1. Актуальность, цели и задачи создания школьного НОУ
Научное общество учащихся - самостоятельное формирование, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний (Н.И. Дереклеева).
Оно дает учащимся возможность осознать свою значимость, знакомит их с методами творческой и научной работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению, дает опыт публичного выступления и многое другое.
Цели создания НОУ:
- выявление способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;
- привлечение учащихся к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей;
- формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
- развитие целеустремленности и системности в деятельности;
- содействие самоутверждению учащихся благодаря достижению поставленной цели и публикации полученных полезных результатов;
- содействие в профессиональной ориентации учеников.

2. Этапы создания НОУ и его структура
Основные этапы:
- подготовительный (анкетирование учащихся и учителей, планирование работы и др.);
- выполнение работ (проведение исследований, разработка проектов, оформление презентаций, подготовка докладов и др.);
- заключительный (защита работ на конференции, публикация материалов в школьном сборнике).
НОУ имеет свою структуру, которая выстраивается согласно положению о НОУ и в соответствии с особенностями образовательного учреждения. Это могут быть секции, предметные объединения, кафедры и т.  д. За их работу отвечают члены совета НОУ. Совет НОУ утверждается на общем собрании - высшем органе НОУ, которое проводится в начале года, после того как изучены интересы учащихся. Непосредственное руководство научным обществом учащихся может осуществлять заместитель директора школы по научно-методической работе. Руководитель может быть выбран на общем собрании.

3. Участники НОУ
Возраст учащихся, вступающих в НОУ, - 14 лет. Однако в каждом образовательном учреждении может быть индивидуальный подход.
Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:
- выбрать форму выполнения научной работы (реферат, проект, доклад, исследование и т. д.);
- получить необходимую консультацию у своего руководителя, иметь индивидуальный график консультаций;
- выступить со своей научной работой на научно-исследовательской конференции в школе;
- представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе, области;
- опубликовать научную работу в школьном сборнике научных работ учащихся;
- получить дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его работы.
Ученик, участвующий в НОУ, обязан:
- регулярно и активно участвовать в работе своей секции, предметного объединения, кафедры;
- соблюдать сроки выполнения научных работ и требования к их оформлению;
- активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях.

II. Опыт создания научного общества учащихся
в Юровская средней школе

1. Предпосылки создания научного общества учащихся
Юровская средняя общеобразовательная школа - это сельская школа, в которой обучаются 290 учащихся и работают 30 педагогов. К моменту организации научного общества учащихся в Юровской школе реализовывалась экспериментальная программа по экологизации учебно-воспитательного процесса, с 1997 года на базе школы активно работало детское школьное объединение «Юные экологи и краеведы» («ЮнЭК»), где во внеурочное время занимались учащиеся 7-10-х классов.
В 2006 году было проведено анкетирование учащихся 8-11-х классов (38 чел.) для выявления их способностей к решению творческих задач и привлечения к исследовательской деятельности. Выяснилось, что 89% из опрошенных хотели бы заниматься исследовательской деятельностью, принимать участие в работе НОУ. При этом в анкетах учащиеся указали широкий спектр предметов, по которым они хотели бы проводить исследования. Среди выбранных предметов были названы география и экология, химия, биология, физика, ОБЖ, русский язык, математика, технология, история, иностранный язык, информатика. Остальные учащиеся (11%) ссылались на занятость, выражали неуверенность в своем желании вести исследовательскую работу и даже нежелание.
Среди педагогов школы также было проведено анкетирование для выявления желания освоить исследовательскую и проектную технологию, включиться в ее организацию с учащимися, вступить в школьное научное общество. В опросе участвовали 28 педагогов школы, 18 из них выразили желание работать в НОУ и стать руководителями ученических исследований и проектов.
Было принято решение о создании школьного научного общества учащихся, которое объединит всех, кто хочет заниматься исследовательской деятельностью.

2. Участники НОУ и основная тематика ученических исследований
Основу научного общества Юровской школы составили учащиеся 8-11-х классов. Согласно положению возраст для вступления в НОУ - с 14 лет (возможно привлечение учащихся младшего возраста с учетом их способностей и желания заниматься научной работой).
Основная  тематика исследований в первые годы работы НОУ была связана с экологией родного края. Такое направление ученических исследований стало ведущим не случайно. Во-первых, для многих школьных предметов (география, химия, ОБЖ, биология, физика и др.) оно универсально. Во-вторых, исследования по эколого-краеведческой тематике всегда актуальны и интересны, а краеведческие объекты или темы, как правило, малоизученны. В последующие годы к эколого-краеведческому направлению добавились исследования по математике, русскому языку, технологии, иностранному языку, истории, информатике. Ниже приводится сводная таблица, в которой отражены учебные предметы, количество и примеры тем исследовательских и проектных работ, выполненных учащимися - участниками НОУ в 2006-2011 годах (см. таблицу 1).

3. Структура НОУ и содержание работы
Структура НОУ Юровской школы выстроена в соответствии с особенностями образовательного учреждения (см. схему).

