Принцип аморальный, потому что депутаты и чиновники должны работать и соответственно распределять средства в интересах избравшего их народа, а не в интересах олигархии, экономики соседних стран или антикризисных мер. А еще это вполне объяснимый и полностью антидемократический метод, потому как иначе управлять и держать в более-менее сносном повиновении всю систему и все системы невозможно. Оттого он и традиционный, и сохраняется при любом строе (еще Аркадий Райкин говорил: «Пусть все будет, но чего-то не хватает!»).
Вот это и есть главные причины того, что ни новое финансирование - подушевое, ни новая система оплаты труда никак не могут оправдать себя. Зато всем известны два несомненных, неоспоримых следствия: многократно выросла путаница в начислении этих самых зарплат, а обстановка в педагогических коллективах стала до того нервной, что идти в школу на работу просто не хочется. Сложная, постоянно изменяющаяся НСОТ в условиях нехватки денег превращается в унизительную дележку.
Одна из последних жалоб, на которую сегодня готовится ответ в Департаменте образования Воронежской области, изначально поступила в Воронежский обком Профсоюза работников образования и науки. Обратились в обком сами учителя, потому что хорошо знают: здесь за них и заступятся, и посоветуют, как правильно себя вести в сложной ситуации. Дело было в том, что вопреки всем заверениям об увеличении с сентября прошлого года заработной платы, даже больше - о выравнивании ее со средней по экономике, у педагогов обычной одиннадцатилетки в одном из райцентров области как было 8-9 тысяч рублей, так и осталось после всех повышений и заверений.
Когда начали разбираться, выяснились очень интересные подробности. Например, у зам. директора в отличие от учителей увеличение заработной платы произошло аж почти до 50 тысяч, директор в школе новый, фонд оплаты труда, в том числе и стимулирующую часть, распределяет сама, соответственно внутри коллектива конфликт, а учителям на руки даже не выдавались квитки о начисленной заработной плате.  
Когда разбирательства в школе ни к чему не привели, педагоги обратились в обком профсоюза. Председатель Тамара Бирюкова организовала совместную с работниками областного Департамента образования поездку в школу, встретились с учителями, поговорили с директором. Первое, что предложили проверить в департаменте, - штат школьных работников и результаты прошедшей оптимизации. Когда выяснилось, что за последнее время уже сократили 20 человек, а из всех так называемых лишних в школе на 780 учеников - три работника столовой, три завуча, и на каждую уборщицу не менее 500 квадратных метров намываемых коридоров с туалетами (у школы три здания), стало понятно, что оптимизировать больше уже некого. Однако фонд оплаты труда всего учреждения увеличился с осени прошлого года не на обещанные 30%, а всего на 11,16%. В итоге департамент собрал всю зарплатную документацию для изучения, а обком профсоюза со своей стороны тоже сделал некоторые выводы.
Совершенно непонятны пропорции между зарплатой учителей и администрации. На 60 педагогов, из которых 10 совместителей, приходится 650 тысяч рублей, а на четырех человек администрации (директор и три заместителя) - 151 тысяча рублей. Сумма эта складывается в том числе и за счет немалого количества часов, которые ведут завучи. У одного - 11 часов в неделю, у другого - 14, у третьего - 7,5 часа, и еще у директора 6 часов. В обкоме профсоюза рассказали, что есть соответствующие рекомендации, по которым у завучей максимальная почасовая нагрузка не должна превышать 9 часов в неделю. Однако в этой школе свои отговорки: заместитель директора ведет математику в десятом и одиннадцатом классах, поэтому и нет смысла отнимать у нее выпускные классы в конце третьей четверти, детям от этого только хуже. В обкоме говорят, что ж, раз этот вариант не подходит, можно зам. директора перевести на полставки как администратора. Ведь она в свое рабочее время завуча ведет эти 11 или 14 часов как предметник, а работе администратора уделяет времени меньше. Только и это еще не все. По имеющимся рекомендациям Департамента образования работникам школьных администраций предлагается не назначать себе за ведение часов дополнительные выплаты из стимулирующего фонда, потому что свою стимулирующую часть они получают как администраторы. В этой школе все наоборот: заместители директора премируют сами себя и как администраторов, и как предметников. В итоге у учителя чуть больше десяти тысяч, а у зам. директора почти сорок.
