Приступая к занятиям с девятиклассниками, для начала я просила их порисовать. Задание состояло в том, чтобы в форме диптиха изобразить любимый пейзаж. Слово диптих оказалось им незнакомо, и сразу включилось внимание. Объясняю: диптих - двухстворчатый складень с живописным или рельефным изображением на каждой створке. В конкретном задании диптих должен изображать две картины, связанные единым замыслом, взаимодополняющие друг друга: природный пейзаж и антропогенный ландшафт, т.е. тот же вид, но измененный деятельностью человека (рис 1а). Фантазия детей заработала, воображение разыгралось, кто-то искренне пожалел, что не овладел навыками рисования, каждому хотелось представить картину так, чтобы она выглядела красиво или хотя бы понятно и, конечно, отличалась от других. У кого нелады с рисованием, тот пытается выйти из положения с помощью открыток (1б), пейзажей из печатных изданий (1в), компьютера (1г). Задание помогало проследить: как изменилась природная среда? Какую цель ставил человек, организуя производство? Что конкретно было использовано людьми, чтобы реализовать задуманное? Ученик должен был прокомментировать изображенную им ситуацию, используя географические и экономические термины.

Еще одним заданием, не предусмотренным учебным пособием, стало ведение экономического дневника. Девятиклассники в специально заведенной тетради отмечали цены на различные группы товаров. Добровольно объединившись в группы по территориальному признаку или на основе личных симпатий, они наблюдали за повседневной потребительской средой. На уроке обобщали наблюдения, накапливали статистику, оформляли их в таблицы, вычисляли экономические показатели, строили графики, рисовали диаграммы. Особую ценность эти данные приобрели позже, когда случился дефолт.

Сравнивая цены до и после него, отмечали точки на графиках. Изображение напоминало горный пейзаж - резкий всплеск цен на товары первой необходимости выглядел как изображение Монблана или Эвереста. База для анализа впечатляла подростков, они с воодушевлением рассчитывали процент инфляции, чего нельзя было сказать о взрослом населении. Вот выдержка из дневника наблюдений за ценами одной девятиклассницы:

Десять дней я наблюдала за спросом продуктов в магазине и за ростом цен. По мере роста цен увеличивался ажиотажный спрос на продукты первой необходимости (таблица 1).

Из этих наблюдений видно, что цены на продукты первой необходимости повысились в 3 раза, но и спрос тоже повысился. Поэтому сначала, например, отпуск масла в одни руки ограничили 3 кг, но с прилавка исчезли многие продукты. Изменились и цены на промтовары, стоимость коммунальных платежей и расходы на транспорт (таблица 2).

Конкретные задания на уроках экономики позволяют вести процесс обучения продуктивнее, включать реальный мир в книжные темы. В таком варианте процессы познания и осознания самого себя идут параллельно, физические силы ученика не истощаются, а, напротив, пополняются. Время обучения летит быстро и используется продуктивно. Кстати, о времени.

Время в экономике - один из важнейших показателей. Оно связано с таким понятием, как производительность труда. Именно она определяет уровень жизни. Экономисты, сравнивая уровни жизни населения в разных странах, анализируют расход ресурсов и время, затрачиваемое на получение нужного продукта. Если за одно и то же время из равного количества ресурсов в стране получено больше продуктов, то, значит, производительность труда в этой стране выше и, как следствие, население живет обеспеченнее. Для воспитания делового человека на уроке экономики важно присутствие и философии, поэтому мы с девятиклассниками обсуждаем категорию времени как невосполнимый человеческий ресурс. Свои ощущения временного потока ребята пытаются передать в эссе или с помощью графического изображения (рис.2). На рисунке девятиклассницы А.Понариной представлено шесть этюдов о разновидностях времени. Астрономическое время ученица иллюстрирует как смену времен года: зима, весна, лето, осень. Математическое время - это скорость, с которой движется человек на дорогах технического прогресса. Сначала пешком, затем на велосипеде, на автомобиле, аэроплане, ракете человек стремится затрачивать меньше времени на производство единицы работы. Биологическое время: «каждому овощу свое время», т.е. в каждом деле нужно учитывать природу объекта - нельзя ждать результата прежде, чем он «созреет».

