Большереченский район сельскохозяйственный: 85 процентов школ - сельские, 15 - городские. Это не просто район, который расположен за 200 километров от Омска и которому 87 лет. Это район, где сохранены памятники истории, архитектуры, находятся объекты архитектурного наследия, где живут люди, которые любят, ценят, знают свой край. В рамках воспитательного пространства мы разработали и реализуем совместные программы образовательных учреждений с Центром русской культуры «Старина сибирская», Центром немецкой культуры «Эдельвейс», историко-этнографическим музеем, государственным зоологическим парком. Большереченский зоопарк не только единственный сельский в России, но и единственный, где учатся дети.
Возвращаясь на несколько лет назад, вспоминаю, как непросто было изменить общественное мнение о роли советов школ в управлении. Ни общественность, ни школа не рассматривали друг друга в качестве равных партнеров в решении вопросов школьной жизни. Право на участие в управлении образованием советов, структур детского самоуправления зачастую было игрой в демократию, либо они решали мелкие вопросы текущей жизни школы.
Реализация нацпроекта «Образование», создание воспитательного пространства района, разработка программ развития наших школ помогли существенно продвинуть участие общественности в управлении образованием. Изменения в системе образования района, оптимизация, профилизация старшей школы, организация модели профессиональной подготовки старшеклассников по специальности «тракторист», совершенствование материально-технической базы, организация питания, оздоровления, работы с одаренными детьми, открытие дополнительных групп в дошкольных образовательных учреждениях, групп кратковременного пребывания побудили пересмотреть участие общественности в управлении образованием.
Участие местного сообщества в управлении общественно востребованными изменениями в содержании и в качестве образования - это то, что я считаю попечительством общества об образовании. Школа фактически расширяет свою образовательную среду до границ окружающего ее социума и вовлекает в образовательный процесс разнообразные дополнительные ресурсы. С другой стороны, местное сообщество вовлекает педагогов в процессы самоорганизации для решения насущных местных задач и проблем. Уже через два года реализации программы во всех школах были созданы рабочие родительские комитеты, попечительские и управляющие советы. Во многих школах накоплен за последнее время богатейший опыт работы органов самоуправления, взаимодействия с социумом. Об этом говорят названия программ развития школ: в Красноярской - «Управление качеством образования на основе информации сельской школы»; в Могильно-Посельской - «Школа достижения успеха», в Новологиновской - «Школа - культурно-образовательный центр на селе», в Старокарасукской - «Стать человеком XXI века»; в Уленкульской - «Сельская адаптивная школа в поликультурном пространстве».
Евгащинская школа - яркий пример участия попечительского совета в содействии организации и совершенствовании образовательного процесса, привлечении внебюджетных средств для его обеспечения и развития, контроля за целевым использованием этих средств. Попечительский совет вносит на рассмотрение общего собрания школы предложения об изменении и дополнении устава школы, принимает образовательную программу школы, устанавливает профили профессиональной подготовки, определяет перечень факультативных и элективных курсов, заслушивает отчеты о работе директора школы, содействует организации внешкольных мероприятий и совершенствованию материально-технической базы школы, дает рекомендации по созданию оптимальных условий для укрепления здоровья и организации питания детей. Евгащинская школа первой в районе выиграла  1 миллион рублей на конкурсном отборе лучших школ, внедряющих инновационные образовательные программы.
В Почекуевской средней школе зародилась новая для нашего района форма государственно-общественного управления образованием - управляющий совет, в состав которого вошли родители, ученики, работники школы, а самое главное - глава администрации сельского поселения Геннадий Крутаков. Это один из тех глав поселений, который является не сторонним наблюдателем, а вместе с директором, управляющим советом решает, как школе развиваться. На заседания управляющего совета приглашаются представители здравоохранения, культуры, правоохранительных органов, колхозно-фермерских хозяйств, частных предпринимателей, депутаты районного совета. Интересно, что чем дальше расположено поселение от райцентра, тем дружнее и активнее жители. Это заслуга и директора школы Елены Сергеевны Фербер, человека неравнодушного, целиком посвятившего себя школе. Поэтому и родители идут сюда с удовольствием. Они обеспечивают ремонтные работы в школе, оказывают транспортные услуги, формируют фонд учебников, организуют спонсорскую помощь, совершают рейды по улицам села. В школе действует детское самоуправление «Союз друзей».
Рассматривая жизнеспособность личности, я считаю, что базовым институтом жизнеспособной личности является семья. Именно в семье как домашней школе жизни ребенок осваивает самую трудную профессию в мире - профессию матери и отца семейства, овладевает практическими знаниями жизни, навыками организации быта, труда, досуга, постигает нормы поведения и отношений, овладевает мировоззрением, стереотипами сознания. Родительский комитет Новологиновской средней школы работает по теме «Сельская семья как домашняя школа научения жизни». В школе работают программы «Школа матери» и «Школа отца». Директор школы Ирина Геннадьевна Крылова защитила программу развития школы на статус федеральной опытно-экспериментальной площадки Института социально-педагогических проблем сельской школы.
Чебаклинская школа с 2007 года работает по программе «Социально-экономическая школа как центр образования сельского школьника», основной задачей которой является создание открытого и доброжелательного к инициативам детей пространства, формирование нравственной устойчивости, общественной активности. Совет школы, в который входят родители, учителя, дети, представители бизнеса, спланировал деятельность по следующим направлениям: совершенствование информационного поля школы с ориентиром на родителей и детей, проведение семинаров для родителей «Семья и школа», создание консультативной службы для классных руководителей «Вопросы семейной педагогики».
Приятно отметить участие родителей в организации работы школ, детских садов. Как красиво стало в зданиях благодаря им! Важным событием для решения образовательных задач стало создание Совета руководителей образовательных учреждений, треть которых - члены местного отделения Всероссийского педагогического собрания. Одной из форм обобщения опыта сотрудничества с родителями стала олимпиада классных руководителей, которая теперь уже традиционна. Возникло общественное объединение педагогов «Пилигрим».
Но время на месте не стоит. В прошлом году мы провели анализ действующих программ и составили образец программы развития «Наша новая школа на селе» с учетом действующего мониторинга «Наша новая школа». Каждый руководитель задался вопросом: а не устарела морально программа? Была проанализирована и программа Комитета по образованию. Совет руководителей сделал выводы, что 50 процентов программ развития школ жизнеспособны, но необходимо внести коррективы по некоторым из направлений инициативы «Наша новая школа». Новая школа на селе - центр культурной и социальной жизни села, творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. Единое воспитательное пространство района - лучшее антикризисное лекарство.

