Однако самый значимый вывод, который я сделал в ходе анализа увиденного, состоит в том, что учительское сообщество страны раскололось. Причем раскол произошел не понарошку, как бывает в нашем неспокойном мире, а совершенно серьезно, со всеми вытекающими последствиями.  
Попробую описать суть раскола. Что касается Департамента образования, то я был поражен тем, что руководители этого уважаемого института образовательной власти на самом деле не понимают сути происходящего. Например, на вопрос о новой системе аттестации был дан ответ, что для прохождения этой процедуры сейчас достаточно заполнить три листка бумаги, не отвлекаясь от процесса обучения. Я смотрел в эти умные, чистые глаза и с ужасом осознавал, что творящиеся абсурдные вещи и в самом деле неведомы чиновникам от образования.
«Сытый голодного не разумеет» - гласит народная мудрость. Насколько точно она отражает современный момент, мне удалось убедиться во время «круглого стола»  в Доме учителя. Совсем молодая девчушка из московской школы восторженно говорила примерно следующее: «После введения новой системы оплаты труда зарплата выросла в два раза, и я наконец поняла, что такое качество образования - это участие в олимпиадах, конкурсах, ведение портфолио...» Она говорила еще много, ее поддерживали московские учителя. Я смотрел в глаза московских коллег и видел их искренность, а потом заговорил коллега из Калининграда, тоже в поддержку реформ, и говорил он также честно!
«Господи! - думал я. - Оценивать качество образования  по всем этим милым благоглупостям - это ведь то же самое, что судить о качестве конфеты по яркой обертке или о книге по виду переплета. И ни одного слова о детях!»
Совсем иного мнения были учителя из регионов, которые собственной  кожей почувствовали губительный ветер реформ за пределами МКАД. И тут  я все понял.
Мы никогда не договоримся. Система дробления ответственности и региональная дисперсия просто развели учителей  по разные стороны ринга. Они еще не готовы  к поединку, но и это время не за горами.
Cui bono? Cui prodest? - кому хорошо? Кто от этого выиграет?

​Дмитрий СКУРИХИН, директор вечерней школы Кирово-Чепецка, победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2011»