Собрание - это высший орган научного общества. Оно проводится в начале учебного года, после изучения научных интересов учащихся и их отношения к научной деятельности. На первом общем собрании было рассмотрено и принято положение о НОУ, учащиеся ознакомились с целями и задачами научного общества, с основными принципами его работы. Общим собранием утвержден совет НОУ (не менее 5 человек). Затем был определен состав каждого предметного объединения (ПО), составлен и утвержден план работы на текущий учебный год. Для примера - один из годовых планов работы НОУ Юровской школы (см. таблицу 2).
Заседания совета НОУ проводятся один раз в четверть. Каждый член совета НОУ отвечает за работу определенного предметного объединения. Школьная конференция научно-исследовательских и проектных работ учащихся - ежегодное мероприятие, на котором представляются работы учащихся и подводятся итоги работы НОУ. Она проводится один раз в год. Завершает работу НОУ в учебном году выпуск школьного сборника с материалами конференции.
Немного подробнее об основных этапах работы НОУ.

3.1. Подготовительный этап
На подготовительном этапе проводится анкетирование учащихся и педагогов. После обработки анкет определяются области интересов учащихся, возможность привлечения учителей-предметников и т. д.
Один из вариантов анкет для учащихся и учителей Юровской средней школы (см. таблицу 3).

3.2. Организация исследовательской деятельности учащихся
Для эффективной организации исследовательской деятельности учащихся в НОУ необходимо своевременно управлять данным процессом. В Юровской школе такое управление осуществляется советом НОУ во главе с руководителем и предметными объединениями.
Руководитель научного общества учащихся:
- осуществляет общее руководство исследовательской деятельностью в школе;
- организует обсуждения предложений совета НОУ и предметных объединений по развитию и совершенствованию исследовательской деятельности учащихся; применению результатов исследовательских работ в учебно-воспитательном процессе;
- организует рассмотрение и утверждение кандидатур руководителей и исполнителей ученических исследовательских работ, рабочих программ и отчетов по исследовательской деятельности;
- проводит методическую работу с руководителями предметных объединений и  руководителями ученических исследовательских работ;
- организует материально-техническую поддержку научного общества учащихся.
Совет НОУ на своих заседаниях дает оценку текущему состоянию исследовательской деятельности учащихся в школе, принимает решения об обобщении опыта выполнения ученических исследовательских работ и использовании их результатов в учебно-воспитательном процессе.
Предметные объединения на своих заседаниях назначают руководителей и исполнителей ученических исследовательских работ, утверждают их темы.
Непосредственное руководство исследовательской деятельностью учащихся осуществляют педагоги школы. Руководитель ученической исследовательской работы:
- составляет примерный перечень тем исследовательских работ на основе анализа степени изученности тех или иных вопросов;
- оказывает помощь учащимся в выборе тем для исследований;
- составляет примерные рабочие программы исследований;
- осуществляет текущее руководство, организационно-техническую помощь, постоянно консультирует учащихся, как составлять отчеты об ученической исследовательской работе, изготовлять наглядные пособия;
- контролирует выполнение основных этапов исследовательских работ;
- вырабатывает рекомендации по применению результатов ученической исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе;
- оказывает помощь исполнителям исследовательских работ в подготовке к участию в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах творческих работ;
- оказывает помощь ученикам в публикации результатов выполненных исследований и дальнейшей исследовательской деятельности.
Один из самых ответственных и важных моментов в работе руководителя ученической исследовательской работы - выбор темы исследования каждым учащимся. При определении тематики ученических исследований руководителю необходимо учитывать следующие критерии:
1) актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;
2) соответствие интересам учащегося-исследователя;
3) реальная выполнимость;
4) возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой;
5) обеспеченность необходимым количеством различных источников;
6) грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения (с указанием четких рамок рассмотрения темы).
Руководитель знакомит учащихся со структурой исследовательской работы и основными требованиями к ней. Школьники должны видеть ее отличия от реферата, понимать, что исследование - это решение творческой задачи с неизвестным заранее результатом. После формулировки рабочего названия темы (окончательное название можно определить позже) составляется рабочая программа исследовательской работы. На этом этапе конкретизируется состояние проблемы, определяются степень актуальности и цель исследования, его задачи, методы и этапы, а также делается прогноз ожидаемых результатов исследования.
Для определения состояния изученности темы необходимо знакомство с литературой по выбранной проблеме. Руководитель дает учащимся информацию по поиску литературы, по ведению записей.
В процессе работы руководитель формирует у ребят умения и навыки оформления исследовательских работ в соответствии с утвержденными и общепринятыми требованиями, знакомит с разными вариантами защиты исследовательской работы. Наиболее распространенные - классическая и творческая модели защиты. Классическая модель защиты основывается на устном выступлении с непременным отражением главных исследовательских аспектов разработки темы:
- актуальность и новизна исследования;
- характеристика использованных источников и литературы;
- характеристика основных научных подходов к решению проблемы;
- обоснование выбора методов исследования;
- основные выводы по содержанию работы.
Творческая модель защиты предполагает:
- оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по заявленной теме, их комментарий;
- демонстрацию видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования;
- оригинальное представление фрагмента основной части исследования;
- выводы по работе.
Сроки выполнения исследовательской работы руководитель и учащиеся определяют исходя из особенностей выбранной темы. Чаще всего создание ученической исследовательской работы занимает не менее одного учебного года, но школьники могут вести изыскания и в течение нескольких лет в зависимости от различных обстоятельств, таких как сложность избранной темы, отсутствие необходимых данных, многоплановость статистической обработки. Промежуточные результаты работы также представляются учащимися на школьных конференциях.

