Среди заданий, построенных на основе метода синектики, могут быть такие:

- сравните культуру с устройством земного шара, попробуйте определить, каким пластам культуры соответствуют те или иные его элементы;

- нарисуйте жителей средневековой Европы и средневекового Востока в виде растений, сравните эти растения, попробуйте объяснить свои образы.

Метод синектики можно использовать, выходя за рамки одного предмета. Интеграция двух далеких по содержанию учебных курсов создает большие возможности для развития учащихся, увеличивает продуктивность процесса обучения, способствует развитию креативных способностей, мышления и воображения.

Тема урока: «Россия начала XVII века. Смутное время» (10-й класс, II концентр).

Урок построен на основе метода синектики. Исторический процесс рассматривается в сравнении с химическими реакциями. Ведется урок двумя учителями (истории и химии). Материалы курса химии призваны придать некоторую наглядность историческому процессу. Эта наглядность помогает учащимся постичь всю глубину событий истории.

Цели урока:

- углубление знаний учащихся о периоде истории России, получившем название «Смутное время»;

- развитие теоретического и интуитивного мышления;

- воспитание политической культуры учащихся.

I. Начало. Учитель истории:

- Мы закончили изучение истории России начала XVII века, можно подвести итоги усвоения темы. Обратите внимание на доску, здесь перечислены отдельные фрагменты периода Смутного времени.

На доске:

1. 20 июня 1605 года Лжедмитрий I торжественно вступил в Москву.

2. В августе 1606 года Болотников захватил Тулу, Калугу.

3. 21 месяц продолжалась оборона Смоленска под руководством воеводы Шеина.

Учащимся предлагается продолжить перечисление фактов, связанных с периодом смуты.

Учитель:

- Продолжая изучение Смутного времени, можно более детально рассмотреть каждый фрагмент довольно сложного этапа нашей истории, однако для сегодняшнего урока выбран иной путь.

Среди исторических лиц того времени - костромской крестьянин Иван Сусанин. (Ученики уточняют событие, связанное с этим именем). Мы с учителем химии, подобно Сусанину, хотим завести вас в глубь исторических событий, перемешивая факты истории с материалами курса химии, используя метод синектики (сравнение несравнимого).

II. Учитель химии начинает беседу, направленную на актуализацию знаний по курсу химии. Он просит учащихся вспомнить, что является объектом изучения химии (вещество), учащиеся приводят примеры. В ходе беседы вводится понятие «элемент» - (часть), вслед за этим появляется понятие «химический элемент», понятие наполняется содержанием. Работая с периодической таблицей, вспоминают причину разнообразия химических веществ, их систематизацию, строение. По ходу беседы заполняется таблица. Оформление таблицы будет продолжено во время работы с классом учителя истории. В ходе беседы определяется целое в истории, его элементы, систематизация, строение, заполняется третья колонка таблицы 1.

III. План беседы с классом учителя истории

- Что представляет собой целое, являющееся объектом исследования истории? (Событие). Дается определение понятия «событие» по словарю Ожегова.

- Какие события можно выделить в периоде Смутного времени? (Интервенция, походы Лжедмитрия и т.д.).

- Какие части можно выделить в событии? (Факт).

- Какие факты составляют то или иное событие? (Побег Лжедмитрия - поддержка его Сигизмундом - женитьба на Марине Мнишек и т.д.).

- Чем исторический факт отличается от просто факта?

(В ходе рассуждения выясняется не только значение понятия «исторический факт», но и значение данного урока, который может стать историческим фактом, определив выбор деятельности кого-то из учащихся, если данная деятельность будет значимой для судьбы страны, республики, города).

- Какую классификацию исторических фактов вы можете предложить? (По времени, месту, характеру).

В заключение беседы выстраивается цепочка: «история - процесс развития события - факт, факт, факт». При этом «факт» рассматривается сквозь призму понятия «деятельность».

В ходе беседы с учащимися исторические факты периода Смутного времени рассматриваются сквозь структуру деятельности (потребность - мотив - действие - цель). Данная структура заносится в таблицу.

Учитель истории предлагает рассмотреть строение истории на основе такого факта, как самозванство. Ключевые понятия данного явления:

отражение монархического сознания - потребность в монархе - мотив действия народа, социальных групп (боярства, дворянства, казачества и т.д.), отдельных личностей (в том числе И.Сусанина). Учитель напоминает, что Глинка назвал свою оперу «Жизнь за царя».

В ходе беседы актуализируются материалы темы «Смутное время» и заполняется таблица.

IV. Учитель химии обращает учащихся к понятию «химическая реакция». Ученики вспоминают определения понятия, типы химических реакций, их характеристики. На доске появляется небольшая схема, в которой отражены типы химических реакций (замещения, обмена, разложения, соединения).

Учитель истории предлагает учащимся представить то или иное событие начала XVII века в виде того или иного типа химической реакции, аргументируя свой ответ.

Примеры: реакцией соединения можно считать поддержку Лжедмитрия польскими магнатами, единение русских в народное ополчение. В качестве реакции разложения можно представить события периода двоевластия (Москва - Тушино). Модель монархического сознания, ориентированная на поиски монарха для престола (Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский), сравнима с реакцией замещения.

Учитываются основные требования метода синектики: разбор исторических фактов делается с опорой на знания материалов курса химии.

V. Учитель химии предлагает учащимся посмотреть демонстрацию эксперимента и найти аналогию в исторических событиях периода Смутного времени. Он показывает реакцию разложения бихромага аммония и записывает уравнение химической реакции на доске:

t0

(NH4)2Cr2O7 ® N2 + 4H2O + Cr2O3

Учитель химии: Какие признаки реакции вы наблюдали?

Предполагаемый ответ учащихся:

1) изменение цвета;

2) выделение газа (учитель подчеркивает, что газ инертный);

3) свет, тепло.

Учитель поясняет, что выделяющийся газ азот инертен при нормальной температуре, вода выделяется в виде паров, поэтому не видна, ученики видят только твердый оксид хрома. Учитель предлагает сравнить происходящее в ходе химической реакции с политическими событиями в России в XVII веке.

VI. Учитель истории в ходе беседы с классом, активизируя участие старшеклассников в работе, проводит аналогию между химическими явлениями, ставшими результатами реакции, и явлениями историческими, имевшими место в период Смутного времени. Опора делается на интуитивное мышление. Однако в ходе доказательства той или иной идеи, предложенной как учителем, так и учащимся, отрабатываются и навыки аргументации.

Возможные варианты аналогий (см. таблицу 2).

В подтверждение последней мысли учитель истории приводит слова К.Минина: «Если мы захотим помочь Московскому государству, то нечего нам жалеть имения, не пожалеем ничего: дома свои продадим, жен и детей заложим и будем бить челом - кто бы вступился за православную веру и был у нас начальником» и Дионисия: «Стояти за одно».

VII. Учителя подводят итоги работы учащихся. При этом обращается внимание и на значимые сегодня ценности, среди которых гражданский долг, патриотизм, и на удивительные возможности, разнообразие познавательных действий человека, стремящегося постигнуть настоящее, прошлое и будущее.

Татьяна ЧЕЛНОКОВА, учитель истории, Маргарита АБДУЛЛИНА, учитель химии СШ № 11 г.Зеленодольска Республики Татарстан, участницы конкурса «Сто друзей»