​Валентина ШУЛЬГИНА, председатель Комитета по образованию администрации Большереченского муниципального района Омской области

Комментарий

Татьяна ГОЛОВИНА, кандидат педагогических наук, проректор Института развития образования Омской области:
   
- Идея создания муниципального воспитательного пространства появилась еще в трудные 90-е годы. Село переживало не только экономические трудности, но и морально-нравственные. Самое страшное, что произошло, - в один миг рухнула семья как основа сельской жизни. Все, что питало сельского ребенка, утратилось, зато резко выросли пьянство, беспризорность, преступность.
Поиски путей противостояния этому негативу привели нас с коллегами из Большереченского района в Институт социально-педагогических проблем РАО, где мы познакомились с замечательным человеком - доктором педагогических наук Мариной Петровной Гурьяновой, проректором по научно-методической работе. Уже в 2004-2005 годах была проведена огромная аналитическая работа, которая помогла выявить основные проблемы и поставить задачи системы образования Большереченского района. Заслуга в этом, безусловно, Валентины Александровны Шульгиной, ныне председателя Комитета по образованию, а тогда еще заведующей районным методическим кабинетом. Я стала научным руководителем эксперимента. По своему опыту знаю, что все положительные изменения в образовании происходят благодаря людям, которые пришли в педагогику по призванию. Сегодня таких в Большеречье много. Объединило всех воспитательное пространство района.
Источниками энергии стали специалисты всех организаций независимо от ведомственной принадлежности, благо идеи Шульгиной нашли поддержку у заместителя главы Большереченского района Любови Мелиховой, педагога по образованию.
Движущей силой создания воспитательного пространства стало «провоцирование кризиса компетентности» руководителей и педагогов образовательных учреждений. В течение последних шести лет в муниципальной системе образования проводятся олимпиады для педагогов и руководителей, позволяющие найти и обобщить опыт. Традиционно организуются общественные чтения, к которым привлекается общественность, выступающая в роли эксперта. Диалог стал полилогом, в котором задействованы все заинтересованные в воспитании детей и молодежи жители района. На деле действуют родительские и попечительские советы. Подтверждение тому - появление и реализация совместных социально значимых проектов. Главы поселений являются активными участниками семинаров, конференций по проблеме опытно-экспериментальной педагогической работы. Уже в первые два-три года нам удалось выстроить систему координационных, кооперационных и информационных связей между всеми службами района, занимающимися семьей и детьми.
Признаками, характеризующими воспитательное пространство района, стали открытость, активность, гуманность, творчество, готовность и желание сотрудничать. Основной характеристикой воспитательного пространства является активное взаимодействие детей и взрослых. Муниципальное воспитательное пространство Большереченского района - территория, на которой каждому ребенку создаются условия для личностного роста, физического и психического развития, жизненного самоопределения.