Учиться плавать надо на глубокой воде, чтобы ребенок не привыкал чуть что опускать ноги и вставать на дно. Если этому правилу не следовать, у многих детей переход с мелководья на глубину затягивается: уже и держатся на воде, и ныряют, а на глубину переходить боятся. Но без экстрима: никаких бросаний в воду не умеющего плавать. Так что сначала держимся за бортик бассейна, причал или руку папы.

С кругом или без? Лучше без него, но в надувных нарукавниках. Круг расслабляет, можно опустить ноги, но при этом думать, что ты плывешь. Нарукавники же утонуть не дают, но заставляют держать в воде тело и ноги горизонтально. А надо сразу привыкнуть к тому, что ноги опускать нельзя.

Пенопластовые доски - хуже нарукавников. Когда ребенок уже будет немного держаться на воде, можно перейти на гибкую палку для аквааэробики. Эти палки называют «noodles» - макаронины. Дети их любят за яркость и красочность, они хорошо держат тело на воде, их можно как угодно изогнуть, зажать под мышками, держать за спиной, при этом руки и ноги будут свободны, с палкой легко плыть.

Лучшее время для обучения плаванию - 6 лет. Ребенок уже понимает, что от него хотят, координация уже хорошая, а страха перед глубиной пока нет, или он легко перебарывается.

Сначала будем плавать на животе. Держась за пирс, бортик или папу, разучиваем движения ногами. Ноги стучат по воде, как при кроле: носочки вытянуты, повернуты чуть-чуть внутрь, колени почти не гнутся. Теперь покажем, что делают руки. А руки выполняют круговые движения, как в брассе. И пусть вас не смущает это «разностилье» - так детям начинать легче.

Сразу приучите ребенка выдыхать в воду. Сначала, чтобы не было страшно, в воду можно опускать только рот. Глаза и нос остаются пока над водой. Должна возникнуть привычка: только вода коснулась рта - делаем выдох в воду. Потом привыкаем опускать рот и нос, потом - рот, нос, глаза. Дышим равномерно, не слишком глубоко, как в обычной жизни: полувдох, полувыдох. Вдохнули, посмотрели, куда мы плывем, опустили голову, выдохнули в воду. Пускай ребенок, разучивая дыхание, держится сначала за причал, буек, руку родителя. И купите ему очки, чтобы защитить глаза от грязи природного водоема или хлорки бассейна.

Пять-десять занятий - и вы видите, что новичок уже уверенно держится на воде в нарукавниках, плывет на животе, выдыхает в воду. Значит, пора переворачиваться на спину. На спине плыть легче: и в воду не надо выдыхать, и по сторонам можно смотреть, и работать одними ногами... Дети с удовольствием плавают на спине, но только после того как научатся плавать на животе, потому что на животе хоть плыть и труднее, но естественнее. Следите, чтобы голову, живот, ноги ребенок держал горизонтально. Надо представить, будто лежишь на диване. Как только ваш ученик почувствует это положение - он на спине поплывет. Руки можно расслабить, а можно ими чуть-чуть подгребать. Проносить их над водой, как профессиональный пловец, не надо.

Не спешите снимать нарукавники, дождитесь, когда ребенок начнет держаться на воде уверенно. Пусть в нарукавниках плавает на животе, на спине, ныряет, работает ногами то кролем, то брассом... Потом попробуйте нарукавники наполовину сдуть. Если малыш говорит: «Мне неудобно, я тону», - значит, снимать их рано. Продолжайте плавать в них, даже и сдутых, или снимайте по одному.

30 таких занятий во время купаний, и любое чадо, даже самое неспособное, самое робкое, поплывет самостоятельно. Не сомневайтесь!

Но вообще-то лучше записаться в секцию, чтобы сразу сформировать правильный навык. Когда ребенок уже плавает по-собачьи или саженками, переучить его тренеру бывает трудно.