О том, насколько много делает мой герой, судите сами. Свою научную деятельность и преподавание в педагогическом университете Сергей Борисович совмещает с работой в школах. Три учебных заведения (две школы и один лицей биологического профиля) могут похвастаться тем, что спецкурсы по экологии и биологии ведет у них «сам Шустов». Помимо этого Шустов пишет учебники для студентов и старшеклассников и книги для детей о животных, птицах и насекомых, обитающих в средней полосе и Нижегородской области, и,  что самое удивительное,  сам их иллюстрирует. Он настоящий художник (судить об этом читатели могут по рисунку, опубликованному на этой полосе),  чем опять же напоминает натуралистов прошлого, ведь в то время не было фотоаппаратов, и умение рисовать было обязательным условием участников любой природоведческой экспедиции. Шустовым выпущены серия «Почемучке обо всем на свете» из двадцати иллюстрированных книг для семейного чтения и серия «Иллюстрированная энциклопедия о природе России», включающая в себя пять книг. Обе серии изданы на превосходной бумаге, однако их плюсом по сравнению с многими аналогичными изданиями является не только качество иллюстраций и полиграфии, но и тексты - их Сергей Борисович тоже пишет сам.  
Но и это тоже еще не все. Все три летних месяца, с начала июня по конец августа, Шустов и его коллеги и помощники проводят с юными натуралистами в полевом лагере, расположенном на территории Пустынского заказника. Полное название лагеря звучит так - учебно-исследовательский полевой центр (стационар) «Сережа». Некоторые люди, мало знакомые с географией Нижегородской области, полагают, что название имеет отношение к имени его основателя. Но это неверно. Просто лагерь находится на берегу красивой лесной речки Сережи. О летнем лагере я прошу Сергея Борисовича рассказать подробнее.
- Я давно мечтал о биостанции, на которой можно было бы проводить полевые исследования, без которых невозможно представить себе естественно-научное образование. До перестройки в нашей области было таких биостанций несколько. Но потом вся инфраструктура оказалась  разрушенной, и нужно было созидать все с нуля. Вначале,  это было 6 лет назад,  мы выкупили 44 сотки земли и построили три дома. Вот в них каждое лето и размещается наш лагерь-стационар, рассчитанный на нескольких преподавателей, студентов-практикантов, которые являются вожатыми, и тридцать школьников. Хотя надо сказать, что мы не сидим на одном месте. Я против того, чтобы экологические лагеря становились постоянным местом дислокации, так они очень быстро могут превратиться в свою противоположность. Мы, биологи и экологи, не должны создавать проблем для территории, а любое долговременное поселение - это антропогенная нагрузка, с которой природе тяжело справиться. Так что лагерь для нас - это все-таки база, в основном мы живем в режиме походов.
Какие преимущества у опытно-исследовательского вида экологического образования? Прежде всего комплексность.  Мы не выделяем отдельных предметов: химии, физики, геологии, астрономии, краеведения. Мы изучаем природу в комплексе. Второе преимущество - высокая точность исследований, которую мы имеем благодаря современным техническим возможностям. Имеющиеся в нашем распоряжении цифровая техника и мобильные технологии позволяют поднять уровень исследований и соответственно естественно-научного образования на недостижимую прежде высоту. Естествознание из описательной переходит в разряд точных наук. Сегодняшнее время дает возможность учитывать огромное количество самых разных параметров с высокой степенью точности и достоверности.  
GPS-навигаторы и комплексы NOVA 5000 (так называются мобильные физико-химико-биологические учебные лаборатории) позволяют не только собрать информацию, но и обработать ее. У нас есть цифровая метеостанция, с помощью которой легко проследить изменения погодных параметров. То есть, используя уникальное оборудование, ребенок самостоятельно может сделать хорошую работу.
- Как вам удалось все это приобрести? На это же требуются большие деньги?
- Приобретают технику в основном школы, учащиеся которых принимают участие в работе нашего лагеря. Чаще всего не на средства бюджета, а на получаемые гранты. Что касается комплектов нетбуков, то один мы выиграли в конкурсе, проводимом компанией «Интел», а второй получили в подарок от наших партнеров - голландской фирмы, занимающейся их производством, с просьбой протестировать не только оборудование, но и сам программный продукт. Вообще, должен сказать, нам повезло - многие фирмы, занимающиеся высокими технологиями, помогают нам. Разумеется, мы понимаем, что интересны им в первую очередь как полигон для апробаций, но мы от этого только выигрываем. Кроме того, нас очень поддерживает, в том числе и финансово, региональное Министерство экологии и природных ресурсов.
 В нашем распоряжении есть еще два комплекта нетбуков, связанных в единую сеть, с выходом в Интернет. С их помощью ребенок в полевых условиях может не только решать исследовательские задачи, но и привлекать весь необходимый материал по имеющейся проблеме, общаться с друзьями и родителями. Все это позволяет сделать исследовательскую работу не только возможной, но и приятной, комфортной  практически в любых условиях: где угодно и когда угодно. Мое глубокое убеждение:  чтобы дети захотели заниматься полезным делом, они  должны получать от него удовольствие и радость. Сегодняшнее образование вообще не принимает этот момент во внимание. Интересные по самой сути своей естественные науки придавлены излишней наукообразностью, сухостью, которая не ведет ни к чему хорошему.  А ведь от процесса познания, даже от самых скромных исследований, от непосредственного общения с природой дети должны получать радость  и, естественно, видеть конкретный результат своего труда.
В нашем летнем лагере мы погружаем всех подростков и студентов именно в особую атмосферу. Находясь длительное время в среде, где есть трудности, учась их преодолевать, ребенок растет, развивается. Именно это для нас главная цель всей работы, а не написание ребенком научной работы на какой-то конкурс или конференцию и не подготовка к олимпиаде какого-либо уровня. Мне вообще глубоко чужда идея, чтобы дети за свою в общем-то скромную и, надо признать, чисто учебную деятельность  получали какие-то преференции перед другими сверстниками. Места, премии и регалии - все это не имеет ничего общего с развитием личности, более того, они часто вредят ему. Нередко мне приходилось сталкиваться с тем, что под видом ребячьей работы выдается работа преподавателя или родителей, что один и тот же ребенок по многу раз переписывает одно и то же и с этой псевдонаучной работой выступает то на одной конференции, то на другой, занимает какие-то места... У таких детей может сложиться неверное впечатление о научном труде. Они будут думать, что достаточно взять чужое, переписать, скомпилировать - и научный труд готов,  его можно заявлять как открытие. Нет, мы в этом участвовать не хотим и не будем. Пусть наши дети радуются и получают удовольствие от своих маленьких и скромных, но зато самостоятельных открытий бескорыстно.

Нижний Новгород