он работает в школе не один год, есть возможность изучения той среды, где он находится, с точки зрения и педагогического коллектива, и контингента учащихся и родителей. Здесь уже другие отношения. Поэтому школы стремятся, чтобы психолог был на их базе. Другое дело - и это становится проблемой, - что директора берут психолога в штат, но не умеют с ним работать. Прежде всего потому, что плохо знают документацию, которая регламентирует деятельность психолога. К психологу иногда предъявляют какие-то требования по работе, а у него по регламенту совершенно иное. И потом, администрация не может полноценно проверить деятельность психолога, и поэтому часто возникает закономерный вопрос: а что делает наш психолог? Тем более что психолог не всегда может полноценно представить результаты своей работы. Нам хочется, чтобы изменения произошли быстро и сразу, а изменения личности - это процесс долговременный, и те положительные изменения, которые происходят с учащимися и родителями, не всегда заметны педагогическому коллективу.
А психолог прежде всего работает, во-первых, с эмоционально-волевой сферой учащихся, особенно касательно мотивации к обучению. Во-вторых, с преодолением школьной неуспешности, причин которой может быть множество, как связанных с эмоционально-волевой сферой, так и с интеллектуальным развитием, семейными обстоятельствами и т. д. Третья проблема, которой сейчас много занимаются психологи, - формирование здорового образа жизни. Здесь также множество направлений: от профилактики аддиктивного (зависимого) поведения до создания здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях. Четвертая проблема - профориентация, когда психолог должен помочь ребенку осознать себя в будущем и принять правильное решение. Еще одно направление деятельности - повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательной деятельности, то есть работа с педагогами, родителями, проведение семинаров, тренингов и т. д.
Психологи из Московского района Санкт-Петербурга тоже согласились с точкой зрения, что психологическая служба не должна уходить из школы, поскольку одно дело, когда туда приходит независимый психолог, а другое дело, когда специалист работает в образовательном учреждении и видит ситуацию изнутри. В этом случае все зависит от администрации школы: если она понимающая, то сотрудничество будет эффективным. К тому же нужно учитывать, что зачастую в школах рядом с психологом целая служба сопровождения: логопед, социальный педагог и т. д.
Еще одна проблема, которая подчас ставит в тупик даже опытного психолога, - это аттестация. Многие участники конференции назвали ее издевательством. Сегодня эта процедура полностью сводится к собиранию проштампованных бумажек. Те, кто столкнется с аттестацией через несколько лет, успеют эти бумажки накопить, а те, на чью долю это выпало сейчас, уже опоздали. Дело в том, что для повышения квалификационной категории требуется собрать бумаги за предыдущие пять лет работы, однако никто в свое время их тщательно не собирал. Вот и получается, что если человек в предыдущие несколько лет что-то делал, но на это нет подтверждающего приказа директора, то он не в состоянии доказать результаты своей деятельности.
И все же, по мнению специалистов, перспективы развития психологической службы в школе абсолютно ясны и оправданны: без человека, который может вовремя оказать помощь детям, родителям, педагогам, обойтись невозможно. Кроме того, психологическая служба является необходимым компонентом в системе образования. Она обеспечивает развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества.

Санкт-Петербург