Задачи:
1) способствовать получению знаний об истории олимпийских игр, об основных идеалах и ценностях олимпизма;
2) способствовать воспитанию нравственных качеств на гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта;
3) способствовать воспитанию творческой активности учащихся.

Методические указания:
1. Игра делится на 4 этапа с постепенно усложняющимися вопросами.
2. В игре обязательно принимают участие учителя в командах школьников 8-9-х классов.
3. В первом туре за каждый правильный ответ одно очко получает команда, ответившая первой.
4. Вопросы в первом туре тематически классифицируются следующим образом:
- современная история спорта;
- история Олимпийских игр;
- общие знания о спорте.
5. Второй тур построен по принципу игры «Кто хочет стать миллионером?». Каждая команда выбирает вариант ответа, за верный ответ дается 2 очка.
6. В третьем туре отвечает команда, первой подавшая условный сигнал, в случае неправильного ответа другие команды имеют возможность высказать свою версию, за верный вариант дается 3 очка.
7. В четвертом туре командам дается на обсуждение 1 минута. В случае неправильного ответа другие команды предлагают свои варианты, правильная версия оценивается в 4 очка.
8. Команды получают перед игрой домашнее задание: в течение 30 секунд обосновать выбор талисманом игр в Сочи-2014 Деда Мороза. Свой вариант команды аргументируют по очереди (очередность устанавливает жребий) по окончании одного из туров.

Ход шоу
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы начинаем интеллектуальное шоу, в котором принимают участие лучшие в нашей школе знатоки олимпийского движения. Олимпийский принцип гласит: «Главное не победа, а участие!» А мне бы хотелось всем вам пожелать удачи. Итак, на старт, внимание... Марш!

1-й тур. Блиц
1. Столица зимних Олимпийских игр 2014 года. (Сочи)
2. В олимпийскую эмблему входят 5 переплетенных колец, символизирующих 5 объединенных в олимпийское движение континентов. Кольца размещены в 2 ряда. Сколько колец в верхнем ряду? (3)
3. Как называется вид спорта, именовавшийся раньше «гонка патрулей»? (Биатлон)
4. В каком виде спорта соревнуется Евгений Плющенко? (Фигурное катание)
5. Что в древности за победу на олимпийских играх победителю надевали на голову? (Лавровый венок)
6. Как часто проходят зимние Олимпийские игры? (Раз в 4 года)
7. Сколько периодов в хоккейном матче? (3)
8. Олимпийский огонь - один из традиционных атрибутов Олимпийских игр. Где начинается эстафета олимпийского огня? (В Олимпии)
9. О какой спортивной игре есть песня со словами «Великолепная пятерка и вратарь...»? (Хоккей)
10.  Как называются одним словом запрещенные препараты, на употребление которых медицинские эксперты проверяют спортсменов? (Допинг)
11. Основателем современных Олимпийских игр был барон Пьер де Кубертен. Кто он по национальности? (Француз)
12. В Советском Союзе на великолепном спортивном сооружении «Медео» проводились крупные международные соревнования. По какому виду спорта? (Конькобежный спорт)
13. Как называется скоростной бег на коньках по короткой дорожке? (Шорт-трек)
14. Олимпийский девиз по латыни звучит: «Citius, altius, fortius». Как он звучит по-русски? (Быстрее, выше, сильнее)
15. Название зимнего вида спорта, где соревнуются танцевальные дуэты. (Фигурное катание)
2-й тур
Ведущий: Вы показали блестящую реакцию и великолепные знания, и мы рады приветствовать вас во втором туре. Олимпийские игры имеют богатейшую историю, и следующий раунд нашей игры будет посвящен как совсем древней истории, так и спортивным аспектам современности.
1-й вопрос: В Древней Греции в соревнованиях принимали участие люди, чьи имена мы хорошо знаем (историк Геродот, философ Сократ, оратор Демосфен, Пифагор). Кто из них был отличным атлетом и побеждал в соревнованиях по кулачному бою? (Пифагор, но это был тезка знаменитого философа)
2-й вопрос: Конечно, у древних олимпийцев были свои знаки отличия, но времена меняются, появляются современные олимпийские символы. Вы называли олимпийские кольца, олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее». Кто был его автором? Варианты ответов: Пьер де Кубертен, основоположник современного олимпийского движения, французский священник Анри Дидон, первый россиянин в МОК А.Д.Бутовский, основоположник российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт. (А. Дидон)
3-й вопрос: Эти слова очень понравились П. де Кубертену и вошли в олимпийскую эмблему, также он разработал свод олимпийских законов, называемый хартией, в котором, в частности, определялось, кто имеет право участвовать в Олимпийских играх. Профессионалам это строго запрещалось. Люди занимались спортом в свободное от основной работы время. Пожалуй, самым трудным видом состязаний на первых Олимпийских играх современности был марафонский бег; к радости греков, его выиграл Спирос Луис. Кем он был по профессии? Варианты: повар, кучер, почтальон, парикмахер. (Почтальон)
4-й вопрос: Олимпийская хартия начинается с основополагающих принципов. Один из них гласит: «Цель олимпизма - повсеместно поставить спорт на службу гармоничному развитию человека...» Очень многие спортсмены талантливы в разных сферах. Так, известная норвежская спортсменка Соня Хейни стала трехкратной олимпийской чемпионкой и кинозвездой, снявшийся в знаменитом фильме «Серенада солнечной долины». В каком виде спорта она преуспела? Варианты: лыжный спорт, конькобежный спорт, фигурное катание, санный спорт. (Фигурное катание)
5-й вопрос: Конечно, в нашей памяти остаются наиболее яркие моменты Олимпийских игр, легендарные личности, принесшие славу нашей Родине. В их рядах заслуженно стоит имя Тамары Рыловой. Чем она прославилась? Варианты: первая советская олимпийская чемпионка; первая вологжанка - призер зимних Олимпийских игр; известный спортивный медик; автор эскизов олимпийских медалей. (Первая вологжанка - призер зимних Олимпийских игр)

