В связи с этим 21 марта Комиссия Общественной палаты по развитию образования и Комитет Государственной Думы по образованию провели в одном из залов Общественной палаты дискуссию. Ее предметом стал проект концепции, которая призвана определить основные принципы государственной политики в сфере развития детской одаренности как основы для формирования интеллектуального и творческого потенциала страны, а также основные задачи российской национальной системы выявления и развития молодых талантов.
Девятистраничный проект концепции с приложением в виде терминологического аппарата, а также с описанием комплекса мер по реализации концепции затрагивает личные и профессиональные интересы столь многого числа людей, что не вызвать оживленного обсуждения и потока критики он не мог. Сначала на сайте Общественной палаты, где его вывесили на суд интернет-сообщества, а затем и на общественном обсуждении в самой палате.
Одной из настораживающих особенностей текста концепции на обсуждениях не раз называли то, что авторы этого документа неизвестны. Кроме того, участники дискуссии отметили, что при всем их опыте, подтвержденном годами, а то и десятилетиями работы с талантливыми детьми, их пригласили лишь обсуждать написанное, а не создавать или даже в большей степени уже предлагать к распространению зарекомендовавшие себя принципы и модели. Об этом говорили, в частности, Игорь Рубанов и Марина Холодная.
Кандидату физико-математических наук, доценту кафедры высшей математики ВятГГУ, заместителю директора Кировского ЦДООШ Игорю Рубанову есть что сказать. Естественно, что организатор известных на всю Россию международных конкурсов «Русский медвежонок - языкознание для всех», «Кенгуру» и др., заполнивших пустующую нишу интеллектуальных состязаний подобного масштаба для среднего школьного звена, имеет право указать на неточности в сфере работы с одаренными детьми, где он трудится уже порядка 40 лет.
  - На мой взгляд, главное требование к концепции - необходимость четко просчитать, сколько у нас в стране существует организаций и педагогов, работающих с одаренными детьми. Профессионалы должны иметь право решающего голоса в этих вопросах, иначе ничего не получится, - отметил Игорь Рубанов. - Государство при принятии важных решений должно доверять своим гражданам, и в первую очередь профессиональному сообществу, с которым почему-то, к сожалению, так редко советуются. От имени всего сообщества наставников в десятках городов России я говорю: мы готовы к партнерству, готовы вкладывать свои силы и даже средства, сидеть и обсуждать, если нас будут слушать и объяснять, в чем мы не правы. А наши предложения все-таки можно слушать, поскольку у нас у всех одна цель - сделать так, чтобы детям стало лучше.
Кроме того, Игорь Рубанов отметил, что в одном из приложений к концепции, если не в ней самой, нужно четко прописать, что работа с детьми должна делиться по уровням одаренности и по тематическим направлениям.
Доктор психологических наук, заведующая Лабораторией психологии способностей им. В.Н.Дружинина Института психологии РАН Марина Холодная согласилась со своим коллегой и выступила с таким продуманным и четким критическим докладом, что буквально по пунктам разметала несвязные построения концепции.
- Данный проект концепции не может быть доработан, он может быть только отменен, - сразу же заявила Марина Холодная. - Вместо него при участии специалистов-практиков в различных областях следует разработать другой, альтернативный вариант с другим комплексом мероприятий по развитию и поддержке молодых талантов России. Почему при подготовке этой концепции была проигнорирована Рабочая концепция одаренности, которую разработал коллектив специалистов в области психологии одаренности? Почему в ее создании не участвовал ни один из авторов Рабочей концепции одаренности? Кто же является ее авторами?
По мнению специалиста, абсолютно непроработанными являются положения, касающиеся системы дополнительного образования, несмотря на то что эта система всегда являлась средой, где можно открыть и развивать свои таланты. Указала Марина Холодная и на полное отсутствие разделов, касающихся совершенствования качества школьного образования и внеурочной деятельности.
В этом с ней согласилась старший научный сотрудник Института художественного образования РАО Ирина Кашекова.
