Василий МЕФЕД, директор Пореченской школы, Великолукский район:
- Два года назад у нас с баланса школы три школьных автобуса перевели в ведение автотранспортного предприятия. У нас половина детей добираются ежедневно на занятия из дальних деревень, человек 100, причем по самым разным направлениям. Прежде, когда автобусы принадлежали школе, эти поездки проходили без всяких проблем. Вдруг в одночасье все автобусы в нашем районе и всей области убрали из школ. Теперь школьные автобусы приобрели статус обычных рейсовых, и ученики ездят на них вместе с населением. А раз так, то не надо предъявлять к автобусам никаких специальных требований - по ремням безопасности, например. В рейсовых автобусах нет, конечно, таких ремней. Опасность заключается еще и в том, что наши школьные автобусы стали ездить чуть ли не 24 часа в сутки, быстро пришли в негодность. Денег на ремонт не хватает, водителей не хватает, зарплаты у них небольшие, сменяемость кадров огромная. Частые поломки автобусов, частые опоздания детей на уроки - все это длится уже два года...

Ольга ФЕДОРОВА, директор Кировской основной школы, Великолукский район:
- Подавляющее большинство учеников нашей школы ездят на занятия из близлежащих населенных пунктов.
Нашей школе повезло, потому что бывшие школьные автобусы, перевозившие наших учеников, несмотря на то что перешли на баланс автотранспортного предприятия, сохранили прежние маршруты и перевозят по-прежнему только наших детей. Почему-то у жителей окрестных деревень эти автобусы не пользуются спросом, они ездят на обычных рейсовых автобусах.
Минус нововведения заключается в том, что если раньше школьные автобусы брали для перевозки в нашу деревню и дошколят, то теперь - только школьников. Родители детей дошкольного возраста вынуждены самостоятельно искать способы перевозки малышей в детский сад, также расположенный в нашей деревне. Мы опасаемся, что с 1 сентября будущего года отменят бесплатный проезд для учителей. Прежде бесплатно на школьном автобусе ездили не только школьники, но и учителя, живущие в деревнях. Мои педагоги, если это случится, могут и уволиться. Еще одна проблема - раньше, если нужно было перевезти детей на мероприятие в город, на спортивные соревнования, например, на ЕГЭ, мы просто сажали детей в школьный автобус и ехали. Теперь это долгая процедура, автобус нужно заказывать заранее. Бюджетные деньги на перевозку детей на мероприятия выдаются. Но никто не закладывает в бюджет такие нужды, как поездка в город за краской, другими материалами для ремонта школы, поездка для передачи школьного компьютера в ремонт и так далее. Директору школы приходится решать эти проблемы самостоятельно.

Игорь ПРОКОФЬЕВ, заместитель начальника Государственного управления образования Псковской области:
- В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2008 годах в Псковскую область был поставлен 181 автобус (21 - за счет средств федерального бюджета, 160 - за счет средств областного и муниципальных бюджетов).
По решению администрации области государственным автотранспортным предприятиям (АТП) переданы все автобусы, находящиеся в собственности области и муниципальной собственности, для последующего их закрепления на праве хозяйственного ведения за государственными автотранспортными предприятиями. Автобусы, приобретенные за счет федеральных средств приоритетного национального проекта «Образование», находятся в ведении сельских общеобразовательных учреждений.
При этом между АТП и общеобразовательными учреждениями оформляются соглашения, предметом которых является безопасный перевоз обучающихся по маршруту, согласованному с директором образовательного учреждения и главой муниципального образования.
В ходе перевозки обучающихся сопровождает учитель, осуществляются школьные перевозки на внешкольные мероприятия.
Ежегодно на перевозку обучающихся и лиц, их сопровождающих, из областного бюджета выделяется более 100 млн рублей, включая расходы на внешкольные перевозки.
В настоящее время АТП организованы 334 маршрута для перевозки школьников, обеспечены подвозом все 7963 обучающихся.
Вопросы обеспечения школьных перевозок находятся на особом контроле администрации области при тесном взаимодействии с руководителями муниципальных образований и руководителями автотранспортных предприятий: пересматриваются графики и маршруты движения, условия соглашений, решаются вопросы замены автобусов и водителей из резерва предприятий, организовываются отдельные маршруты для обслуживания только обучающихся общеобразовательных учреждений.
Государственным комитетом Псковской области по транспорту и связи проводится еженедельный мониторинг качества школьных перевозок.
В среднем в неделю бывает 1-2 случая задержки школьных рейсов по причине неисправности автобуса, плохой дороги. В таких случаях водитель прибегает к сотовой связи с учителем, сопровождающим детей.
В летний период проводится комплекс работ по подготовке к новому учебному году: ремонту автобусов, уточнению маршрутов и расписаний, замене транспортного парка.
Большой экономической выгоды автотранспортным предприятиям от школьных перевозок нет, лучше сказать, это их головная боль.
Решение о передаче школьных автобусов в АТП администрацией области принято прежде всего в целях обеспечения безопасности школьных перевозок: автобусы в АТП обслуживаются квалифицированными специалистами, водители автобусов проходят ежедневный медицинский контроль. Кроме этого, решена социальная проблема транспортного сообщения с отдаленными деревнями, где порой живут 5-6 бабушек, которым необходимо добраться в районный центр, чтобы оформить документы, посетить врача. Автобусных маршрутов в эти деревни не существовало, а специально организовывать новые рейсы было экономически невыгодно. Эту ситуацию решили исправить с помощью организации совместного подвоза школьников и местных жителей. Конечно, если стоит выбор - сесть бабушке или ребенку, то место отдается бабушке, здесь и воспитательный момент важен.
С другой стороны, можно понять директоров школ. Им, конечно, было удобно иметь свой автобус. Это большая роскошь и большое благо и для детей, и для школы, особенно в вопросах организации внеурочной деятельности. Раньше задумал классный руководитель или заместитель директора по воспитательной работе повезти ребят на какое-то мероприятие - посадил их в автобус и повез. А теперь автобус нужно заказывать, иногда за несколько недель до мероприятия - в каждом районе существуют свои условия таких договоров между АТП и школой.
С этого года и эта проблема будет решена: средства на организацию внешкольных перевозок из областного бюджета переданы не АТП, а в муниципальные образования, и распоряжаться ими они будут самостоятельно исходя из потребности каждого образовательного учреждения.