3.3. Заключительный этап: проведение школьной конференции научно-исследовательских работ учащихся
В ежегодной школьной конференции научно-исследовательских работ учащихся принимают участие ученики, педагоги, администрация школы. Среди участников конференции:
- учащиеся, проводившие исследования и проектирование, подготовившие доклад и презентацию;
- учащиеся 11-х классов - члены ученического жюри, ранее принимавшие участие в конференции как выступающие (ведут протокол конференции);
- учащиеся 8-11-х классов - слушатели (оценивают выступления по специальным оценочным листам);
- учащиеся 6-7-х классов - зрители, которые приглашаются для знакомства с работой НОУ;
- педагоги - руководители ученических работ, учителя-предметники.

4. Результаты работы НОУ
и их оценка
В 2011 году научное общество учащихся Юровской средней общеобразовательной школы отметило свой первый юбилей - пятилетие со дня создания. За пять лет совместного творческого труда педагогов и учащихся выполнено 48 исследовательских работ, многие из которых стали основой интересных социально значимых проектов. Все исследования и проекты представлялись учащимися на ежегодных школьных конференциях, а лучшие - на районных эколого-краеведческих конференциях научно-исследовательских работ. Проведено 6 школьных конференций, общее количество участников которых составило около 280 человек. С такими проектами, как «Изучение и оценка качества воды в р. Дорке методом биомониторинга», «Оценка состояния древостоя смешанного леса в микрорайоне школы», «Проблемы загрязнения твердыми бытовыми отходами территории д. Юрово», учащиеся выступали на региональных и всероссийских олимпиадах по экологии (Великий Новгород - 2006 г.,  Сочи - 2007 г.,  Геленджик - 2008 г.), на Всероссийском молодежном форуме по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности ЮНЭКО (2007), на III Всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов «Чистая планета для нашего будущего» в рамках международной образовательной программы «Поколение XXI» (2009).
Последнее анкетирование учащихся и педагогов подтверждает правильность принятого решения о создании НОУ. Количество участников научного общества растет. Постоянными участниками конференций стали учащиеся 6-7-х классов. Пока они слушатели, но уже в ближайшей перспективе - исследователи.

5. Практическая значимость создания НОУ
Работая в НОУ, учащиеся:
- осваивают технологию исследовательской и проектной деятельности, выполняют эколого-краеведческие проекты, способствующие расширению межпредметных связей, которые в свою очередь формируют у них целостный взгляд на мир;
- совершенствуют умения и навыки работы с литературными источниками, написания и оформления отчетов, текстов, создания презентаций к исследованиям и проектам;
- развивают коммуникативные умения (общение в группе, с руководителем, с респондентами при опросах и анкетировании);
- получают опыт выступления, защиты результатов исследования и проектов перед аудиторией на мероприятиях разного уровня, опыт выражения своей позиции по отношению к изучаемой проблеме,
Все это, несомненно, пригодится учащимся на практике в будущем.

III. Заключение
В заключение хочется обратить внимание на несколько моментов, важных для тех, кто хотел бы создать научное общество учащихся в своей школе. Во-первых, помните о факторах успешности исследовательской деятельности учащихся:
- добровольность занятия учеников этим видом работы;
- максимальная самостоятельность учеников;
- добровольность в выборе темы учащимися;
- компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
- уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы;
- осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы.
Во-вторых, позаботьтесь об обеспечении преемственности в исследовательской работе учащихся, для того чтобы она имела в школе постоянную перспективу. Нужно предлагать учащимся старших классов проводить социологические исследования среди младших школьников, создавать разновозрастные исследовательские группы учащихся, поощрять систематическое участие (в качестве докладчиков, содокладчиков, слушателей, членов жюри) в ежегодных школьных конференциях научно-исследовательских и проектных работ.
А главное - нельзя забывать о том, что в каждой школе, будь она сельской или городской, общеобразовательной или гимназией, есть такие ученики, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, энциклопедии, справочники, ищут ответы на свои вопросы в разных областях знаний. И нам, учителям, важно именно в школе найти всех, кому интересно узнать больше, чем дано в программе, приобщить школьников к научному поиску, помочь раскрыть свои способности.
Если вам захотелось стать участниками интересной, творческой работы в школьном научном обществе, будьте уверены, вы с ней справитесь!

​Ярослава НОВИКОВА, методист методического центра «Раменский дом учителя», учитель географии, руководитель школьного научного общества учащихся и детского школьного объединения «Юные экологи и краеведы» в Юровской средней школе Московской области, победитель XIV конкурса «Сто друзей»