Первое, что бросается в глаза, - новое учебное оборудование и посвежевшие осовремененные кабинеты начальных классов. Возможно, в городских школах, привыкших к относительному комфорту, это не так заметно, зато в сельских, небольших, отдаленных от райцентра, проведенная канализация и новенькие раковины с водой в кабинетах началки  как осуществленная мечта о красивой жизни.
- Конечно, стало очень хорошо, - рассказывает учитель начальных классов Орловской школы Хохольского района Воронежской области Наталья Стрединина. - У нас теперь в каждом кабинете начальной школы есть горячая и холодная вода, дети могут и просто руки помыть, и пользоваться водой на уроках рисования и труда. В классах поменяли двери, сделали ремонт, родители очень помогали, за что мы им благодарны...  
В кабинете Натальи Александровны занимаются первоклашки: новая мебель, столы с изменяемой высотой и наклоном поверхности - специально для работы с ноутбуками, которых в кабинете пока три, но, как говорит директор Татьяна Ивановна Алферова, будет больше. В прошлом году в Воронежской области, как и в большинстве регионов страны, значительную часть средств, направленных из федерального бюджета по проекту модернизации образования, потратили на подготовку школ к введению нового ФГОС для младшей ступени. Приводили в порядок и соответствие санитарным нормам кабинеты, закупали оборудование: например, в класс Натальи Стредининой приобрели учебного оборудования на 59 тысяч рублей, за 30 тысяч купили цифровой микроскоп. Теперь малыши на мониторах ноутбуков могут видеть, к примеру, клеточное строение кожицы лука или разглядывать рисунок на крыльях бабочек, причем живых, а не приколотых булавкой, после чего выпускать их снова на волю,  среди нового оборудования предусмотрены даже специальные стеклянные баночки для временного помещения туда насекомых. Зачем все это? Оборудование для опытов по биологии, химии и даже физике в начальной школе используется в рамках программы «Окружающий мир».
- Нам даже закупили на каждого учащегося книжечки для счета и демонстрации обратной связи, - показывает новинки Наталья Александровна. - А вот модели-аппликации со звуко-буквенной лентой, на которых, например, есть весь процесс ухода за комнатными растениями - все изображения с магнитиками и крепятся к магнитной доске... Вот новые рабочие тетради для первоклассников. Все начинается с вопроса, что такое Родина. Вот дети рисуют, как выглядят наши национальные костюмы. А это уже проектная деятельность...  
Один из первых проектов, к которым первоклассники приступили в начале учебного года, - «Моя семья». Работа над проектами - одно из главных новшеств образовательного стандарта нового поколения для начальной школы. Направленность на результат, применение знаний в практической деятельности, формирование компетенций - в этом и многом другом, по мнению разработчиков стандарта, помогает проектная деятельность. На практике результаты работы первоклашек над проектом выглядят так: небольшой альбом с фотографиями, рассказ о семье в целом и представление каждого члена семьи. Конечно, делается такой альбом с помощью родителей или бабушек-дедушек, все вместе это приносится в класс, показывается, сравнивается, горячо обсуждается,  в итоге интересно всем. Потом все проекты собираются в особую папку-портфолио. Уже есть самое объемистое портфолио - Саши Новикова, в нем записи об участии мальчика в разных мероприятиях: школьная линейка 1 сентября, праздник осени, 25 ноября праздник «Мама - лучший друг», 16 ноября открытый классный час «Моя игрушка». Тут же грамоты и награды, главная - за победу в областном конкурсе сочинений «Моя бабушка». А вот уже зимний проект - кормушка для птичек с подробным описанием чертежа, сборки и кормления птиц.
Что это за нагрузка и насколько легко с ней справляются первоклашки, я увидела на уроке математики учителя начальных классов воронежской гимназии имени А.Платонова Ирины Головковой, курирующей как заместитель директора начальную школу. Сначала общие впечатления: долго не верила, что нахожусь на уроке именно в первом классе (пока сама лишний раз не убедилась, что на обложках тетрадей написано «1-й класс «А»). Настолько дети были собраны, дисциплинированы и активны на уроке! Каким образом разрозненная, громко галдящая и неуемная в беготне компания более чем в 25 маленьких человек за один миг превращается в коллектив, в «класс, работаем!»,  и все как один уже пыхтят над тетрадками,  вот это мне так и осталось совершенно непонятно. Они ведь даже на звонок с урока почти не отреагировали, уже только после того как учитель сказала им, что урок окончен, только после этого снова преобразились и в одну минуту вынеслись кричащей и топочущей волной в коридор. Перемена! И тут же, буквально через секунду, некоторые стали возвращаться: «Ирина Васильевна, Ирина Васильевна! А Сережка опять толкается!.. А Саша у меня пенал отобрал!..» Все снова встало на свои места, до следующего урока.
