До 2010 года МГОСГИ назывался просто и ясно - Коломенский государственный педагогический институт. И готовили здесь, разумеется, учителей, в основном для юго-запада Московской области и ряда соседних регионов. Что же послужило причиной для смены названия и статуса?
- На самом деле мы не перестали быть педвузом по своей сути, - объясняет проректор по развитию образования и информатизации Сергей Знатнов. - Просто в какой-то момент стало совершенно очевидно, что КГПИ явно перерос себя, то есть наши возможности стали значительно превосходить потребности школы. Появился целый ряд специальностей, востребованных в иных сферах, например, юриспруденция, экономика, государственное и муниципальное управление, сфера сервиса и туризма. Кроме того, на факультете дополнительных педагогических специальностей студенты могут обучиться изобразительному искусству, массажу, хореографии, фитнесу и многому другому.
За 73 года существования вуза здесь сложились свои традиции, сформировались преподавательские школы, которые сами по себе представляют институт в очень выгодном свете. И люди приходят сюда не только за дипломом, но и за тем, чтобы приобщиться к опыту наших выдающихся педагогов.
- Современного студента очень нелегко заинтересовать наукой, - делится размышлениями проректор по научной работе Сергей Хэкало. - И тут мало одной только мощной материально-технической базы, нужны известные личности, авторитеты, на которых студенты могли бы равняться, необходимы научные объединения, коллективы, где каждый молодой исследователь мог бы найти поддержку в лице опытного наставника. Чтобы увлечь ребят, надо создать атмосферу комфорта, в которой каждый мог бы раскрыть свои способности и таланты. Нам удалось таким образом выстроить взаимоотношения в коллективе, что это помогло значительно омолодить профессорско-преподавательский состав за счет своих же выпускников. Причем результаты такого подхода налицо: в копилке вуза немало наград и дипломов, полученных от самых различных академий и международных организаций, мы регулярно получаем гранты, выигрываем конкурсы, на базе вуза проходит 10 научных семинаров, которые финансируются полностью из бюджета.
Действительно, можно с уверенностью сказать, что в учреждении, где людям комфортно учиться и работать, выше не только социальная, но и научная активность, а энергия учащихся направлена в нужное русло.
- Так сложилось исторически, что у нас преподаватели и студенты представляют собой единый коллектив, - говорит начальник учебно-методического управления МГОСГИ Виталий Черкасов. - Это не две разные касты, а сообщество заинтересованных друг в друге людей. И тут совершенно нормальна ситуация, когда студенты после занятий кучкуются вокруг педагога, задают ему дополнительные вопросы, делятся впечатлениями, а он им что-то разъясняет, дает дополнительный материал, советы и т. д. В этом плане наш институт - это действительно высшая школа, сохранившая классические традиции российского образования с его бескорыстным и самоотверженным служением делу.
Когда изучаешь опыт Московского государственного областного социально-гуманитарного института, становится предельно ясно: вузу - любому, не только педагогическому! - просто невыгодно не заниматься воспитательной работой. Ведь это помогает организовать деятельность как студентов, так и преподавателей, мотивирует их к активной жизненной позиции, учит общению.
- У нас проходит довольно большое количество самых разнообразных общественных мероприятий, конкурсов, соревнований, капустников, причем большая часть из них инициирована самими студентами, - говорит декан педагогического факультета Оксана Широких. - Конечно, эта деятельность требует дополнительных усилий и отнимает много времени. Однако не нужно забывать, что такие полезные качества, как пластичность, артистичность, готовность к экспромту и творчеству, умение держаться на сцене, свободно общаться с массами, необходимы не только будущим учителям, но и всем выпускникам социально-гуманитарного института.
- На самом деле современного студента воспитывать нелегко, - считает начальник воспитательного отдела МГОСГИ Екатерина Степанова. - В советские и постсоветские времена господствовала определенная идеология, и она охватывала все общество, а значит, все мы учились и работали в неких заданных ею рамках. Каждому было понятно, куда идти, что, во имя чего и кого делать. Нынешняя же молодежь выросла уже в деидеологизированном обществе, и ее может вдохновить только личный пример преподавателя. Поэтому если где-то педагог проявляет слабину, допускает оплошность, ребята моментально это подмечают и потом, чуть что, напоминают, мол, а какое вы имеете право нас воспитывать, если сами отнюдь не эталон? Это говорит о том, что преподаватель теперь должен крайне ответственно относиться к своим обязанностям и показывать пример во всем.
Именно так, на основе личного примера, благодаря энтузиазму преподавателей и учащихся был подготовлен конкурс «Мисс студенчество», финал которого прошел в МГОСГИ на днях. Вопреки стереотипу, что всевозможные мисс - это прежде всего красавицы, а уже потом все остальное, у присутствующих в зале зрителей, да и у самих конкурсанток на этот счет было иное мнение. Все они посчитали, что на первом месте должно быть содержание, а не внешность, и оценивать человека (тем более учителя) следует по его внутренним качествам.
Такой подход и помог выявить истинную мисс студенчество - умницу и красавицу со второго курса факультета иностранных языков Елену Переславцеву. Кстати, после окончания вуза она твердо решила вернуться в свою родную гимназию №8 Коломны, преподавать французский язык.
Пожалуй, это лишний раз доказывает, что в Коломне студентов воспитывают правильно.

P.S.  Подробнее о МГОСГИ и его людях читайте на нашем сайте

фото автора