Задачи:

закрепить понимание взаимосвязи и взаимозависимости между доходами и расходами;

сформировать элементарные умения составления семейного бюджета и первоначальные навыки экономического моделирования и прогнозирования;

развивать коммуникативные навыки и умения учащихся;

приобщать детей к жизненным ценностям и гуманным идеям, анализируя расходы на духовные потребности;

пробуждать чувства сопричастности и сопереживания к экономическим проблемам семьи.

Тип урока - урок применения знаний и формирования умений и навыков учащихся.

Форма урока - деловая игра.

Ход урока

1. Класс делится на 5 групп (по жребию) по условным уровням социального развития семей от малообеспеченных до хорошо обеспеченных (на примере Псковской области).

2. После фронтального повторения и обобщения понятия «бюджет», его составляющих каждая «семья» получает карточку с исходными данными, в которой содержится следующая информация:

а) состав семьи;

б) доходы каждого члена семьи;

в) необходимые (обязательные) расходы;

г) расходы «длительной перспективы».

3. Перед учащимися ставится задача:

а) распределить роли между собой;

б) составить семейный бюджет на 1 месяц по следующей схеме:

БЮДЖЕТ = постановка целей - оценка дохода - планируемые расходы;

в) пояснить, в какой последовательности составлялся бюджет, какие расходы планировались в первую очередь;

г) оценить, к какому социальному уровню можно отнести «семью» (использовать данные Комитета по статистике Псковской области: прожиточный минимум, средняя заработная плата, потребительская корзина).

4. Те учащиеся, которые не вошли в состав семей (2-3 чел.), составляют группу экспертов. Их задача - обобщая данные, представленные учащимися, ответить на вопросы:

у какой семьи затраты выше на:

а) первичные потребности;

б) духовные потребности?

«семье» какого социального уровня было сложнее составить бюджет? Почему?

5. После обсуждения своих бюджетов представители команд вносят данные в таблицу, приготовленную на доске.

6. Команды отвечают на следующие вопросы:

какие расходы планировались в первую очередь?

были ли учтены непредвиденные расходы?

сколько средств ушло на удовлетворение

а) первичных;

б) вторичных потребностей?

7. Эксперты подводят итоги: какой семье удалось создать сбалансированный бюджет, с какими факторами это связано.

Наталья СОКОЛОВА