3-й тур
Ведущий: А мы продолжаем наше шоу, и, наверное, будет справедливо, если мы вернемся к истокам, в Древнюю Грецию.
1-й вопрос: В Древней Греции существовал большой штраф -
2 мины серебра. Это около 54 кг. За что полагалась такая кара? (За вступление на территорию Олимпии с оружием)
Ведущий: В хартии четко указано, что цель олимпийского движения - способствовать построению мирного и лучшего мира путем воспитания молодежи в процессе занятий спортом. Греки же любили спорт еще и за то, что он облагораживает душу, что он неразрывно связан с умственным, эстетическим и нравственным развитием.
2-й вопрос: Что говорили греки о некультурном человеке? «Не умеет ни читать, ни...» (Плавать)
3-й вопрос: Можно сказать, что и Россия стояла у истоков современного олимпийского движения. В 1908 году на IV летних Олимпийских играх, проходивших в Лондоне, Н.Н.Панин-Коломенкин стал первым российским олимпийским чемпионом. В каком виде спорта он победил? (Фигурное катание)
4-й вопрос: Олимпийское движение крепло, появлялись новые традиции. Право принять Олимпиаду получали города, но вот в 1932 году в Лос-Анджелесе, крупном американском городе, спортсмены были поселены в деревне. В чем же дело? Почему их так притеснили? (Наоборот, это был шаг вперед, так как для спортсменов было построено жилье, где они могли жить вместе, «олимпийской семьей», и это место стало называться Олимпийской деревней)
5-й вопрос: Конечно, история древних игр перекликается с современной историей. Наиболее прославленный древний спортсмен грек Леонидас с Родоса 12 раз побеждал в соревнованиях по бегу. А в наше время в 1976 году в Инсбруке Николай Круглов стал олимпийским чемпионом в биатлонной гонке на 20 км. В 2010 году Николай Круглов вновь сумел пробиться в состав олимпийской биатлонной команды. В чем секрет спортивного долголетия? (Это отец и сын)
Ведущий: И это весьма символично, ведь в олимпийской хартии говорится, что олимпизм стремится к созданию образа жизни, основывающегося на воспитании хорошим примером.

4-й тур
Ведущий: Наши команды идут почти вровень, в азарте начинают захлестывать эмоции. В связи с этим еще в Древней Греции были сформулированы такие правила:
- не стремись к победе любой ценой;
- на спортивной площадке сохраняй честь и благородство;
- главное не победа над соперником, а совершенствование своей личности, преодоление собственных слабостей.
1-й вопрос: Как называется кодекс таких правил в наше время? (Фэйр-плэй - кодекс спортивной чести)
2-й вопрос: В олимпийской хартии записано, что олимпийское движение участвует в деятельности по защите мира. Одним из атрибутов Олимпийских игр является олимпийский огонь. Право его зажигать предоставляется одному из лучших спортсменов страны, проводящей игры. Однако в 1964 году на открытии Олимпийских игр в Токио это право получил простой гражданин Иосинори Сакаи. Почему? (Он родился в день атомной бомбардировки Хиросимы, и завершение им факельной эстафеты - своеобразная демонстрация против угрозы атомной войны)
3-й вопрос: Олимпизм - это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Сколько воли требуется людям с ограниченными возможностями, чтобы просто выжить! А с 1960 года проводятся Паралимпийские игры. Название первоначально было связано с термином parapledgia (паралич нижних конечностей). Однако сейчас появилось другое толкование этого термина. Какое? (Рядом, параллельно с олимпийскими, что показывает, что спорт позволяет вернуться к полноценной жизни)
4-й вопрос: Нашим финальным решающим вопросом хотелось бы отдать дань уважения основоположнику современного олимпизма П. де Кубертену, отдавшему своей идее почти 50 лет жизни. Умер П. де Кубертен в 73 года и похоронен в Лозанне, а вот его сердце по завещанию покоится в другом месте. Где? (В Олимпии, на родине Игр)
Ведущий: Мне очень хочется, чтобы вы, мои ученики, могли искренне присоединиться к крылатым словам Кубертена «О спорт! Ты - мир».

​Дмитрий КОЛЕНЕЦКИЙ, учитель физической культуры средней школы №16 Вологды, победитель областного конкурса «Учитель года Вологодской области»