Двойка практически исчезла из школьного образования. За четверть двойки ставятся крайне редко, за год - практически никогда, за урок еще может быть, да и то нечасто. Если педагог ставит более двух двоек ученику, то очень осложняет себе жизнь. Нужно сделать все, для того чтобы исправить эти двойки, - проводить с ребенком дополнительные занятия, оформить массу документации по этим занятиям, а для этого нужно привлечь ребенка к занятиям, то есть поймать его, привести в класс, усадить и заниматься с ним. Но выловить ребенка, привести в класс, усадить - это только полдела. Главная проблема - заставить его работать. Можно насильно привести лошадь к водопою, но нельзя насильно заставить ее пить. «Голова болит», «Я устал (устала)», «Я кушать хочу», «Мне некогда, у меня дома много дел» - каких только причин не найдется для того, чтобы не работать. Попробуй не отпусти - нарушишь права ребенка. А вдруг и правда голова болит! Вот и приходится идти по пути наименьшего сопротивления - «три» пишем, «два» в уме. Так что эта ситуация неактуальна сегодня. Нет у нас двоек! У нас сегодня актуальна совсем другая проблема: при подавляющем большинстве среди учащихся отличников и хорошистов у детей нет реальных знаний. Посмотрите на МузТВ замечательную передачу, «Безумно красивые» называется. Чего только не услышишь! Думаешь, а учился(лась) ли ты в школе? Немало камней в школьный огород набросал Максим Галкин, когда вел программу «Кто хочет стать миллионером», у него часто вчерашние школьники принимали участие. Один случай особенно показателен: в передаче принимал участие мальчик, который набрал самое большое количество баллов по результатам ЕГЭ, вот только весной сдал ЕГЭ. И уже в сентябре не мог вспомнить, тангенс какого угла равен единице. Так дело обстоит по всей стране. Думаю, в немалой степени причина такой ситуации заключается и в исчезновении двойки. А зачем ученику работать, если и так «три» как минимум поставят, а если рот откроешь, что-нибудь изречешь, так и «четыре» получить можно по контрасту с теми, кто вообще молчит. Если ставить незаслуженные отметки, может быть, проще вообще их отменить? Ведь поставленные просто так, они теряют педагогический смысл. И кто решил, что двойка - это плохо для ребенка? Невозможно воспитать детей на одном позитиве. Ребенок, который не знает, что такое боль, не замечает опасностей. Поясню на примере: моему младшему сыну было полтора года, мы пили чай, сын сидел у меня на коленях и тянулся к блестящему чайнику. Я говорила: «Горячий!» и отодвигала чайник. Но он все-таки извернулся и опрокинул чайник. На крошечных ладошках вмиг вздулись огромные пузыри - вот цена запоздалого знакомства с опасным предметом. Мой сын уже взрослый, у него самого уже есть сын полутора лет. Ему мы разрешили прикоснуться к чайнику, но под присмотром мамы и бабушки. Это не значит, что ребенку надо умышленно причинять боль в качестве прививки от опасности, но ограждать ребенка от негативного опыта не нужно. Еще ни один ребенок не умер от заслуженной двойки.
Бабушка пишет, что уроки должны быть интереснее. К сожалению, не всех можно увлечь уроками. У очень многих все интересы ограничиваются компьютером. Очень часто у детей развивается компьютерная зависимость. Перед таким ребенком хоть пляши, хоть на голове стой - к уроку его внимание не привлечешь. Избегают такой участи только те дети, родители которых их контролируют, не пускают процесс воспитания на самотек. А учитель такие вещи контролировать не может. Это при советской власти учитель мог прийти к ученику домой, проверить, какие у него условия для учебы, оборудовано ли рабочее место, родители несли ответственность за своих детей. Сейчас не все родители пустят учителя в дом.
