1-й чтец: 
Военкомы, бранясь, рвали
их заявленья
И вихрастых просителей
гнали взашей,
Но они прорывались на поле
сраженья,
Проникали в окопы и щели
траншей.
И шагали мальчишки через
все испытанья,
Где огнем, где свинцом,
где ударом клинка
Утверждая в боях свое право
на званье,
На высокое звание сына полка.
2-й чтец:
Не забуду я Вовку, боевого
дружка!
Был он ростом с винтовку,
да и то без штыка.
С партизанским отрядом,
день и ночь на ногах,
Защищал Ленинград
от лихого врага.
Только видели сосны, что
от дома вдали
Он сражался, как взрослый,
трудно было - не ныл.
Шел в атаку, как воин,
и в разведку ходил,
И его перед строем сам
комбриг наградил!

Ведущий: Но не только на передовых сражались ребята, школьники и школьницы. Велика их заслуга в производстве для фронта оружия, необходимых деталей для танков, самолетов, машин.
Ленинградские дети… Они вместе со взрослыми несли все тяготы в условиях блокады. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что поняли, увидели, запомнили дети войны?
3-й чтец:          
Дети блокадного Ленинграда…
Они видели не только
взрывы снарядов,
Они жили рядом со смертью,
и она
Всем им заглянула в глаза.
4-й чтец:    
Блокады первая зима
Была черней полярной ночи.
В домах без стекол стыла тьма,
Дрожал коптилки огонечек,
И солнца редкие лучи
Забитых окон не пронзали.
Полгода жили мы в ночи,
Полгода радости не знали.
5-й чтец: 
По тропинке крутой выхожу
с опаской
На Неву, за водой с детскими
салазками.
Наш дневной рацион
приторочен к санкам:
Алюминиевый бидон
с трехлитровой банкой.
Дома тянем кипяток,
греясь у печурки.
Алым стал железный бок
от единой чурки.
То плиту паркетную,
то от стула ножку,
Подпалив газетою, грелись
понемножку.
Ногам  хорошо, грею руки
синие…
До спины не дошло: вся спина
в инее.
Ведущий: Острый голод давал о себе знать все сильнее. С 20 ноября 1941 года рабочие стали получать в сутки 250 граммов хлеба, а неработающие (служащие, дети) - по 125 граммов в сутки. У всех была общая болезнь - дистрофия, а к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы.
6-й чтец: 
Кто голодного осудит?
Целеустремленно,
Словно козы, ели люди травушку
зеленую.
Горе наше - не беда,
если есть лебеда,
Если, всем на диво, выросла
крапива!
Темную, жгучую рву ее
по случаю.
Рюкзаку в карманчики
пихаю одуванчики.
И несу богатство это я на суп
и на котлеты.
7-й чтец: 
Я не тушила зажигалок
и не стояла у станка…
Я долго тихо умирала
в блокадной комнате одна…
Стояла очередь за хлебом,
брела за снегом для воды…
Колола щепки для буржуйки,
едва спасалась от беды…
Да, мы взрослели по минутам
и по секундам счет вели…
И те, кто вышел из блокады,
по духу не были детьми…
Ведущий: В декабре 1941 - январе 1942 года по Ладожскому озеру начинает действовать ледовая Дорога жизни.
8-й чтец:  
По Ладоге зимней,
по хрупкому льду
В буран и бомбежку
машины идут,
И ночью, и днем у врага на виду
Снаряды и хлеб Ленинграду
везут.

Звучит песня «Ладога» или песня А.Розенбаума «Дорога жизни».

Полностью сценарий внеклассного мероприятия опубликован на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/222

Надежда ФРОЛОВА, Дмитрий СТЕПАНОВ, учителя специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №565 Санкт-Петербурга, победители VI Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»