- В документе очень мало внимания уделено массовой школе, несмотря на то что там учатся разные дети, но по-своему одаренные, - отметила она. - Есть такой замечательный принцип: если у тебя что-то получается хуже, чем у других, то что-то другое обязательно получается лучше. И взглянув на любой школьный класс, я думаю, мы без труда увидим, как этот принцип реализуется. Первым, кто может выявить талант ребенка, является родитель, но если родитель этого не делает, вся ответственность ложится на плечи учителя. Хорошо, если это учитель, который может уделить внимание каждому ученику. А если это педагог, который буквально завален текущей рутинной работой, а таких у нас, к сожалению, большинство, тогда у ребенка не остается шанса, что он будет замечен. Нам необходимо прежде всего в общеобразовательной школе создавать условия, чтобы можно было на ранней стадии выявить талант ребенка.
Она также подняла вопрос о противоречии в понятиях документа, которыми авторы оперируют, делая их контекстными синонимами, указав на то, что творчество - это способность выйти за рамки логики, а интеллект - это способность действовать рационально, существовать в рамках этой вещной логики.
Поддержал своих коллег и член-корреспондент РАО, кандидат педагогических наук, советник генерального директора издательства «Просвещение» Александр Абрамов:
- Прочитав эту концепцию, я понял, что ее нужно полностью переписать!
Едва Александр Абрамов заговорил об этой крайней мере, зал разразился не менее бурными аплодисментами, чем те, что были вызваны детальной критикой Марины Холодной. Всего несколько раз за все обсуждение собравшиеся позволили себе так отреагировать на выступление коллег, но всякий раз это было выраженное одним и, очевидно, поддерживаемое большинством желание инициировать полную переделку невнятного документа.
- Мы должны сформировать профессиональное сообщество из тех, кто знает, как работать с одаренными детьми, и тогда многие ляпы в разработке подобных концепций можно было бы предотвратить, - заявил заслуженный учитель РФ, доцент РГПУ им. А.И.Герцена Сергей Рукшин. - В более тщательном обсуждении нуждается также и комплекс мер по реализации концепции, которая, по сути, является нашими благими пожеланиями в данном вопросе. Сырой, как сейчас модно говорить, документ подставит всех: и его создателей, и тех, кто подпишет документ, поэтому нужно очень внимательно относиться и к тексту концепции, и к срокам, которые прописываются в комплексе мер.
Заведующий Лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО Александр Мелик-Пашаев заговорил о проблемах иного рода:
- К сожалению, в тексте концепции очень много говорится о состязательности, а ведь в первую очередь ребенка нужно научить сотрудничеству. Творчество - это такой процесс, где в первую очередь хочется выразить себя, свои мысли и чувства, и уже только потом может прийти мысль сравнить себя с кем-то другим. Мне кажется поэтому целесообразным задействовать еще и такие формы реализации таланта, как фестивали и мастер-классы, где люди будут учиться у мастеров, а не состязаться друг с другом. Не хотелось бы, чтобы все превращалось во всеобщую конкуренцию. Мне кажется, главная задача этой системы не в том, чтобы вырастить отдельный талант, а в том, чтобы таким образом сформировать систему общего образования, чтобы задействовать каждого ребенка в творческом процессе.
Каждый из присутствующих специалистов в области образования по работе с одаренными детьми (психологов, социологов, представителей творческих профессий) увидел в тексте концепции не только общие для всех проблемы и неточности формулировок или даже стилистические ошибки, но и смог выделить какую-то особенную проблему, которая так или иначе негативно скажется на сфере приложения его сил, будь то спорт, искусство или точные науки.
Как бы там ни было, через два дня после прошедшего в Общественной палате обсуждения на церемонии вручения Премии Президента РФ для молодых деятелей культуры президент упомянул о том, что в рамках его поручения разрабатывается особая Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов. Да, концепция действительно разрабатывается, и теперь остается надеяться - с учетом тех замечаний и предложений, что градом посыпались на модераторов дискуссии.