На двери кабинета зам. директора по воспитательной работе гимназии № 9 висит табличка: «Правительство». Главная хозяйка этой интересной комнаты - Алла Александровна Костюченко, она же - учитель физкультуры, автор и ведущая учебного спецкурса «Основы межличностных отношений», она же - обаятельная и на редкость заводная, можно сказать, зажигательная женщина! Однако в правительство она не входит, в нем только гимназисты-старшеклассники: президент и министры - образования, культуры, информации и печати, здравоохранения и спорта, внутренних дел, труда и социальной защиты. То есть сразу понятно, на что ребята первым делом обращают внимание. На свои заседания правительство собирается в кабинете зам. директора, занимая под «конференц-зал» три четверти комнаты, только Алла Александровна не в обиде, наоборот, считает, что именно так правильно. Потому что ответственность за всю внеурочную жизнь гимназии в первую голову несут министры с президентом. Понятное дело, где-то у них хорошо получается, где-то - не очень, но это уже другой вопрос, главное в том, что они стараются, хотят и делают.

А как результат, как официальное признание успехов второе место, которое заняла гимназия № 9 в прошлогоднем городском конкурсе программ «по организации воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях в номинации «Развитие детских и молодежных организаций и школьного самоуправления». Кажется, только на пару баллов отстали от одной из воронежских школ-интернатов, но там другие условия, там ребята в своей школе не только учатся, но и живут. А девятая гимназия - обычная, большая, на 1667 учеников, городская школа, в которую дети просто приходят учиться. Поэтому, казалось бы, зачем им еще и лишняя головная боль в виде школьного самоуправления!.. Но сами они так не считают.

Одно из доказательств - выборы президента, которые ежегодно проходят в гимназии с неизменно стопроцентной явкой избирателей - гимназистов и учителей. Одиннадцатиклассников в президенты не берут из гуманистических соображений: у них экзамены на носу, им учиться надо. Поэтому чаще всего побеждает кто-нибудь из десятиклассников, в нынешнем учебном году это Максим Чемров. В его предвыборной программе обещания избирателям позаботиться о развитии спорта вообще (то есть в целом в гимназии), а также переоборудование спортплощадки и создание футбольной секции. Развитие интеллектуальных игр и периодическое проведение референдумов по самым различным вопросам (потому что таким образом все ученики смогут участвовать в самоуправлении гимназии). А еще поддержание порядка и чистоты в школе, периодическое проведение субботников и уборок, создание комиссии, следящей за порядком, и введение поощрений за вклад в самоуправление гимназии.

Вот такая, если коротко, президентская программа. С ней Максим победил на выборах, проведя накануне самую настоящую избирательную кампанию - с листовками, встречами с избирателями и участием в разных агитационных мероприятиях. У него было несколько конкурентов, и все они тоже шли на выборы со своими программами, группами поддержки, листовками и т.д. Причем лозунги и листовки такие «забойные», что наверняка выиграли бы избирательную кампанию российского президента или, к примеру, депутата Шандыбина.

Из предвыборной листовки Доктора (один из самых авторитетных 11-классников гимназии побрит налысо): «Лысая голова - свежая голова!!! Пусть он лысый и худой, но зато не голубой. Это знают все вокруг: Доктор - самый лучший друг. Он не курит и не пьет, младших никогда не бьет... Доктор - лучший кандидат, голосуй, электорат!» Или вот: «Выбранный президент обмену и возврату не подлежит. Делайте правильный выбор!»

Если заметили, спорт и здоровый образ жизни для гимназии № 9 - необходимые условия пропуска во власть. Из клятвы президента: «Клянусь развивать в себе стойкость и неприязнь к вредным привычкам, пропагандировать ЗОЖ! Клянусь поддерживать и укреплять систему самоуправления как фактор демократизации жизни гимназии и содействовать воспитанию гражданственности и правовой культуры». Избирается президент сроком на один год и не может занимать должность более двух сроков подряд. А еще у президента есть привилегии: за четкую организацию работы его имя будет вписано в Книгу почета гимназии, и на срок своего правления он в виде поощрения освобождается от оплаты за дискотеку и также бесплатно может получать фотографии, «отражающие его деятельность»!

Теперь главный вопрос: чем же он все-таки руководит, это самый президент?

В гимназии существует свое школьное объединение «Крылья», куда входят ребята с пятого по одиннадцатый класс. Начальная школа гимназии живет в отдельном здании (бывший детский сад) и играет в свою игру - игру-путешествие «Светлячки». Малыши за время учебного года «переходят» от станции к станции: «Придача» (название одного из старых, можно сказать, исторических поселений в Воронеже), «Театральные тропинки», «Домик деда Буквоеда», «Рождественская звезда» и т.д. Для проведения самых значимых мероприятий (например, гимназические Олимпийские игры или сбор макулатуры) большие и маленькие ученики без проблем объединяются. Работает система шефства.

Средние классы, с пятого по седьмой, тоже играют в свою игру: пятиклассники строят города и называются «фантазеры», шестые - «искателями», они осваивают страны, а седьмые - «путешественниками» - открывают планеты. Одновременно они входят и в школьное объединение «Крылья», которое официально возглавляет президент. А всей работой школы руководит Совет гимназии, в котором восемь самых уважаемых учителей (выбираются на педсовете), столько же родителей (тоже выбираются родительским комитетом) и старшеклассников (чаще всего они же и члены правительства). Совет гимназии организует работу нескольких комиссий - правовой, согласительной, учебно-воспитательной, финансово-хозяйственной, координационной. В детское правительство входят старшеклассники, обычно те, кто баллотировался, но не прошел в президенты. Им в итоге достаются министерские портфели, и у каждого министра есть свой актив - «отраслевые» министры в правительствах старших классов.