Важно и психологическое восприятие времени: время бежит быстро, если мы заняты чем-то интересным; тянется бесконечно, если болеем или занимаемся чем-то нудным. Задумываются ребята после обсуждения такого сложного понятия. Например, в своем эссе Антон З. рассказывает, что он осознал известное выражение: «Время - деньги». Иллюстрирует его примерами из собственного опыта. Один из них связан с поломкой водопроводного крана: «Пригласили слесаря, который взялся починить кран за три дня и попросил за работу 10 тысяч рублей. Обратились к другому, который все сделал за один день и оценил работу в 15 тысяч рублей. За что мы заплатили лишние 5 тысяч? За время». Рассмотрев еще несколько примеров, Антон приходит к выводу: «Люди всегда были и будут готовы платить ДЕНЬГИ за ВРЕМЯ».

На уроках экономики помогает развивать экономическое мышление и художественная литература. Например, читаем «Сказку о попе и работнике его Балде» А.Пушкина глазами экономиста. Девятиклассники исследуют трудовые отношения, профессии работников, которые нужны были Попу. Обсуждают, есть ли надобность в таких работниках в наше время, каков рынок труда сегодня. Параллельно раскрываем экономический термин рентабельность, подсчитываем показатель рентабельности труда Балды. Есть ли экономический смысл в рассмотренной ситуации, поскольку известно, что «сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок»? Работа в таком ключе увлекает учеников, у многих возникает желание красочно ее оформить. Даже такая тема, как собственность, и та, оказывается, может вдохновить на творчество. Вот каким постскриптумом в стихотворной форме закончила свое эссе о собственности А.Ковалева:

«Если хозяин у вещи имеется, // Можно и нужно вам, люди, надеяться,// Что экономика на ноги встанет // И расцветет и так лямку потянет,// Что та баржа, что Россией зовется,//Сдвинется с места и делом займется.//Если хозяин у вещи имеется,//Вскорости к лучшему все переменится».

У подростков просыпается интерес к профессиональной деятельности родителей, к оплате труда. Эти стороны жизни горячо обсуждаются, создавая турбулентные вихри вокруг конкретных цифр. Неудивительно, что многие девятиклассники свой свободный выбор предмета для экзаменационного испытания останавливают на экономике. Как правило, но проходит в виде тестирования и решения экономических задач. Известна и такая форма экзамена, как защита реферата.

Экзамен по экономике как театральное представление

Для испытания мы использовали подготовку рефератов, но внесли некоторые изменения - защиту рефератов провели в театрализованном виде. В чем выразилась театральность? В элементах костюма экзаменующегося, в оформлении мизансцен, в создании некоего художественного образа с помощью сопровождающей тему музыки. Экзамен по экономике девятиклассники держали в актовом зале в присутствии не только экзаменационной комиссии, но и школьников из других параллелей. Начали с дефиле, в котором под музыку Г. Свиридова «Время, вперед!» прошли ученицы под условным названием «мисс Россия», «мисс США», «мисс Япония», «мисс ФРГ». Каждая из них выбрала темой своей работы национальные экономики именно этих государств. В течение года они собирали и исследовали данные об экономике этих стран. С написанным рефератом и наглядными обобщениями в виде таблиц и графиков они по очереди выходили на сцену и делали краткое сообщение о характерных особенностях своего объекта исследования и давали пояснения к основным экономическим показателям национальной экономики. «Мисс Россия» имела вид тяжелобольного человека. Ученица талантливо передала образ нашего еле теплящегося в 90-е годы народного хозяйства. Она держалась на ногах благодаря костылю с надписью МВФ (Международный валютный фонд) и тонкой палке, олицетворяющей скудные иностранные инвестиции. Эту палку она ловко использовала в качестве указки, когда обращалась к таблицам. В качестве музыкального фона, дополняющего печальный образ российской экономики, выбрали «Пастораль» Г.Свиридова. По-другому был решен образ «мисс США». Лидирующее положение США на мировой сцене было подчеркнуто уверенным поведением ученицы. Под музыку Леонардо Бернстайна «Американская мелодия» она прокомментировала вывешенные на сцене диаграммы с подчеркнутым чувством превосходства. «Мисс Япония» дополнила свое европейское платье широким японским поясом оби и в качестве указки использовала японский веер. Ее рассказ сопровождался музыкой из композиции «Шелковый путь» Китаро. «Мисс Германия» предстала в национальном костюме немецкой девушки под звуки Ф.Шуберта из сочинения «Форель квинтет».

