Чтобы не было резонанса
Главный психиатр России Зураб Кекелидзе предостерег от так называемых резонансных самоубийств. Широкое сообщение об одном таком событии «застревает» в сознании людей, и прежде всего подростков. И тогда можно ожидать новых самоубийств, может начаться эпидемия суицида. После трагического случая в Лобне газеты запестрели информациями и комментариями, и это вызвало большую тревогу у психологов и психотерапевтов: одним случаем дело не закончится, будут еще. И на следующий день общественность узнала о том, что один мальчик выбросился из окна высотного дома. Вот в чем заключается резонансное самоубийство. Другие выступавшие просили представителей СМИ писать о таких трагедиях очень осторожно. В частности, нельзя показывать по телевизору дом, где произошла трагедия, школу, где учился погибший, нельзя раньше чем через месяц после нее брать интервью у его учителей и одноклассников. Журналистам, пишущим об этой проблеме, следует посещать специальные семинары в Центре имени В.П.Сербского.

Опасный Интернет
Как сказал координатор Центра безопасности Интернета Урван Парфентьев, компьютерные игры тоже влияют на сознание школьников, особенно когда персонаж в них погибает, а потом воскресает, и у него остается в запасе еще несколько жизней. Эти версии дети переносят в реальность. Подростки узнают, как свести счеты с жизнью, именно из Интернета. Там описывается более тысячи способов. На специальном сайте есть договор о коллективном самоубийстве. Родители не знают, на какие сайты заходят их дети, и иногда не хотят знать, а часто и просто не могут проверить, чем они там интересуются. Интернет становится членом семьи. За последние шесть месяцев Центру безопасности Интернета удалось закрыть около двадцати сайтов, которые, по существу, были клубами самоубийц. Принято считать, что Интернет лучше улицы, но на самом деле то и другое опасно. Если ребенок проводит за компьютером по 6-7 часов, его можно считать интернетзависимым.

Что должны знать родители и учителя
Родители должны знать, что их поведение перед беременностью и во время беременности отражается на психике ребенка. Нельзя курить, принимать алкоголь, отчего могут рождаться недоношенные дети. Формирование нервной системы ребенка происходит в утробе матери, а не в искусственных условиях, когда благодаря успехам медицины успешно выхаживают таких детей, которых затем необходимо наблюдать психиатрам.
Когда ребенок знает, что его любят, что он нужен, то никогда не попытается лишить себя жизни. О своей любви к детям надо говорить каждый день. Если ребенок чувствует себя чужим в семье, он может попасть в среду, где будет еще более ненужным, ощутит себя всюду отверженным и начнет искать выход.
Заместитель директора Центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского Борис Положий считает, что половине всех подростковых самоубийств способствовала обстановка в семье. Сегодня существует три типа антивоспитания детей, отношения к ним родителей: жестокость, безразличие и когда ребенок заласкан, является кумиром в доме. В этих случаях он нормального воспитания не получит.
Если сын или дочь плохо учатся, не хотят идти в школу - это уже повод для того, чтобы бить тревогу, вести его к педиатру, психологу, священнику.
Уходят намеренно из жизни чаще всего психически нездоровые дети. К сожалению, это выясняется задним числом. Когда речь идет о многочисленных прогулах уроков, плохой учебе, это объясняется тяжелыми психическими проблемами. Наказания, нотации здесь не помогут.
Почему ребенок не хочет идти в школу? Подросток не желает учиться, потому что у него занижена самооценка, считает себя хуже других, с которыми его постоянно сравнивают, и очень переживает. В школе тоже есть дедовщина, издеваются над слабыми, над детьми с физическими недостатками, все это снимают на мобильный телефон, а потом выкладывают в Интернет.
Ученые научились определять группы риска, в которые включают детей с суицидальными наклонностями. Подросткам смерть представляется как эксперимент, как отправление в дальнее путешествие. Они не понимают неотвратимости смерти, не осведомлены о границах между нею и жизнью. Надо с ними об этом говорить, только очень осторожно.
Большинство детей, прежде чем совершить непоправимое, говорят близким, друзьям о том, что они хотят умереть. Но мало кто это воспринимает всерьез. Решение ребенок принимает не сразу, а за много дней, а то и месяцев, прежде чем совершить такой шаг. Непосредственно перед этим пишут примерно такого содержания записки: «Я ухожу, и вы пожалеете, что плохо относились ко мне»; «Вам больше не придется меня терпеть, я вас избавлю от этого». В девяноста случаях они не хотят прибегнуть к суициду, а хотят, чтобы их услышали и помогли, но не находят таких ушей. Каждое изменение в поведении подростка должно насторожить родителей и учителей.
Дети ничего не знают о своей психологии, их надо просвещать. Уже есть договоренность Минздравсоцразвития РФ с Минобрнауки РФ о введении нового предмета - психологии, потому что этих знаний никто детям не дает. Детям уже в третьем классе нужно сообщить, что такое наркотики, алкоголь и как они влияют на организм, а также о том, что первая любовь кончается обычно ничем, и к этому ребенок должен быть готов. В этом же возрасте следует говорить школьникам о ценности человеческой жизни.
Зураб Кекелидзе предложил ввести в школах государственную профилактическую программу, в которой должны участвовать учителя, психологи, родители, работники правоохранительных органов. Необходимы также проекты, которые помогут детям, попавшим в острую кризисную ситуацию. Факторы риска - это и состояние повышенной тревожности, депрессивное и стрессовое состояние, подавленное настроение. Надо научить детей понимать самих себя, справляться с трудностями, советоваться со старшими. Детям нужны фильмы не с отрицательными персонажами, которых убивают и которые убивают, а с положительными героями - их сверстниками, которые успешно справляются со своими, казалось бы, неразрешимыми проблемами и выходят из них победителями.