- Любовь Николаевна, стало ли сегодня проще определять, соответствует ли человек занимаемой должности?
- Действительно, цель аттестации по новой форме - установление соответствия уровня профессиональной компетентности педагога требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемой должности. Аттестация направлена на стимулирование непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, что в свою очередь должно обеспечить высокое качество образования выпускников школ.
Именно поэтому вопросы аттестации педагогических и руководящих кадров являются одним из показателей эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Качество педагогического потенциала - определяющий фактор модернизации образования, и деятельность, направленная на его повышение, находится на первоочередном контроле губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова. Министр образования правительства Московской области Лидия Николаевна Антонова возглавляет две аттестационные комиссии Министерства образования Московской области - по аттестации педагогических и руководящих кадров, как государственных, так и муниципальных учреждений, и уделяет этой работе особое внимание.
Изменения в процедуре аттестации, конечно же, произошли значительные.
Новые правила отменили вторую квалификационную категорию, а проведение аттестации педагогических работников отнесли к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования.
- Наверняка это заставило создавать специальную нормативную базу?
- Да, для реализации нового порядка аттестации в Московской области была сформирована необходимая и достаточная нормативно-правовая база, включающая следующие документы:
- приказ Министерства образования Московской области от 31.12.2010 №4034 «Об аттестационных комиссиях Министерства образования Московской области по аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений Московской области и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Московской области»;
- Положение об аттестационной комиссии Министерства образования Московской области по аттестации педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Московской области и ряд других.
В целях обеспечения единообразного применения нового порядка аттестации педагогических работников в Московской области реализуется инструкция по процедуре аттестации педагогических работников образовательных учреждений.
- Для чего нужна эта инструкция?
- По инструкции структуры регионального и муниципального уровня, отвечающие за проведение процедуры аттестации педагогических работников, осуществляют согласованную деятельность, в то же время их полномочия четко разграничены.
Так, сотрудниками муниципальной методической службы обеспечивается изучение педагогическими работниками образовательных учреждений нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов по аттестации. Назначенными координаторами по аттестации осуществляется прием заявлений педагогических работников на аттестацию с целью присвоения квалификационных категорий (первой или высшей) и представлений на педагогических работников, проходящих аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности; формируются списки аттестуемых. Такое активное участие специалистов муниципальной системы управления образованием и сотрудников муниципальной методической службы позволяет проводить индивидуальную работу с каждым педагогом, способствует успешному прохождению аттестации в запланированные сроки и обеспечивает соблюдение трудовых, профессиональных, социально-экономических прав и интересов педагогических работников.
На региональном уровне осуществляется разработка инструкций, методических рекомендаций и контрольно-измерительных материалов для проведения экспертной оценки уровня квалификации аттестуемых педагогических работников.
- Эта экспертная оценка на чем базируется?
- Для создания контрольно-измерительных материалов на базе государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области - Педагогической академии последипломного образования - создан региональный научно-методический центр экспертной оценки педагогической деятельности.
Специалисты отдела аттестации Министерства образования Московской области и регионального научно-методического центра экспертной оценки педагогической деятельности осуществляют организацию и координацию деятельности экспертных групп, проведение квалификационных испытаний, подготовку аттестационных материалов на педагогических работников к заседаниям аттестационных комиссий, формирование банка данных по аттестации педагогических работников.
Такое распределение полномочий позволяет обеспечить единое нормативно-правовое и организационное поле аттестации педагогических работников в условиях реализации нового порядка аттестации.
В соответствии с требованиями действующих федеральных и региональных нормативных правовых актов разработаны региональные подходы к проведению экспертизы педагогической деятельности, определена ее критериально-диагностическая база.
- По каким критериям оценивают профессиональные навыки педагогов?
- Знания и умения, которыми должен обладать аттестующийся, стандартизированы, перечислены и описаны в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
На основе содержания квалификационных характеристик педагогических должностей в Московской области разработана критериально-диагностическая база процедуры экспертизы педагогической деятельности.
Аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится в Московской области в форме компьютерного тестирования. Компьютерное тестирование является оптимальной формой проведения квалификационного испытания и как измерительный инструмент сегодня используется в большинстве стран мира. Профессионально подготовленный компьютерный тест дает качественную и надежную информацию о знаниях аттестуемого педагогического и руководящего работника, позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества людей.
В содержание письменного квалификационного испытания включены вопросы по следующим темам: «Знание нормативно-правовой базы, теоретических и практических основ педагогической деятельности», «Предметные знания», «Знание информационно-коммуникационных технологий».