Разумеется, учителям сочувствуешь. Где уж тут до средней по экономике - в области она около 18 тысяч рублей. Но, с другой стороны, что такое 40 и даже 50 тысяч для заместителя директора, тем более что это не его чистая зарплата как администратора, а это у него за две работы - и завуча, и учителя. Разве это много? Особенно если учесть, что обычно завучи хорошие профессионалы-предметники, которым как раз выпускной-то класс и доверяют. Почему мы снова и снова должны наступать на те же грабли: лучше пусть не будет богатых, чем не будет бедных? Хотя применительно к учительской зарплате, как в этом случае, так и в большинстве наших российских школ, само понятие «богатство» выглядит смешно. Особенно на фоне сегодняшних споров о налоге на роскошь и о том, что роскошью считать. Даже у законодателей хватило совести не причислять к роскоши пятидесятитысячную зарплату школьного директора или его зама. Видя по ТВ шикарные океанские яхты и «стыдливо» спрятанные за основательным забором французские виллы некоторых наших непомерно удачливых граждан, все понимают, что зарплата сельского учителя в десять тысяч рублей - это все-таки свинство. Но, увы, исправлять положение нас снова призывают своими силами, то есть за счет уменьшения зарплаты одних увеличивать ее другим. (На деле это превращается в высчитывание у директора или завуча в пользу учителя, а у учителя, например, в пользу технического персонала.)
Воронежский обком профсоюза с этим мириться не стал и в очередной раз попытался изменить ситуацию в школах области. Для сравнения несколько цифр.
Возьмем, к примеру, данные о заработной плате в некоторых районах области по итогам первого квартала и последних месяцев 2011 года (до повышения и после) (см. таблицу).
Разброс велик - от неполных 12 тысяч рублей до более чем 20 тысяч. В таблице только половина районов области, в остальных ситуация примерно та же, но максимальные и минимальные значения в таблице есть - в Павловском и Панинском районах. Почему за одну и ту же работу учителя в разных районах получают столь различную заработную плату? С этим вопросом обком профсоюза обратился и в областной Департамент образования, и в областную Думу, а в довершение и к губернатору Воронежской области Алексею Гордееву.
- Почему такая разница в зарплате учителей между районами? - говорит Тамара Бирюкова. - Причин несколько. Первая и главная - недостаточный подушевой норматив на одного ученика. Он растет, но очень медленно, сегодня даже учителя школ областного центра жалуются. Например, молодой учитель физкультуры в одной из воронежских школ ведет 30 часов, из которых пять - кружковая работа, и за все это получает 11 тысяч рублей. Причем в эти 11 тысяч входит и 25-процентная надбавка за то, что он молодой, начинающий специалист, окончивший вуз с красным дипломом.
Вторая причина - посмотрите на разницу зарплат в больших, крупных районах и в маленьких, таких как, например, Воробьевский, Верхнехавский. Все они брали на себя обязательства по повышению заработной платы учителям. Например, в Воробьевском районе обещали повысить уровень средней зарплаты до 14467 рублей, а довели лишь до 13204, в Верхнехавском обещали 15659, а вышла 13 тысяч рублей. Почему так? Многое зависит от статуса школ в районе. Там, где есть лицеи и гимназии, выше норматив на ученика и соответственно выше средний показатель заработка учителя. Также у нас есть районы, где школы находятся в поселках городского типа и не имеют статуса сельских школ, соответственно не имеют 25-процентной надбавки как все сельские школы.
Слова Тамары Андреевны полностью подтверждаются примером школы, о которой шла речь и где у учителей низкая зарплата. Как уже было сказано, школа там самая обычная, не имеющая повышенного статуса и расположенная в райцентре - поселке городского типа. То есть мало того что учителям там не доплачивают 25 процентов, так они еще не получают никаких льгот по оплате коммунальных услуг. Зарплата ниже, а расходы выше.
После введения подушевого финансирования и НСОТ в самом плачевном финансовом состоянии оказались школы, расположенные в сельской местности, но имеющие статус городских, и малокомплектные сельские школы, в которых количество учеников ненамного превышает контрольные министерские цифры, определяющие, кого считать малокомплектными. Это девятилетние школы, в которых обучаются чуть больше 40 детей, и одиннадцатилетние, где ребят чуть больше ста. Хотя это «чуть больше» тоже понятие очень и очень относительное. Например, 50 учеников - это чуть больше сорока или намного больше?..
22 января 2012 года губернатор Воронежской области подписал Протокол поручений, определенных во время совещания по вопросу модернизации системы общего образования Воронежской области в 2012 году. В частности, управлению экспертной и контрольной работы правительства Воронежской области предложено «проработать вопрос об осуществлении внешнего контроля за реализацией программы модернизации системы общего образования». Также одним из главных пунктов стало поручение Департаменту образования, науки и молодежной политики совместно с Департаментом финансовой и бюджетной политики «внести предложения по сокращению дифференциации заработной платы педагогических работников муниципалитетов Воронежской области».
Возможно, данные поручения помогут выровнять учительскую заработную плату, лишь бы происходило это не в сторону уменьшения и не за счет более благополучных муниципалитетов. 

Воронежская область