Под пение Шаляпина «На земле весь род людской чтит один кумир священный» вышел молодой человек в плаще Мефистофеля. Тема его реферата «Деньги». Он раскрывает природу денег, виды денег, рассказывает о денежных институтах. Его сменяет Красная Шапочка, которая несет корзинку продуктов своей бабушке. Основные понятия темы «Потребитель в экономике» она увязывает с реальной стоимостью потребительской корзины для Москвы на конкретный период. Сообщает о разрыве между стоимостью потребительской корзины и размерами пенсий. Пенсия у бабушки небольшая, а страшный волк с хищной пастью «Инфляция» не оставляет ее в покое. Так экономические вопросы в представленной работе переплетаются с социальными и юридическими. Дальше следует исследование «Рынок труда в Москве», тема «Реклама», «Система Интернет в экономике». Здесь тоже проявлен учениками творческий подход, выдумка, фантазия. В программках экзаменационного спектакля каждая тема была указана вместе с музыкальным сопровождением.

Новые веяния

За прошедшие с начала перестройки годы появились не только разные программы по экономике, но и частные школы, сообщающие о себе в интернете. Особенно благоприятное впечатление о коллективе произвел сайт Московской экономической школы. В апреле 2004 г. МЭШ присвоен статус экспериментальной площадки Российской академии образования. Мне представился случай познакомиться с преподаванием экономики в этой школе. С куратором этого направления Н.Забродиной мы обменялись информацией о наших подходах и поняли друг друга. То, о чем было рассказано мной выше, так называемый двуполушарный подход к обучению, практикуется и в МЭШ. Но не только. Здесь придается большое значение воспитанию милосердия и сострадания. Из того, что поведала Наталья Петровна, наибольшее впечатление произвело одно недавно состоявшееся событие. Коллектив совместными усилиями родителей, школьников и педагогов готовился отметить Масленичную неделю в традициях народного празднования. Стремились объединить в целостное действо и экономические исследования, и культурные мероприятия. Команды «Пончиков» и «Блинчиков» провели расчеты праздничных затрат на запланированную акцию, а затем решили проводы Масленицы устроить у подшефных ребят из детского дома в Хотькове. Но какой же праздник без подарков? Благополучные воспитанники частной школы чутко отнеслись к нуждам сирот, провели на месте ярмарку необходимых для детского дома вещей, проверив на конкретной ситуации действие механизма спроса и предложения, подготовили концертную программу. Праздник удался на славу. Как и полагается, празднество завершилось сжиганием чучела Зимы. Проводы Масленицы надолго запомнятся всем участникам. Яркое, эмоциональное зрелище было одновременно важно и полезно как для шефов, так и для подшефных. Особенно хороши такие мероприятия для учащихся среднего звена. Старшеклассников же волнуют другие, более серьезные проблемы. На протяжении нескольких лет они участвуют в конкурсе, который проводит Вольное экономическое общество России.

Экономический рост России

Вольное экономическое общество России уже многие годы проводит конкурсы по теме «Экономический рост России» для студентов, аспирантов и молодых ученых. Последние три года в конкурсе принимают участие и школьники.

В этой группе среди победителей в 2002 году три старшеклассника МЭШ получили поощрительные дипломы за оригинальность авторского подхода: Мария Затуловская - тема «Международный туризм в Российской Федерации»; Александр Корзун - тема «Малые и средние нефтеперерабатывающие организации»; Ольга Починок - тема «Черная металлургия. Возможные подходы к формированию поведения на рынке».

В 2003 г. ВЭО России при поддержке Фонда изучения наследия П. Столыпина провело по той же теме конкурс. Общее количество конкурсантов превысило 3000 человек, представлявших более 400 учебных заведений и организаций, в том числе сотрудники научно-аналитических отделов коммерческих фирм, банков, компаний и т.д.

Первой премией среди школьников наградили студентку МЭШ Елену Нуряеву за исследовательскую работу на тему «Выгодно ли инвестировать в человеческий капитал?». Поощрительная премия еще у одного МЭШовца - Григория Ефремова за оригинальность авторского подхода в теме «Россия и ОПЕК - конкуренты или партнеры на нефтяном рынке США?».

И в текущем, 2004 году - уже на VII Всероссийском конкурсе - первой премией среди школьников отмечена студентка МЭШ Наташа Версен за тему «Реформирование российской машиностроительной промышленности - условие экономического роста России».

Работы лауреатов предыдущих конкурсов молодых ученых, студентов и школьников изданы как «ТРУДЫ ВОЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ», 37-й и 41-й тома за 2002 и за 2003 гг.