Листая старые страницы

На всю жизнь запомнила она своих тульских учителей Николая Ивановича и Марию Ивановну. «От встреч с ними остался у меня необыкновенный жизненный эликсир, - вспоминает Зуева. Мои учителя научили меня нести людям добро...»

Спроси любого педагога 80-х, какое «будущее» растит и воспитывает он в стенах школы, ответит с ходу. А. Мельникова, завуч 15-й мытищинской школы, размышляя о выпускном бале в школе, тут же определяет его воспитательный подтекст. Вечер должен закрепить любовь ребят к школе и дать возможность подумать перед дальней дорогой, с чем собрались в путь, как его лучше одолеть. «Заботы классного руководителя» - постоянная рубрика на страницах «УГ», выходящей три раза в неделю. Проведению выпускных балов посвящается несколько статей. Роль комсомольской организации, шефов, администрации школы. Но праздник есть праздник, в этом мнении сходятся все авторы статей, и без шуток, веселья, сюрпризов балу не быть. Единодушны они и в том, что школьному вечеру, даже выпускному балу такие средства увеселения, как шампанское и легкое вино, ни к чему.

Под рубрикой «АПН СССР - учителю» регулярно печатаются выступления ученых. Каковы основные направления работ учителя? Как привести методы обучения в соответствие с требованиями жизни?

Ученые лаборатории «Прогнозирование развития общеобразовательной школы при НИИ общей педагогики Академии педнаук» и педагоги 345-й ленинградской создают «школу полного дня». Эксперимент удается, ведь не напрасно соединились наука и практика. Тем более 345-я школа - это целый городок зданий, соединенных крытыми переходами. Здесь есть корпус для малышей и старших, плавательный бассейн, кинозал, прекрасные мастерские. Главное, что детям новшество нравится. Поначалу некоторые родители возражали против полного дня, мол, зачем, когда дома есть бабушка. Но дети сами рвались в школу: здесь друзья, веселые игры, интересные дела, кружки... Включились в эксперимент и московские школы. На календаре декабрь 1976 года. Создаются межшкольные учебно-производственные комбинаты. Из разных районов страны едут и едут делегации в город Снежное Донецкой области. Едут за опытом. Здесь, на комбинате, проходят трудовую подготовку почти три тысячи старшеклассников.

Каждому молодому труженику нужно дать среднее образование. Это еще одна важная тема, не сходящая со страниц «УГ» 1975-1976 годов. В Приморском крае совместить два нелегких дела - рыбацкий и учебу в средней школе - помогают учителя краевой заочной школы рыбаков. Они организуют на судах учебно-консультационные пункты и отправляются вместе с учениками в море на 8-9 месяцев. За это время рыбаки проходят курс класса.

Урок. Каким ему быть в школе ХХI века? Тема для дискуссии заявлена острая. В 80-х все большее право завоевывает проблемное обучение, надежными помощниками учителей становятся технические средства, лабораторные эксперименты, экскурсии. Бурную реакцию в педагогической среде вызвал «метод Шаталова». Он нашел и своих приверженцев, и критиков.

После первой же газетной публикации к Виктору Федоровичу потянулись вереницы паломников. Они оценили простоту, доступность опорных конспектов, их отлаженность и результативность. Метод позволяет пройти тему в полтора-два раза быстрее, чем это предусмотрено программой. К тому же закладывается прочный фундамент знаний.

У критиков метода свои аргументы. Шаталовский эксперимент носит сугубо утилитарный, практический характер - научить ребят ограниченному минимуму. Они должны усвоить стандартный конспект, стандартный принцип запоминания. У учеников формируются поверхностные знания, зачастую глубина понимания подменяется стандартной схемой. К тому же все «детали» современного урока - учебное кино, телевидение и т.д. - не умещаются в жесткие рамки шаталовского эксперимента. Но время все расставит на свои места, мудро резюмирует газета.