В.Блинов в материале «Нестареющие стандарты» говорит: «Стандарты третьего поколения основаны на модульно-компетентностном подходе и позволяют достигать заявленных результатов различными путями. Каждое образовательное учреждение теперь имеет право самостоятельно определять содержание образования, более того, обязано ежегодно его обновлять».
Да, это возможно только при условии качественной разработки всего комплекса учебно-методического и материально-технического обеспечения - основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).
Созданы ли необходимые условия для решения подобной задачи? Нет... И одной из преград является перевод «права самостоятельно определять содержание образования» в обязанность, возложенную на плечи преподавателей, ведущих учебную дисциплину. В ФГОС СПО по специальности 150412 «обработка металлов давлением» в Требованиях к условиям реализации ОПОП сказано: «Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной программы, включающей в себя базисный учебный план или примерные программы учебных дисциплин по соответствующей специальности с учетом потребностей регионального рынка труда».
Но на места ничего примерного не поступило, все отдано на откуп преподавателю. И много ли найдется преподавателей, способных научно обосновать содержание образования, если не справились с этой работой коллективы по разработке ФГОС?
Что же приходится делать преподавателю в этой сложнейшей обстановке: отказаться от разработки рабочих программ учебных дисциплин без наличия примерных программ он не может, а разработать научно обоснованную программу не в состоянии.
Выход один - брать за основу примерные программы 2-го поколения... А ведь не секрет, что при разработке содержания образования стандартов 2-го поколения основывались на материалах стандартов 1-го поколения.
А если учесть требование, чтобы учебная литература не была старше 5 лет, то необходимое условие не будет выполнено, ведь учебной литературы по техническим специальностям практически не издается. И понятно, сначала необходимо разрабатывать примерные программы, а затем на основании их создавать учебную литературу.
В общем, ФГОС СПО нового поколения поставил больше проблем, чем решил. И есть опасения, что новый ФГОС будет сопровождаться «нестареющим учебно-методическим обеспечением».

Анатолий ШАТУН, преподаватель Уральского политехнического колледжа, Екатеринбург