Профессиональный театр в России появился лишь в середине XVIII века, а к середине следующего столетия окреп и распространился настолько, что, пожалуй, не было города без своей труппы. Но во время Великого поста с его запретом на развлечения повсеместно стихали балы, пустели концертные и театральные залы. Для актерской братии наступало время отдыха. И тогда они могли собраться, чтобы отметить окончание зимнего сезона. Главным угощением таких застолий и становился капустный пирог - пост есть пост! Но в придачу к пирогу - шутливые сценки на злобу дня - о курьезах прошедшего сезона, подчас тут же сымпровизированные. И в таких экспромтах охотно принимали участие не только артисты. К примеру, в них проявлял незаурядный талант и блестящее остроумие драматург Александр Островский, срывая не менее шумные овации, чем его знаменитый друг актер Михаил Щепкин.
Пройдет несколько десятилетий, и эстафету подхватит Художественный театр. По Москве ходили рассказы о капустниках МХТ, на которых обычно сдержанный и интеллигентный Станиславский в паре с плотным и солидным Москвиным выделывали лихие па канкана с соответствующими возгласами и повизгиваниями или богатырского сложения Шаляпин и маленький Сулержицкий препотешно показывали цирковую борьбу. Казалось бы, только свои могут стать свидетелями подобных дурачеств, но именно МХТ впервые в 1910 году показал их широкой публике, всю выручку отдав в фонд помощи нуждающимся товарищам.
Капустники и ныне популярны: трудно представить, что есть театр, где накануне праздника не заняты все углы и закоулки репетирующими в тайне от коллег придуманный самими исполнителями номер (его содержание хранится в секрете до самого представления - важен эффект неожиданности). Пожелаем же театру поменьше проблем и препятствий в осуществлении его миссии и побольше искреннего веселья и вдохновенного творчества.