Вот мы и подошли плавно к еще одному вопросу, поднятому Любовью Громовой, - к вопросу о том, кто должен воспитывать детей. Посмотрите на малышей в первом классе - все они разные. Одни собранные, организованные, все у них по полочкам, другие вертлявые, третьи тихие, спокойные, четвертые растеряши, и еще много-много разного. Вот это свое «разное» они принесли из дома, и перевоспитать это учителю не всегда удается. Пример из жизни: урок изо в 5-м классе перед Новым годом, дети рисуют на новогоднюю тему - кто елочку, кто снегурочку. Подхожу к одному ребенку, мальчик - два в одном флаконе: и безотцовщина, и из неблагополучной семьи, мама и бабушка алкоголики. Рисует снеговика, увидел меня, поднимает голову, спрашивает: «Снеговика с бутылкой рисовать?» Я опешила, потеряла дар речи, не могу понять, что это - он издевается надо мной или это неуместная шутка? Нет, все серьезно, никаких шуток, смотрит выжидающе, доверительно. «А зачем с бутылкой?» - спрашиваю. «Ну как же, праздник, Новый год». Ну и как мне его воспитывать? Мальчик привык к тому, что неотъемлемым атрибутом праздничного стола является бутылка, и пусть учитель говорит что угодно, а у него дома праздник пройдет совсем по другому сценарию: сначала мама и бабушка напьются, а потом подерутся. Он и сам ждет не дождется, когда вырастет и сможет тоже принимать участие на равных в празднике. Когда я сама училась в школе, наши родители тоже зарабатывали на жизнь, за нами присматривала бабушка. Образование у нее было ликбез, но при этом отношение к нашей учебе у нее было самое строгое. Слова «не понял» для нее не существовало. Не понял,  значит, не слушал на уроке. А если пожаловался на учителя,  можно и хворостиной получить по филейным частям. И при этом она была самой доброй, самой ласковой, самой любящей бабушкой. Просто она понимала, что попустительство, безответственнсть, вседозволенность и безнаказанность ничего общего с добротой не имеют. Она думала о нашем будущем, думала о том, какими мы вырастем. Сегодня остается только удивляться недальновидности родителей: как бы тяжело ни приходилось учителю с каким-то ребенком, все равно когда-то он с ним расстанется. А с родителями ребенок остается до конца жизни. Проблемы, которые когда-то были проблемами учителя, - лень, безответственность, неорганизованность ребенка - станут его проблемами. Тогда все начальники на всех работах станут у него плохими, но некому будет написать в «Начальническую газету»: «Начальники, будьте добрее к подчиненным! Не наказывайте их маленькой зарплатой, не калечьте им жизнь!» Думают ли родители, как их ребенок жить будет? Ведь во время учебы у ребенка развиваются рабочие качества  - работоспособность, усидчивость, собранность. И если ребенок не работает, то они не разовьются. А когда он станет взрослым, они не появятся ниоткуда в мгновение ока. Но многие родители живут одной минутой:  наказал учитель ребенка - плохой учитель! Ату его!
Осталось последнее, о чем я хотела написать. Специально для бабушки: моя зарплата как классного руководителя  около 800 руб., когда чуть меньше, когда чуть больше. В классе у меня 12 детей, посчитайте, сколько приходится за одного ребенка в месяц - около 66 руб. Для сравнения: читала недавно объявление в газете,  женщина предлагает услуги няни, стоимость услуги - 80 руб. в час. Мою месячную зарплату она может заработать за один день. Интересно, согласилась бы Любовь Громова воспитывать чьего-нибудь ребенка за 66 рублей в месяц? И еще при этом классному руководителю приходится часто звонить своим подопечным - то морозы, занятия отменяются, то родителям про родительское собрание, то почему ребенок не пришел в школу, да много всего, вот сегодня звонила, что автобус не приедет за школьниками из-за заносов. За январь и февраль я прозвонила около 400 рублей. Так что работаем мы в прямом смысле этого слова не за деньги, а за свою любовь к детям. Дорогие родители! Не травите учителя, сотрудничайте с учителем, это необходимо вашим детям!
Еще один момент. В первом номере «УГ» одна молодая коллега предложила работающим пенсионерам уволиться, тогда молодые педагоги быстро добьются повышения зарплат. Мне 58 лет, могла бы уже 2 с лишним года быть на пенсии, мне уже тяжело работать, болезни, причем профессиональные, педагогические - сердце, сосуды. Но я продолжаю работать. Моя зарплата 10 тыс. руб. вместе со стимулирующими надбавками, совсем мало, но пенсия еще меньше. В мой пенсионный стаж вошла только постсоветская работа, до августа 1990 года я жила в Казахстане, на запрос в архив по месту жительства в Казахстане пришел ответ, что документы не сохранились. И теперь пенсия у меня чисто российская педагогическая -  5885 руб. 35 коп. Выход на пенсию будет для меня выходом в смерть от голода или от болезней. И это не художественное преувеличение, этого хватит только на коммунальные услуги, на еду и лекарства ничего не останется. Конечно же, есть льготы, но после того как произошла их монетизация, нужно сначала оплатить льготу, и только через два месяца деньги вернут через отдел социальной защиты. И не факт, что через два месяца деньги непременно вернут. Я заплатила за газ в ноябре, сейчас середина марта, а деньги до сих пор не пришли: меня забыли включить в список. Пришлось совершить массу звонков, но пока безрезультатно. И что было бы, если бы я не работала? Размер пенсии педагогов - фактор, влияющий на отношение молодежи к профессии педагога. Чтобы привлечь молодежь в педагогику, молодым педагогам платят подъемные. Мне одна молодая коллега сказала: «Мы не смотрим на эти подъемные, мы смотрим на вас, стариков, смотрим, чего вы достигли, смотрим, что ждет нас в будущем». В последние годы в педагогический колледж идут выпускники 9-го класса, которые боятся, что не сдадут ЕГЭ, то есть самые слабые, проблемные, и их берут! Потому что недобор, потому что больше никто не идет, они и этим рады, пытаются сделать из них педагогов. Представьте себе, какие будут у нас учителя через несколько лет! Повышения зарплаты они добьются, но каково будет качество образования, вот вопрос. Впрочем, ответ есть. Почитайте письма молодых педагогов на образовательных сайтах - ошибка на ошибке. Ну вот, я все сказала.

​Людмила ЭЙХМАН, учитель изо, МХК,  технологии  Богдашкинской школы, Чердаклинский район, Ульяновская область