Почему-то все эти школьные вопросы решают люди, явно далекие от школы и школьных проблем. Школьные вопросы решают политики, юристы, чиновники... Только учителя как бы ни при чем - никто их мнения не спрашивает. Вот и внедрение в школьный процесс электронного дневника получилось, на наш учительский взгляд, очень неуклюжим, тяжелым. Кто-то, безусловно, получил хорошие деньги за плохую программу.
Назначение этой статьи - показать, как в реальности обстоит дело с сервисом «Электронный дневник» в школе, чтобы всем стало очевидно, что он нуждается в корректировке.
Как много времени и сил, нужных для творческой работы с детьми, отнимает у учителя электронный дневник! Приказ дан такой: ежедневно в кабинете информатики выставлять все текущие оценки и «забивать» домашнее задание в каждом классе в электронный дневник, чтобы каждый родитель, придя домой, мог вечерком зайти в Интернет и заглянуть в электронный дневничок. Красиво придумано, ничего не скажешь!
А пробовал ли тот, кто это придумал, сам «позабивать» электронный дневник? Например, для того чтобы проставить пропуски уроков, я должна подвести мышку к фамилии ученика, нажать правую клавишу, в появившемся окне выбрать «пропустил (а)», затем подвести курсор к середине экрана, где появится новое «окно», выбрать причину пропуска: уважительная - по болезни - прогул - неизвестная (не промахнуться на «опоздал (а)»), два раза щелкнуть, затем нажать «ОК» и наконец вернуться мышкой к списку учеников.
Напомню, что при этом не только не отменилась работа с бумажными документами, а еще и добавилось кое-что. То есть я должна на своем уроке быстро отметить отсутствующих, проставив «Н». И это несравненно быстрее, чем в электронном дневнике. Затем, после всех уроков, просмотреть все предметы, которые были, допустим, в понедельник в моем воспитательском классе, и отметить в конце журнала количество пропущенных в этот день уроков каждым из болеющих, спящих или прогуливающих детей. Все это было всегда, и это вполне разумно. Разумно, но недостаточно для чиновников! Ведь несколько лет назад в учительской появился специальный журнал пропусков. Ежедневно мы обязаны его заполнять, а именно: записывать фамилии учеников, пропустивших уроки, отметив причину; рассказывать (письменно) о принятых мерах, если это был прогул; зафиксировать, какие документы (справка, заявление) подтверждают, что это НЕ ПРОГУЛ.
Я привела лишь пример ежедневной возни с пропусками уроков. Мне кажется, что не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: по крайней мере половину этой работы мы делаем зря. А нужна-то не бумажно-электронная рутина, а разговор с оболтусом и звонок родителя: «Как не был в школе?! Дима-а! Ну-ка иди сюда, классная звОнит!»
Кстати, он еще и зависает, наш электронный дневник. Сидим, ждем «открытия» новой даты. Не забудьте проставить «номер урока в дне», то есть каким он был по счету, и поставить галочку в клеточке «урок выполнен». Ведь вам, дорогие учителя, заняться больше нечем! Вы, по мнению обывателя, пришли в три часа домой и свободны! Не надо готовиться к урокам, придумывать что-нибудь интересное, искать в Интернете, как Пастернак читает свои стихи, а Фролова поет песни на стихи Мандельштама. Вообще дети обойдутся - были бы чиновники довольны; никто и не узнает, как скучно у вас на уроках, - была бы пройдена программа. Не надо ездить на экскурсии и в театры, репетировать с учениками Гоголя и тем более ехать в музей Некрасова; не надо общаться с детьми, разбирать их драки и ссоры, устраивать для них праздники, разговаривать с ними о жизни и пить с ними чай... Нет, после уроков есть более важное дело: шевелите мышкой, педагоги, заполняйте груду бумаг - документация должна быть в порядке!
Мы от руки пишем 17 списков (по количеству учебных предметов) из 25-30 фамилий и полных имен в бумажном классном журнале. Могли бы их печатать легко в любом количестве. Но нет! Бумажные документы остались такими, как 50 лет назад, к ним прибавились новые и новые бумажки да еще... электронный дневник!
Между тем по-прежнему необходима постоянная кропотливая работа учителя с обычными бумажными детскими дневниками: и выставление оценок, и контроль за записью домашних заданий, и замечания, и поощрения... Ведь этот дневник смотрят все родители, а электронный - один-два, редко пять родителей в классе! И это в Петербурге...
Да, процедура регистрации в сервисе «Электронный дневник» оказалась не каждому понятна и удобна. Да и Интернет, как ни странно, не у каждого. К тому же в бумажном дневнике оценка появится явно раньше, чем в электронном.
Мне кажется, было бы разумно, если электронный дневник действительно необходим, «забивать» его лишь для тех родителей, которые написали заявления и пользуются этой услугой. Сделать его более удобным в заполнении. Убрать из него все лишнее. Упростить процедуру регистрации для родителей. Безусловно, должен быть сокращен объем работы учителя с бумажной документацией - не должно быть такого, что раньше мы заполняли только бумажные документы, а теперь и бумажные, и электронные!
Приходится признать, что ситуация с внедрением сервиса «Электронный дневник» еще раз показала неуважение чиновников к учительскому труду, к личности учителя. Нам как бы говорят: «Делайте, что приказано, а рассуждать - это не ваше дело».

​Нина ФИЛИПЕНКО, учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург