Ряд занятий посвящались использованию ресурсов интернета в преподавании общественных дисциплин и обучению умению создавать компьютерные презентации по теме. Всего было 27 преподавателей, которые обучают 3370 учащихся. Это учителя истории, граждановедения, обществознания, заместители директоров по воспитательной работе, директор школы, преподаватели системы дополнительного образования, а также начальник управления образования Сергиевского учебного округа С. Мишин, директор многопрофильного центра дополнительного образования «Поиск» Т. Малышева, заместитель главы администрации Сергиевского района по социальным вопросам. Местные средства массовой информации освещали работу семинара, был подготовлен фильм на основе проводимых занятий и интервью организаторов, тренеров и участников семинара. Особую роль в организации семинара сыграла Тамара Малышева, которая решила расширить сферу деятельности своего многопрофильного центра дополнительного образования «Поиск» и провести ряд семинаров по повышению квалификации учителей и заместителей директоров по воспитательной работе. В качестве тренеров выступили преподаватель из Самарского института повышения квалификации работников образования С. Лосев и преподаватель Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ А. Иоффе.

Среди впечатлений участников можно выделить следующие высказывания:

«Материал очень нужный, интересный. Можно использовать на уроках граждановедения и в воспитательной деятельности».

«Хочется воплотить в жизнь увиденное и услышанное. Может быть, чуть адаптировать именно для своих детей, придумать что-то новое, творчески осмыслить информацию».

«Появилось желание использовать компьютерные технологии на уроках граждановедения».

Заключительная часть семинара была посвящена разработке участниками собственных занятий.

Уроки участников семинара

Тема «Экология и порядок в нашем доме». 7-8-е классы

Авторы Л. Кузнецова, Е. Носова, Т. Кочнева, В. Ибаров, Т. Стехина, А. Стюхина.

Цели и задачи

В ходе проведения занятия учащиеся смогут:

познакомиться с составляющими элементами понятия «экология» и рассмотреть экологическую обстановку в своей местности;

выяснить сущность конституционной обязанности гражданина РФ охранять природу, познакомиться с основными направлениями охраны природы;

выяснить причины обострения экологических проблем сегодня и подумать о путях их решения.

Эпиграф:

«Давайте наши души вместе сохраним, тогда и на Земле мы сами сохранимся».

Ход урока

Основные понятия вывешиваются на дереве, при этом некоторые термины в виде яблок, а другие - в виде червяков. Из перечисленных слов учащимся предлагается определить, какое понятие какому символу соответствует.

1. Вступительная беседа учителя об актуальности экологической проблемы.

Предварительно некоторые учащиеся могут подготовить материал по местной прессе о состоянии экологии в районе (городе, селе), или преподаватель может принести газеты в класс и попросить учащихся найти материал, связанный с экологией.

2. Работа в группах.

Учащимся предлагается выбрать одну из нескольких картинок или фотографий животных. По этому принципу они делятся на группы. Каждой предлагается аргументированно доказать актуальность темы экологии для современного общества. Затем поработать с понятиями «экология» и «экологические правонарушения». В качестве итога работы учащиеся рассказывают о своем понимании фразы: «Экологическая проблема не знает границ».

В группах необходимо привести по 3 примера взаимосвязанности одних экологических проблем с другими (установление межпредметных связей с биологией).

3. Учащимся раздаются карточки со справками и ситуациями. Предлагается ответить на вопрос: «Какими могут быть последствия сложившейся ситуации?».

Интервью с главой администрации Шенталинской волости Василием Миханьковым, которому были заданы вопросы:

Какие меры принимаются сельской администрацией для решения экологических проблем? Есть ли на улицах ящики для мусора? Какую помощь вам оказывают ученики школ райцентра? Что планирует сделать сельская администрация в будущем для благоустройства улиц?

Интервью с инспектором по охране окружающей среды Шенталинского района Николаем Овтиным.

- Николай Федорович, каковы экологические проблемы Шенталинского района?

- Две проблемы, которые нас особенно тревожат, - это очистные сооружения на маслозаводе и в самом райцентре, вторая проблема - отравление воздуха вредными веществами асфальтобетонного завода, который работает на мазуте. Поэтому планирует переходить на газ.

- Что предпринимает инспекция по охране окружающей среды?

- Проводим сбор средств с предприятий для решения экологических проблем. В последнее время активно занимаемся обустройством родников по райцентру. За 9 месяцев истекшего года инспекция оприходовала 70 тысяч рублей на обустройство родников. Эти средства выделены в плановом порядке предприятиями района.

- А какие родники уже обустроены?

- В Тат-Абдикееве, в центре села, родник в райцентре в районе старой бани, родник в Крепость-Кондурчинской волости, в Сенькинской волости, в Каменской волости. Два года назад приезжали специалисты из областного водного хозяйства, брали пробу воды из них, сейчас готовится кадастр по всем родникам. Собираемся построить полигон для хранения твердых бытовых отходов.

- Какие меры принимаете по отношению к тем, кто выбрасывает мусор в лес?

- Будем наказывать в административном порядке.

Справка

Сейчас норма расходования воды в России на одного человека в 3 раза больше, чем в Германии, цена же воды смехотворна - 1 коп. за 1 кубический метр. Да и то платят за нее только 30% водопользователей. Поэтому необходимо разработать проект федерального закона «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», который мог бы установить жесткие требования к охране источников питьевого водоснабжения, создать механизмы рационального использования питьевой воды, информировать граждан о качестве воды.

Справка

Уже на сегодняшний день в нашей стране не менее 20% древесины заготавливается незаконно либо с грубыми нарушениями законодательства. Общий объем этих заготовок оценивается в более чем 22 млн. кубометров в год (из доклада «Гринпис» «Незаконные рубки леса в России»).

Незаконные рубки леса - общемировая проблема, которая существует уже не один год. В нашей стране этот род «бизнеса» стал повсеместным явлением. Лесорубы-браконьеры только в 1998 году украли у государства 9750 вагонов древесины. По статистике Федеральной службы лесного хозяйства России, от 50 до 70% порубщиков-самовольщиков уходят непойманными. А если кого-то из браконьеров удается схватить за руку, то чаще всего их ждет мизерный штраф. А из 10 уголовных дел до суда доходит одно-два. Участились покушения на работников охраны леса.

4. Причины экологических проблем и пути их решения (продолжение работы в группах).

Необходимо найти ответы на следующие вопросы или выполнить задания:

Назвать источники загрязнения окружающей среды в своем районе. Какие статьи Конституции РФ нарушены? (Работа с текстами Конституции, лежащими на столах). Какие пути выхода из сложившейся ситуации можно предложить? Что мы можем сделать, чтобы помочь природе?

С учащимися обсуждается понимание ст. 58 Конституции РФ «Каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Также объявляется о конкурсе плакатов и сочинений по затронутой проблеме.

5. Выступление сотрудника местной экологической службы.

Экспертная группа подводит итоги конкурса.

6. Подведение итогов занятия. В чем наше спасение? (Ожидаемые ответы: в ответственности каждого, в соблюдении законов по охране природы, любить и охранять природу - это правила совести). На доске записывается итог. Охрана природы - это ответственность: каждого перед собой; современных людей перед будущими поколениями.

В конце занятия проводится оценка работы учащихся в группах. Один из примеров сочинения по теме занятия.

Пора задуматься

Сейчас пора задуматься об экологической обстановке на всей нашей многострадальной планете. Кажется, упала последняя капля в море терпения матушки-природы. Земля - наш общий дом, мы должны заботиться о нем. Первобытный человек был в чем-то умнее нас, он не искал нового, довольствовался тем, что давала ему мудрая природа. Он был послушен, и природа заботилась о нем, человек считал себя частью природы.

Вскоре человек стал набираться опыта, начал придумывать приспособления для облегчения своего существования. Для этого человек активно искал полезные ископаемые, природные ресурсы. Человек искал знания, проводил эксперименты, делал на их основе выводы и производил новые опыты. Так шаг за шагом человек стал «царем природы» - так он теперь себя называл. Но даже из истории людей можно видеть, что царей свергают, на их места приходят их прежние подданные. Вот и природа может легко свергнуть царя-человека, но ждет, что он опомнится и станет мудрее.

Тема «Преступление и наказание». 7-й класс

Авторы С. Ибрагимова (сергиевская школа №2), Т. Терешина (п. Сургут), И. Олейник (с. Черновка), О. Гришина, И. Абатуров (Кандабулакская школа).

Цели и задачи

В результате проведения занятия учащиеся смогут: продолжить формирование правовой культуры учащихся; задуматься об ответственности за собственные действия; продолжить формирование коммуникативных навыков.

Основные понятия: правонарушение, преступление, ответственность, вина, суд, присяжные, криминалистика, презумпция невиновности, вердикт.

Эпиграф:

«Человек беспристрастный и вдумчивый не торопится произнести свой приговор».

Г. Филдинг

Учитель в начале занятия может спросить учащихся: «Что самое ценное на земле для человека?». Скорее всего все согласятся, что жизнь является главной ценностью. Но, к сожалению, в обществе немало правонарушителей. Кто они? Откуда они берутся? Каковы причины совершаемых ими правонарушений, а затем и преступлений?

1. Мозговой штурм. Преподаватель предлагает учащимся назвать известные им виды преступлений.

2. Выясняются причины назначения наказаний за преступления: кара за совершенные преступления; исправление и перевоспитание; защита общества от лиц, совершающих тяжкие преступления; возмещение вреда, причиненного преступными действиями.

3. Учащихся делят на 4 команды, каждая из которых обсуждает ситуации, подготовленные параллельным классом. Дается задание определить: вид преступления; признаки преступления; мотив (причины); регулирующую статью Уголовного кодекса РФ; наказание.

В ходе обсуждения группы могут обмениваться вопросами друг к другу.

(См. табл. на стр. 7)

Вариант ситуации

В милицию позвонили подростки (решили пошутить) и сообщили, что на вокзале подложено взрывное устройство. Чтобы скорее скрыться от преследования, они угнали стоящий на обочине дороги автомобиль «Жигули».

4. Задание - провести социологический опрос жителей села, ответить на следующие вопросы:

Какие черты характера, на ваш взгляд, характеризуют большинство преступников?

Каковы, на ваш взгляд, причины правонарушений среди подростков?

Каковы основные причины, побуждающие совершать правонарушения?

5. По итогам занятия предлагается обсудить высказывание философа: «Ссылаться на дурные поступки - это умываться грязью».

6. В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать обращение для сверстников: «Как не попасть в преступную группу», «От правонарушения до преступления один шаг».

Тема

«Законодательная власть в России»

Автор Г. Михеев, директор Токмаклинской школы Челно-Вершинского района

Цели и задачи

В результате проведения занятия учащиеся: получат представления о роли законодательной власти в обществе; отработают метод сравнительного анализа, продолжат формирование навыков работы с различными видами источников (интернетом, печатными документами); наладят навыки коммуникации в малой группе.

План занятия

1. Вступление. Предложить учащимся вспомнить о том, как в истории человечества делались первые шаги по формированию законодательства. Обратить внимание на исторический путь России. Реформы княгини Ольги (установление системы налогообложения), Ярослава Мудрого («Русская Правда» - ограничение кровной мести и введение элементов судебного разбирательства), Ивана IV Грозного (введение представительного органа Земского собора). В качестве документа может быть использован труд Тита Лукреция Кара из «Книги ресурсов»:

Тит Лукреций Кар

«О природе вещей»

По убиении царей ниспровергнуты

в прахе лежали

Гордые скипетры их и былое

величие тронов,

И украшенье державной главы,

обагренное кровью,

Под ноги черни упав, за великую

почесть платилось:

Жадно ведь топчется то,

что некогда ужас внушало.

Смуты настали затем и полнейший

во всем беспорядок:

Каждый во власти тогда и

к господству над всеми стремился.

Некие люди затем избранью

властей научили

И учредили права, дабы люди

держались законов.

Род же людской до того истомился

насилием вечным

И до того изнемог от раздоров,

что сам добровольно

Игу законов себя подчинил

и стеснительным нормам.

Каждый ведь сам за себя порывался

во гневе жесточе

Мстить, чем теперь это нам

позволяет закон справедливый,

И потому опротивела жизнь

при насилии вечном.

Страх наказаний с тех пор омрачает

все прелести жизни:

В сети свои произвол и насилие

каждого ловят,

Обыкновенно к тому, от кого

изошли, возвращаясь;

Жить для того нелегко спокойной

и мирною жизнью,

Чьи нарушают дела договоры

всеобщего мира.

Вопросы

Почему появились законы? Подтверждает ли история мнение автора по этому вопросу. Приведите примеры.

Когда появились первые законы в истории человечества? Что вы о них знаете?

Как регулировались споры между людьми до появления законов?

Можно ли на основании данного документа сделать выводы о роли права и законов в жизни людей?

2. Далее рассматривается история конституционализма в России. После Манифеста 17 октября 1905 г. в Российской империи были провозглашены и закреплены права человека, а чуть позже была введена законодательная власть в виде Государственной Думы. Однако первый документ, получивший название конституции, появился лишь в 1918 г.

Часть занятия может быть посвящена сравнительному анализу советских конституций и Российской Конституции 1993 г. (акцент делается на сравнении Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г.).

Необходимо обратить внимание на следующие понятия: публичность, представительность, легитимность.

В заключение занятия учитель может показать батарейку и предложить учащимся в виде мозгового штурма предложить свои варианты ответа на вопрос: «Как тема занятия связана с батарейкой?». При обобщении ответов обращается внимание на то, что законодательная власть является своеобразной батарейкой и от ее энергии зависит во многом существование такого механизма, как государство.

Тема «Законодательная власть Российской Федерации».

8-й класс

Авторы: И. Дорожкина, учитель истории; С. Фролова, учитель обществоведения; П. Жирнов, учитель истории; И. Моисеев, учитель истории; Ю. Абышкин, учитель ОЖС; Е. Кириллова, педагог дополнительного образования.

Цель: сформировать у учащихся представление о концепции законодательной власти, принципах деятельности законодательных органов, структуре и полномочиях Федерального Собрания Российской Федерации.

Задачи урока

1. Учащихся смогут познакомиться с содержанием пятой главы Конституции РФ.

2. Дети получат возможность сформировать представление о современном составе Совета Федерации и Государственной Думы.

3. Дети смогут сформировать представление о представительстве Самарской области в Государственной Думе и Совете Федерации.

4. Учащиеся смогут обсудить актуальные проблемы российского парламентаризма.

Основные понятия: парламент, депутат, Государственная Дума, Совет Федерации, Федеральное Собрание.

План занятия

1. Знакомство с различными определениями парламента

Работа с книгой А. Иоффе «Методические материалы по гражданскому образованию» (с. 31), слайдовой презентацией (слайд №2). Сравните приведенные определения. Есть ли принципиальные различия в определении этого понятия? В чем они заключаются? Приведите названия высших законодательных органов других государств.

2. Работа в малых группах

1, 2, 4-я группы работают с материалами Конституции РФ.

3-я группа может воспользоваться интернет-ресурсами.

1-я группа

Задание: познакомьтесь со статьями 94, 95, 96, 99, 100 Конституции РФ. Составьте схему «Федеральное собрание РФ». Подготовьте представление и обоснование результата работы.

2-я группа

Задание: изучите статьи 94, 102, 106 Конституции РФ. Определите полномочия Совета Федерации. Подготовьте инсценировку: какими полномочиями обладает СФ (постарайтесь не прибегать к помощи слов, но можете использовать различную символику). Оставшиеся группы должны определить, какие полномочия имели в виду участники сценок.

3-я группа

Задание: определите современный состав Государственной Думы. Составить таблицу статистических данных по итогам выборов для партий - победителей 2003 года по сравнению с 1995 и 1999 годами. Как изменился состав Государственной Думы? С чем это связано? Пример заполнения таблицы см. в «Методических материалах по гражданскому образованию» А. Иоффе (с. 56).

4-я группа

Задание: изучите статьи 94, 103, 105 Конституции РФ. Определите полномочия Государственной Думы. Представьте инсценировку: какими полномочиями обладает ГД (без использования слов, но с возможностью использования символики). Оставшиеся группы должны определить, какие полномочия имели в виду участники сценок.

Общее задание группам

Обсудить и разграничить полномочия Совета Федерации и Государственной Думы. Изучить перечень предложенных ситуаций (ситуации могут быть предложены как учителем, так и учащимися). Разрешение каких из них находится в ведении Совета Федерации, а каких - в ведении Государственной Думы?

3. Работа со слайдовой презентацией

Учащимся предстоит систематизировать полученную информацию, опираясь на материалы слайдовой презентации. Достаточная ли информация о структуре, составе, полномочиях Государственной Думы и Совета Федерации содержится здесь?

Проблемная ситуация: перечислите основания для роспуска Государственной Думы (предварительно изучив соответствующие статьи в Конституции РФ). Насколько справедливы эти основания, на ваш взгляд? Какие основания для роспуска Госдумы предложили бы вы?

Кто является представителем Самарской области в Совете Федерации? Кто представляет ваш избирательный округ в Государственной Думе? Какие вопросы находятся в компетенции представителей в Совете Федерации и Государственной Думе?

4. Ролевая игра «Закон есть закон»

Ученикам предлагается сформулировать и принять закон, проведя его по всем необходимым инстанциям, соблюдая предусмотренную российским законодательством логику и последовательность процедуры.

Андрей ИОФФЕ, кандидат исторических наук