рава начальник Департамента образования Вологодской области Елена Рябова: «Наша область имеет традиции формирования педагогов-мастеров. Но хочется верить, что и этот конкурс станет традицией. Он помогает участникам решить для себя, насколько им дорога выбранная профессия, какие возможности она дает и куда идти дальше. Я бы хотела, чтобы стало больше молодых педагогов, молодых руководителей, чтобы они приходили в школу. И для этого в нашем государстве делается очень много. Хотелось бы вас не потерять. Хотелось бы, чтобы вы остались в системе, несмотря на все трудности. Надежда на этот конкурс у нас огромная».
Кстати, для руководителей образования области «Педагогический дебют» - еще и прекрасный повод встретиться лицом к лицу с лучшими представителями новой учительской смены, пообщаться без посредников. Разговор без купюр в один из конкурсных дней продолжался полтора часа. И было понятно, что жалобы девушек и юношей, чей стаж еще очень мал, не останутся без внимания. Все бралось Еленой Рябовой на карандаш. Большая часть неурядиц - жилищные. Многое зависит от отношения к молодым директоров, руководителей муниципальных отделов образования и глав районов. А еще есть недостаток информации - и в тот же день ушло специальное поручение сотрудникам сайта Департамента образования исправить недоработки. Например, участники конкурса не знали, что, несмотря на отсутствие стажа, могут подавать заявление на первую категорию, если есть успехи в профессии. Почему-то директора уверили, что любая аттестация ждет их только после двух лет работы в школе. Разъяснить права помогла председатель Вологодской областной организации Профсоюза работников образования и науки РФ Светлана Павлушкова.
Светлана Вадимовна гордится, что профсоюз вместе с «Учительской газетой», Московским государственным педагогическим институтом и Министерством образования РФ инициировали конкурс «Педагогический дебют». На открытии она обратилась к молодым коллегам: «Я желаю вам, дорогие друзья, чтобы, поучаствовав в этом конкурсе, вы все поняли - я люблю эту профессию».
А председатель Комитета по физической культуре, спорту и молодежной политике Вологодской области Олег Димони напомнил: «До тех пор пока вам не исполнилось 30 лет, а в вопросах предоставления жилья 35 лет, вы подопечные не только Института развития образования, Департамента образования и областной организации учительского профсоюза, но и наши». Пути взаимодействия с комитетом учителя намечали во время деловой игры, задачей которой было выяснить взгляды начинающих педагогов на плюсы и минусы воспитательной работы в школе, а также помочь увидеть перспективы работы с учениками в детских общественных объединениях.
Общение с руководителями вологодского образования - важная часть программы, но самое главное для конкурсантов - конечно, достойно выступить. Точнее, дать открытый урок. К нему готовились тщательно. А вологодская школа №14, на базе которой и проходил «Педагогический дебют», участникам старательно помогала. Школа достаточно молодая, ей всего 25 лет, но репутация всегда была отличная. Директор Олег Пихтов особенно гордится тем, что им удалось сохранить в учреждении психолого-педагогическое сопровождение, здесь работают логопед, социальный педагог, психолог. «И еще у нас очень дружный коллектив».
В этом могли убедиться все конкурсанты. Им давали советы, их вкусно кормили, за них переживали. В том числе и дети, а может быть, именно дети в первую очередь. Хорошо, что в программе конкурса есть особый пункт - «Знакомство со школой и учениками». Во время знакомства о завтрашнем конкурсном уроке, конечно, ни-ни. Важно просто поговорить, наладить контакт. А учитель математики из Сокола Оксана Решетова спешит успокоить семиклассников: «Не пугайтесь никаких вопросов, отвечайте, как вы считаете правильным. Главное - ваша активность. Представьте себе, что вы пришли на обычный урок математики, а ваши учителя заболели, и я буду их замещать». Ребятам, видимо, настолько понравилась Оксана Павловна, что они начали расспрашивать: «А вы будете работать в нашей школе?»
Если и работать - то только один день, день открытых уроков и день самоанализа. Это самый напряженный на конкурсе этап. Однако заметить, что девушки (их, как водится, большинство среди 47 конкурсантов) и юноши волнуются, было непросто. Все скрывал деловой, вполне профессиональный настрой. А еще улыбка и хорошее настроение. Как на уроке учителя физкультуры из Череповца Игоря Васильева. На занятии, посвященном самым банальным прыжкам, четвероклассники готовились... в космонавты! Мне понравилась фишка Игоря Николаевича - в какой-то момент он разделил класс на две половины. Одна половина наблюдала и корректировала другую, а затем наоборот. Ребята работали с удовольствием. А Игорь, кстати, вошел в число лауреатов.
Филолог Елена Суминова из города Грязовец говорила с шестиклассниками о числительных и весь урок вела в спокойном темпе, общалась с ребятами доброжелательным тоном, задания давала очень необычные, творческие, нескучные. Особенно запомнилось домашнее задание: «Написать лингвистическую сказку о богатстве количественных числительных и порядочности порядковых».
Второй тур конкурса, на который попали 12 победителей предметных номинаций, - защита проектов, всего за семь минут нужно изложить и обосновать свою идею. Очень привлекательной показалась задумка учителя начальных классов начальной школы №39 Череповца Лидии Нутрихиной, которая еще и шести месяцев не работает в школе, однако уже осознала непростую проблему: «Я думала, что труднее всего мне будет организовать детей на уроке. Но оказалось, что самая большая трудность - это перемены. Когда дети не организованы, они ссорятся, дерутся, много бегают. И когда наступает время урока, дети находятся в таком состоянии, что не могут полноценно воспринимать материал, приходится давать им время успокоиться, отнимая его тем самым у занятия. Поэтому я поставила перед собой цель - организовать деятельность учеников на перемене».
Лидия, к моей радости, вошла в число победителей состязания. Пора назвать их имена. Они прозвучали на церемонии закрытия в Детском музыкальном театре Вологды: кроме Лидии Нутрихиной, это Дарья Брынина, учитель иностранного языка Комьянской средней школы Грязовецкого района, Екатерина Зайцева, учитель математики средней школы с углубленным изучением отдельных предметов №8 Вологды, Антон Муромцев, учитель информатики и ИКТ гимназии №8 Череповца. Каждый получил диплом и денежную премию в размере 20 тысяч рублей. Ну а пятый победитель - абсолютный. Им стала учитель начальных классов средней школы №26 Вологды Ирина Жук. 30 тысяч рублей и предстоящая поездка на всероссийский финал конкурса «Педагогический дебют» стали полной неожиданностью для Ирины. А вот заместитель губернатора Вологодской области Иван Поздняков назвал выбор жюри замечательным и убедительным. Иван Анатольевич уверен: «Люди ждут прихода в школу молодых учителей. И вы оправдали эти ожидания, вы показали, что в образовании есть талантливые, энергичные, преданные своей профессии молодые специалисты. У нас в последние годы эталонным образом был человек из бизнеса. Это неправильно. Российский человек - думающий, интеллектуально богатый и социально ответственный. И такой образ вы показали на конкурсе. Спасибо вам за это».

Вологда, фото автора