От редакции

Почему никто не тронул 21 автобус, переданный в Псковскую область в рамках нацпроекта из федерального бюджета, понятно. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 года №551 утвердило Положение о передаче в собственность субъектов Российской Федерации приобретенных за счет средств федерального бюджета автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. В пункте 6 Положения говорится следующее:
«Исполнительный орган муниципального образования в течение 5 рабочих дней с даты получения акта приема-передачи автобусов и оборудования в собственность муниципального образования... издает распорядительный акт об их передаче в оперативное управление муниципальным общеобразовательным учреждениям».
Таким образом, согласно федеральному закону автобусы, переданные из федерального бюджета, должны принадлежать школам. А как быть с автобусами, приобретенными на средства из областного бюджета? Возможно, псковичи стали первыми, кто нашел лазейку в законодательстве, чтобы решить социальные проблемы населения за счет школьных автобусов? Безусловно, старушек из дальних деревень надо подвозить и предоставлять им места для сидения. Но это не значит, что в автобусе, едущем по скользкой зимней трассе, без ремней безопасности должны (в ряде случаев стоя, а не сидя) ехать дети. Не должны школьники ждать в утренней темноте, замерзая на остановке, опаздывающий из-за поломок автобус. Как-то по-другому надо решать свои социальные проблемы, уважаемые псковские власти! Не отбирая у небогатых сельских школ автобусы, лишь пять-шесть лет назад врученные им с пафосными речами, зафиксированными СМИ. Подарки у детей отнимать нехорошо...

К сведению

Программа по приобретению автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, была реализована в 2006-2008 годах в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
 На тот момент во многих деревнях отсутствовали школы, и дети тратили несколько часов на то, чтобы добраться до ближайшего учебного заведения. В России было 6000 школ, в которых училось менее 10 учеников. Программа «Сельский автобус» вместе с оптимизацией сети образовательных учреждений была призвана сделать качественное образование для сельских школьников более доступным. Благодаря созданию парка школьных автобусов появилась возможность организовать проезд детей, проживающих в отдаленных районах, до базовых и опорных школ, оснащенных самым современным оборудованием и имеющих сильный преподавательский состав.
Задачей программы стало обеспечение российских школьников гарантированным бесплатным проездом к месту обучения и возвращения из школы домой. На эти цели из федерального бюджета ежегодно выделялось по 1 млрд рублей. Поставка школьных автобусов осуществлялась на условиях софинансирования со стороны субъектов Российской Федерации. Все поставляемые в рамках ПНПО школьные автобусы передавались в собственность субъектов РФ, которые самостоятельно распределяли их по общеобразовательным учреждениям.
В 2006-2008 годах на приобретение автобусов для сельских школ было выделено 3 млрд рублей из федерального бюджета. За эти три года в субъекты Российской Федерации поставлено более 4800 автобусов за счет средств федерального бюджета, около 5000 автобусов приобретено за счет средств субъектов РФ.
Требования к школьным автобусам включали около 40 условий, направленных на обеспечение безопасности и комфорта детей при перевозке. Все они имели специальные сиденья и ремни безопасности. В 22 местных автобусах также были предусмотрены места для детей с ограниченными возможностями, в том числе места для двух кресел-колясок.
Соединенные Штаты Америки стали первой страной, в которой появились школьные автобусы. Сигналящий о возрасте пассажиров яркий желтый цвет переняли от американских школьных автобусов во всех странах мира. На данный момент по дорогам США ездит около 480 тысяч школьных автобусов. Они принадлежат частным компаниям, заключившим контракты с властями округов, и обслуживают исключительно школьников. Частники строго следят за исправностью техники и профессионализмом сотрудников. У школьного автобуса в Америке должны быть запасной тормоз и аккумулятор, буксирная штанга, запасной выход, специальный проблесковый маячок, работающий при движении, трап для инвалидного кресла, ремни безопасности, система видеонаблюдения. Конструкция автобуса снабжена дополнительными рамами жесткости, так что он не сомнется даже при сильном ударе, не вылетят и его стекла. Для желтых автобусов разработаны даже дополнительные правила дорожной безопасности. По статистике, аварии с участием школьных автобусов в США происходят в 100 раз реже, чем с участием обычного транспорта.

Псковская область