Итак, математика в 1-м «А».
- Пишем математический диктант. Уменьшите семь на пять, увеличьте семь на три... Я задумала число, прибавила к нему четыре и получила пять, какое число задумала? На сколько шесть меньше семи?..
Учитель диктует, дети решают в уме и пишут ответы в тетрадях, затем сами себя проверяют, ставят оценки на полях, потом обмениваются тетрадями с соседом по парте - перепроверяют, заодно работая в парах.
- Взаимопроверку выполнили, сравнили с ответами на доске, вернули тетради... Открываем учебник, определяем тему урока...
Руки тянут все, потому что все готовы назвать тему - «Именованные числа» (килограммы, граммы и т. д.). Вспоминают, что такое величина, какие величины они уже знают. Провокационный вопрос учителя: «Является ли сантиметр величиной?» У некоторых - да, является, тут же другие тянут руки вверх, при этом большой палец направлен вниз - не согласны, ответ неправильный! Ну конечно, не величина, а мерка. «А какая мерка у массы?» «Килограмм», - правильных ответов и поднятых теперь вверх больших пальцев гораздо больше.
- Работаем с «фантазиями»! 5 килограммов плюс 2 килограмма, результат записываем на «фантазиях» и показываем мне...  
Мальчишки и девчонки с удовольствием поднимают вверх прямоугольные планшеты с написанными маркером ответами, которые после проверки стирают, и на «фантазиях» можно записывать снова что-то новое.
Дальше работа у доски и самооценка: Маша считает, что заслуживает зеленые полкружочка - зеленый цвет значит хорошо, а половинка, потому что урок еще не закончился. К доске выходит Данил: «Папа с сыном пололи грядки, папа прополол шесть грядок, а сын - две. Сколько вместе пропололи грядок?.. Тип задачи - простая, нужно найти целое. Начинаем «одевать» схему: она состоит из части отец и части сын...» Мальчик решает задачу, но с ошибкой, которую исправляет, и оценивает себя так: «Я со своим заданием справился, но у меня были недочеты, которые мне помогли исправить товарищи. Я оцениваю свою работу желтым полукружком...» После небольшой зарядки  вторая половина урока, затем подведение итогов. На вопрос учителя, какие универсальные учебные действия применяли, дети, немного запинаясь, но довольно храбро перечисляют сложные слова: познавательные, коммуникативные, регулятивные. Затем каждый оценивает свою работу на уроке в специальных тетрадях-дневниках, а учитель звездочками на магнитной доске отмечает каждого успешного, называя его фамилию и имя.
После урока прошу Ирину Васильевну подвести небольшой итог. Выясняется, что класс занимается по учебникам Петерсон и комплексу «Школа-2100», работает с универсальными учебными действиями, часто в парах, есть интегрированные уроки обучения грамоте и письму, постоянно используются символы и схемы.
- Очень много новых слов, как вы думаете, не трудно ли детям?  
- Наша программа «Школа-2100» предусматривает эту новую лексику. Учитель, работая по новым стандартам, применяет ее. В программе четко расписано, что на какой неделе обучения вводить и когда оперировать этими понятиями. Просто надо чаще использовать новые слова, и не только на математике, но и при обучении грамоте, на письме. Например, мы всего три-четыре урока как проводим самооценку, и вот дети уже пробуют делать ее сами.
- Я заметила, как интересно детям работать с «фантазиями». А вам?
- Это очень удобно. Я вижу, кто готов, насколько быстро и правильно справляется, сразу поправляю. При этом работают все... Приемы «палец вниз», «палец вверх» - это идет от Эльконина и Давыдова, тоже удобно, и детям интересно, и я вижу, насколько класс активен. Самооценку мы тоже проводим несколькими способами - кружками на доске, полосочками в тетради, есть еще дневники, которые мы ведем...
Наверное, правы родители: учиться первоклашкам действительно стало интереснее. Но легче ли - это вопрос. Даже темп урока увеличился, не говоря уже про объем материала, новую не только для детей, но и для взрослых лексику, эмоциональную загруженность. А учитель? Если раньше говорили, что учитель  - это актер, то сегодня и этого мало. Он  дирижер, у которого даже первый класс должен работать как слаженный оркестр. Иначе не успеть.

Воронеж, фото автора