Как быть, что предпринять, как спасти наших детей? Ведь у общества, где дети все больше обманывают, крадут, грабят, убивают, впереди нет ничего светлого. Я думаю, что такие мысли мучают многих из нас.

Причин у этой беды много. Это, может быть, наше сложное время - время реформ всего общественного строя, переоценка моральных ценностей. Многие вполне закономерно осуждают телевидение, видео-, кинопрокат в информационной агрессии, в дезориентации в общечеловеческих ценностях, рекламном внушении, пропаганде насилия, вседозволенности, безнаказанности.

В этой обстановке, когда нужно искать выход из сложившейся ситуации, мне хотелось бы поделиться некоторыми размышлениями о морально-нравственном воспитании.

В Большой Советской Энциклопедии понятие «урок» трактуется как основная форма учебного процесса в школе. Заметьте, только как учебного процесса, а нужно было бы понимать урок как воспитательно-учебный процесс. И понятие «воспитание» должно стоять впереди. Исходя из этого, в школьную учебную программу я считаю нужным ввести как отдельные уроки - уроки нравственности.

Чтобы не быть голословным, я бы предложил одним из основных направлений уроков нравственности тему благодарности. Вся жизнь человека подчиняется, руководствуется чувствами. Чувства холода, голода, любви, ненависти, отваги, страха, зависти, корысти, доброты, долга... И характер, нравственная суть человека, во многом зависит от гармонии этих чувств. На все эти отдельно взятые чувства, на их развитие наравне с окружающей средой можно и нужно воздействовать в учебном процессе. Каждое отдельно взятое чувство, как отдельная тема урока нравственности, должно быть тщательно изучено, разработано.

О развитии чувства благодарности... Есть в русском языке прекрасное, мысленно глубокое слово «благодаря», корни которого «благо» и «дар». Очень важно в процессе формирования личности помочь ребенку понять и оценить окружающий мир, действия, происходящие вокруг него, с точки зрения благодарности. Для этого нужно учить правильно понимать, ценить положительные стороны явлений. Нужно, чтобы дети научились понимать добро, защищали его, больше замечали и стремились именно к нему. В этом ребенку, я думаю, должно помочь развитое, врожденное чувство благодарности. И именно сознательное чувство благодарности, а не обязанность быть благодарным.

Многие, наверное, согласятся с тем, что в корне всякого добра лежит чувство благодарности. Педагогу нужно уметь тонко понимать его проявление у ребенка (улыбка, радость, жест) и помочь развитию, укоренению этого чувства в душе.

Говорят, привычка - вторая натура человека, а натура есть его моральный облик. Нам очень не хватает хорошей привычки благодарить, хотя постоянно сталкиваемся с действиями, явлениями, заслуживающими нашу благодарность. Я нигде не видел, да и не слышал, чтобы взрослые и дети, проходя мимо, благодарили работающего человека, будь то уборщица или дворник, строитель, да мало ли тех, кто для нас делает очень многое. Мы привыкли благодарить за конкретные прямые услуги, обслуживание, еду, подарки. И совсем непонятно, почему мы не привили детям привычку благодарить учителя после каждого урока...

Темы уроков нравственности могут быть очень обширны, бесконечны. Чувства добра, отваги, честности, любви, долга, гордости... Введение уроков нравственности усилило бы морально-нравственное воспитание и, возможно, дало бы свои положительные результаты в ближайшие 10-15 лет, а это, поверьте, срок небольшой. Давайте всерьез задумаемся о будущем своих детей, о своем будущем.

Якутск