А вообще-то «Крылья» - это «добровольное объединение детей, созданное для совместных творческих дел». «Крылья расправив, взлети к небесам. Все, что захочешь, ты сделаешь сам!» - вот так, не больше и не меньше. Каждый, кто оказывается в объединении, проходит несколько ступеней роста: «птенец» - это тот человек, который только-только пришел в организацию. Через месяц он становится «оперившимся», потом - «первой ласточкой»: это уже серьезно, это оперившийся птенец, который проявил себя в двух и более творческих делах. Четвертая ступень - «парящий в облаках» - активный завсегдатай, «старичок» объединения.

Рассказывает Алла Костюченко:

- В самоуправлении есть несколько очень важных психологических моментов, например, когда взрослые следят за ребятами, то детям всегда хочется нарушать запреты. Но когда ученики сами берут ответственность на себя, они начинают смотреть на все по-другому. И возникает ответственность за других. А еще понимание того, что я сам могу сделать что-то реальное, если мы будем действовать все вместе, а не в одиночку. У нас же часто бывают какие-то спорные ситуации в гимназии, и если мы идем и высказываем мнение ребят, к нам обязательно прислушиваются. То есть, если правительство выражает свою точку зрения, это уже весомо, потому что за ним большинство ребят! Администрация знает всех наших министров: в начале каждого нового года, после выборов, и директор, и завучи знакомятся с правительством. Многие вопросы нам удается решить именно благодаря детскому самоуправлению.

- Какие конкретно?

- Например, экзамены в сессию. У нас же гимназия, поэтому есть сессионные экзамены. И, например, что-то упущено в материале или где-то нагрузка повышена в расписании экзаменов, и тогда ребята идут в администрацию: можно мы в этот раз будем сдавать экзамен не по этому, а по другому предмету? Или не устраивают сроки проведения экзамена: нельзя ли поменять местами или перенести на день раньше, позже? Если требование реальное, то ученикам всегда идут навстречу.

Еще пример. Во время проведения дискотек министерство внутренних дел и старшеклассники берут на себя дежурство: если все в порядке, без происшествий, то ребята точно знают, что имеют право требовать новую дискотеку. Это тоже обговорено.

- Ваша гимназия по итогам прошлого года заняла первое место в городском конкурсе по сбору макулатуры. Как удалось завлечь ребят в это «пионерское» дело, когда-то очень популярное, а сейчас изрядно подзабытое?

- Главное - это организация любого дела. Во-первых, не должно быть информационного дефицита. Если информации недостаточно, то и получится плохо. У нас каждое дело обязательно начинается с рекламы! Обязательно раз в неделю проводятся планерки премьер-министров классов, где отрабатывается план на неделю. Раньше самыми первыми все узнавали классные руководители, и потом они передавали это детям, а сейчас все наоборот! Сбор макулатуры тоже начался с серьезной рекламы. Но тут есть еще и материальная заинтересованность. У нас все классы в течение года набирают «шансы» - это условная денежная единица нашего государства или проще - баллы за участие в разных мероприятиях. В конце года все подсчитывается, и эти шансы превращаются в натуральные призы, деньги, которыми можно распорядиться. В прошлом году таким образом пятый «А» заработал себе на экскурсию в Костомарово, где расположен музей древностей. Основная часть наших заработков складывается за счет дискотек и макулатуры, поэтому и собирают активно. Последний раз мы все вместе сдали две с половиной тонны, получили, кажется, 1496 рублей. И тут же пошли закупили сладости, фломастеры, грамоты, чтобы на всех хватило, чтобы можно было не просто похвалить, но и наградить самых успешных ребят, самые активные классы. Награждать надо всегда! Главное - успешность. Пусть кто-то не силен в учебе, но они у нас все талантливы. По-разному, по-своему - все!

Одно из самых крупных дел, над которым сегодня работают гимназисты, это восстановление школьного радиоузла. Сами все делают, свои детали из дома несут. Совет гимназии заседал, и ребята пришли с просьбой: есть проблема, нужно купить шнуры, чтобы в каждой рекреации колонки установить. Ведь это необходимо - быстрое оповещение по всей школе. Совет поддержал.

Максим Чемров, когда я расспрашивала его о том, что удается сделать при помощи самоуправления, назвал не только дежурство на дискотеках:

- Мы и с курением боремся. Ребята сами организовывают дежурство на этажах и даже за туалетами следят, чтобы там не курили и чисто было. У нас вообще курение указом президента запрещено!

Речь, сами понимаете, не о российском президенте, а о гимназическом. Максим, кстати, не только руководит, но еще и отлично учится и даже удостоился звания ученика года. В гимназии второй год уже по результатам опроса среди учеников и учителей выбирают ученика и ученицу года. А сами педагоги традиционно побеждают или становятся лауреатами на городских и областных конкурсах. Совсем недавно математик Ирина Хатунцева заняла третье место в областном «Учителе года - 2003». А две главные помощница Аллы Костюченко - вожатые Анжела Ручкина и Наталья Васильева - тоже победительницы в конкурсах «Вожатый года».

Одна из последних проблем, которую сообща пытаются решить гимназисты, это пресловутый трудовой десант - уборка территорий. Ребята хотят и это далеко не самое веселое дело взять под свой контроль. Учителя пока сопротивляются, видимо, из-за своей повышенной ответственности. Боятся, что дети не выполнят работу как надо. Но, как говорит Алла Александровна, правительство старается вовсю: и чтобы музыка во время уборки звучала, и чтобы двойная проверка была. Это когда премьер-министр класса сдает вычищенную уже территорию правительственному министру, а тот - еще и президенту!