Сегодня все чаще приходится говорить о том, как «напористо-директивная» подготовка к школе пагубно сказывается на ребенке, говорит Алла Юрьевна.
Неудачи детей в учебе вызывают у родителей негативную оценку. Ребенок теряет уверенность в своих силах, у него повышается тревожность. У тревожных, не уверенных в себе детях, естественно, возникают проблемы в общении со сверстниками. Все эти прописные истины приходится объяснять родителям на конкретных примерах. Представьте, что должен чувствовать маленький человек, которого постоянно критикуют за те или иные промахи. А часто ли вы говорите своему ребенку такие слова: «Как хорошо, что ты есть у нас! Мы рады тебя видеть! Нам интересно с тобой!»
Сегодня же родители, выстраивая маршрут для своего чада, определяя его в секции, кружки, клубы, совершенно упускают из виду простую арифметику любви. Как и то, что люди должны рассказывать друг другу, что их радует или огорчает, делиться своими чувствами.
Приходит мама с жалобой на лень и несобранность сына. «Ведь он может, когда захочет, все получается у него», - убедительно звучит из ее уст обвинение в адрес семилетнего ребенка. Алла Юрьевна, приводя этот пример, весьма характерный для нашего времени, показывает, как психолог может помочь распутать этот клубок проблем.
В ходе неспешного доверительного разговора важно выяснить, а что происходило в тот день, когда у ребенка все получалось и он был успешным. Выясняются такие важные детали, на которые взрослые не обращали внимания. Что сопутствовало эпизоду успеха? Оказывается, в тот день вечером они собирались в гости к друзьям. У всех было приподнятое настроение, взрослые шутили, смеялись.
Зачастую психологам приходится прерывать обвинения в адрес ребенка простым вопросом: «А за что вы можете похвалить его?» Мама задумывается, а потом начинает вспоминать. Сын, оказывается, любит готовить омлет для всей семьи. И всегда придумывает, как и чем его разнообразить. Потом вспоминаются другие не менее значимые хорошие дела.
- Я как психолог работаю со всем окружением ребенка, - рассказывает Алла Юрьевна. - Бабушки, дедушки, папы, мамы - все взрослые так или иначе влияют на ребенка. Сегодня такие бабушки, как Арина Родионовна, уже не встречаются. Активные энергичные бабушки так же, как и родители, требовательны и взыскательны. Они ждут от внуков успехов, хотят гордиться их достижениями. Представьте, сколько критики может обрушиться на одного маленького человека. Приходится часто слышать от взрослых о полезности конструктивной критики, о том, что желают только добра, и «кто же ему скажет правду, если не мы». Такое «отвержение» небезопасно. Во-первых, постоянные упреки могут стать привычным фоном, и на них ребенок уже не реагирует. Ведь привыкают же люди, живущие на берегу океана, к прибою. Они его попросту не слышат. Так же привычным фоном могут стать критические замечания.
Во-вторых, слова «как всегда, у тебя ничего не получается», «чего хорошего ждать нам» в адрес сына или дочери могут вызвать у последних ощущение загнанности и тупика. А к чему это может привести, объяснять не нужно.
Характерная черта нашего времени - не принимать в расчет опыт прежних поколений - ставит родителей в трудное положение. Социальные процессы последних лет привели к тому, что позиции народной педагогики обесценились. А окружающая семью среда не дает позитивных образцов воспитания. Чаще всего средства массовой информации приводят примеры, как не надо поступать с детьми. Трудно переоценить сегодня роль семейных психологов, особенно таких опытных, как Алла Юрьевна Авалова. Они помогают родителям разобраться во всех сложных отношениях, распутать клубок противоречий и тревог, найти в себе силы для преодоления всех трудностей и сознательно строить успешные отношения в семье.