Цели, задачи и актуальность проекта

Цель. Создание самоуправления школьников, основанного на демократических отношениях.

Задачи:

1. Формирование демократических отношений в учебно-воспитательном пространстве.

2. Обучение участников эксперимента проектной деятельности.

3. Моделирование самоуправления школьников.

Чтобы выйти на подобное самоуправление школьников, необходимо вывести учащихся и учителей на новую ступень отношений (S –S), обучить проектной деятельности и дать возможность самим выстроить собственную структуру управления школой, модель самоуправления или детскую организацию.

Механизм выполнения проекта

Для реализации данного проекта потребуется:

1. Систематическая мотивация всех участников эксперимента к познавательной деятельности, критическому осмыслению эксперимента и диалога. Такой мотивацией могут служить:

неудовлетворенность отношениями S – O, при которых не может быть развития учащихся;

конкуренция на рынке образовательных услуг;

возможность для каждого участника эксперимента стать значимым.

2. Потребуется руководство и система управления экспериментом.

3. Предполагается участие родителей как активных, равноправных партнеров эксперимента.

Объем финансирования проекта

1. Реализация 1-го и 3-го этапов проекта не требует дополнительных финансовых затрат.

2. На 2-м этапе реализации проекта потребуется дополнительное финансирование для поощрения наиболее активных участников. Финансирование возможно за счет спонсорской помощи.

Описание проекта

Предметом исследования являются отношения, сложившиеся в образовательном пространстве.

Основные понятия и исходные теоретические положения

Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Демократия – принцип организации коллективной деятельности, при котором обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива.

Самоуправление – право на самостоятельное осуществление государственной власти или управления, предоставленное конституцией какой-нибудь части государства, а также управление делами в какой-нибудь организации, коллективе своими собственными силами.

Свобода в философии – возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

Свобода (по Клаудиусу) – заключается в праве делать все, что не вредит другим.

Субъект – познающий и действующий человек, противостоящий внешнему миру как объекту познаний.

Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей, а также умение ориентироваться в новой ситуации.

Ключевыми понятиями для нас будут являться: осознанный выбор, ответственность, равноправие, диалог, творчество.

Программа выполнения работ по проекту

1-й ЭТАП: Формирование демократических отношений в школе

На этом этапе необходимо:

1. Выявить, что такое свобода в понимании всех участников образовательного процесса.

«День свободного выбора».

- Посещение учащимися любого урока в любом классе в течение одного учебного дня.

- Свободное общение на любые темы с учителями и администрацией школы.

Опрос «Свобода, права и обязанности учащихся».

- Где зафиксированы права и обязанности учащихся?

- Назовите пять прав учащихся в школе.

- Когда ты чувствуешь себя свободным в школе?

Теоретическая конференция для учащихся «Что такое свобода?».

Деловые игры для всех участников образовательного процесса «Педагогические мифы».

2. Изучить и взять за основу теоретические положения проекта.

3. Обозначить правовую основу для формирования новых демократических отношений (S – S).

4. Создать прецедент демократических отношений.

5. Анализировать и корректировать складывающиеся отношения в школе.

Предполагаемый результат:

все участники эксперимента овладеют знаниями о демократических отношениях.

На 1-м этапе используются следующие методы:

- анкетирование и опрос;

- наблюдение;

- сравнивание, обобщение и анализ;

- сотрудничество и диалогическое общение.

Мониторинг: анкетирование всех участников эксперимента.

2-й ЭТАП: Обучение участников эксперимента проектной деятельности

2-й этап предполагает:

1. Выявление проблем в организации деятельности школы.

2. Выявление желающих заниматься переустройством школьной жизни.

3. Обучение участников эксперимента проектной деятельности и экспертизе.

4. Организацию «Ярмарки проектов» и подведение итогов проектной деятельности.

Предполагаемый результат:

участники эксперимента приобретут знания о проектной и экспертной деятельности, научатся проектировать и делать экспертизу. В результате появятся локальные проекты.

На 2-м этапе используются следующие методы:

- мозговая атака;

- проектирование и экспертиза.

Мониторинг: анализ качества локальных проектов.

3-й ЭТАП: Моделирование самоуправления школьников

Основные мероприятия 3-го этапа:

1. Построение технологии пересечения нововведений или построение общей модели самоуправления из локальных проектов.

2. Организация самоуправления школьников:

- распределение ролей;

- регулирование режима работы;

- отслеживание эффективности работы готовой модели.

3. Анализ и коррекция созданной модели.

На 3-м этапе используются следующие методы:

- мозговая атака и анализ;

- поисковая деятельность;

- моделирование.

Основные результаты проекта

Все участники эксперимента приобретут опыт новых отношений (S – S), будет создана модель самоуправления, построенная на демократической основе и значимая для всех участников эксперимента.

Научно-методическое обеспечение проекта

1. Методический комплекс «Как научить ученика быть свободным».

2. Самоуправление школьников и его роль в развитии образовательного учреждения.

3. Проектная деятельность как основа жизнеопределяющих принципов человека.

4. Список используемой литературы:

Горбунова Н.В., Кочкин Л.В. «Методика организации работы над проектом».

«Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории». / Под редакцией Караковского В.А., Новиковой Л.И., Селивановой Е.И. и др.

Флоренская Т.А. «Диалоги о воспитании и здоровье».

Форма представления результатов

1. Творческий отчет школы.

2. Выпуск брошюры «Организация самоуправления школьников, основанного на демократических отношениях».

Елена ЖИРКОВА, учитель графики и черчения СШ №5 г. Спасска-Дальнего, учитель года Приморского края-2003