- Как должны учителя готовиться к этому испытанию?
- Для того чтобы педагогические работники могли подготовиться и успешно пройти квалификационные испытания, на сайте Педагогической академии размещена информация, включающая в себя сведения о порядке проведения квалификационных испытаний, форме и месте проведения, подробное описание данной процедуры, структуры и содержания вопросов квалификационного испытания. Также на сайте представлены методические рекомендации по подготовке к аттестации с целью установления соответствия уровню квалификационной категории (первой или высшей).
Аттестация педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории, осуществляется независимыми экспертами.
Методика проведения экспертизы, разработанная в регионе, технологична и рациональна и предполагает оценивание результатов деятельности педагогического работника с помощью метода балльных оценок. Достаточная объективность балльной системы оценок достигается унификацией показателей и инструментария, что дает возможность в определенной степени преодолеть субъективизм в экспертной оценке, сделать процедуру экспертизы прозрачной. Кроме того, в табличной форме экспертного заключения заложен определенный алгоритм проведения экспертизы, позволяющий осуществлять всестороннюю оценку профессиональных качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности.
Метод балльной оценки - способ аналитической оценки уровня профессиональной квалификации педагога по совокупности параметров (критериев и показателей), определяющих содержание квалификации в соответствии со шкалой оценки этих параметров по степени сложности и удельному весу каждого параметра.
Экспертиза профессиональной компетентности педагога осуществляется по трем основным критериям, каждый из которых имеет свое весовое значение, измеряемое в баллах. Сумма баллов по совокупности этих трех критериев на основании «вилки баллов», разграничивающей высшую и первую квалификационные категории, определяет уровень квалификационной категории конкретного педагога.
Реализация метода балльной оценки осуществляется по каждому критерию отдельно.
Первый критерий - уровень владения педагогом современными образовательными технологиями или методиками и применения их в практической профессиональной деятельности - оценивается на основании информации, взятой из приложений к экспертному заключению.
Второй критерий - продуктивность и эффективность методической деятельности, распространение собственного педагогического опыта. Критерий включает ряд показателей, каждый из которых оценивается также отдельно: «Выступления на научно-практических конференциях», «Проведение открытых уроков», «Научные, научно-методические публикации», «Руководство методическими объединениями».
Третий критерий - продуктивность и эффективность образовательной деятельности педагога. Критерий также включает ряд показателей: «Результаты ГИА», «Результаты ЕГЭ», «Динамика качества знаний».
Есть и такие показатели, как «Результаты внеурочной деятельности обучающихся (по предмету): конкурсы, турниры...», «Результаты внеурочной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции...», «Результаты деятельности аттестуемого педагогического работника в качестве классного руководителя», «Пропаганда здорового образа жизни».
- Можно ли таким образом измерить, сколько любви и тепла вкладывает педагог в свою работу?
- Следует отметить как удачный инновационный подход к разработке экспертных заключений  учет бонусных баллов. Бонусные показатели не являются обязательными для всех педагогических работников, поскольку некоторые виды деятельности могут не присутствовать в профессиональной деятельности педагога по не зависящим от него обстоятельствам. Графы по бонусным показателям заполняются педагогом в том случае, если у него имеются соответствующие результаты.
Отсутствие бонусных баллов не сказывается на возможности педагога претендовать на желаемую категорию, поскольку при расчете «вилки» распределения баллов на высшую и первую квалификационные категории бонусные показатели не учитываются.
Необходимо отметить, что для оценки уровня квалификации педагогических работников всех должностей, претендующих на первую или высшую квалификационную категорию, разработано более 70 форм экспертных заключений, отражающих специфику профессиональной деятельности педагогических работников.
Эксперты, используя разработанные в регионе формы экспертных заключений, оценивают уровень владения педагогом современными образовательными технологиями и методиками, качество применения их в практической профессиональной деятельности, а также продуктивность и эффективность методической и образовательной деятельности.
На основе анализа полученных оценочных данных и анализа посещенного урока/занятия/мероприятия определяется уровень квалификации педагогического работника, разрабатываются аналитически обоснованные рекомендации о повышении качества педагогической деятельности.
Таким образом, организация системы аттестации учителей образовательных учреждений в регионе рассматривается не только как средство определения уровня профессиональной компетентности педагогического работника, но и как средство стимулирования роста его профессионализма и творческой инициативы. Благодаря аттестации осуществляется целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста.
Все вопросы аттестации не освещены в этом интервью, поэтому разговор с Любовью Николаевной будет продолжен в ближайшем номере газеты.