По замыслу инициаторов эта встреча - своеобразная репетиция к I Всероссийской научно-практической конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А.Сулержицкого, запланированной на 26-30 ноября 2012 года (см. «Методическую кухню» в «УГ» №4-5 от 31 января 2012 г., стр. 24). Конференция пройдет под  девизом «Научиться учиться и учить с удовольствием». Основная тема - «Актуальность идей и методов, разработанных театральной педагогикой ХХ века в образовательных учреждениях России в современной социокультурной ситуации». Уникальный опыт профессионального и личностного воспитания начал формироваться в процессе театрально-студийного движения ХХ века. Особенно продуктивных результатов в этом направлении удалось достичь Леопольду Сулержицкому - режиссеру-педагогу Первой студии МХТ, чье 140-летие мы отмечаем в этом году. Он создал атмосферу непрерывной игры, фантазии, тренинга, эксперимента, доброжелательного сотрудничества между соучениками, учениками и педагогами, позволившую в сравнительно короткий срок воспитать новое поколение исключительно талантливых, невероятно творчески активных артистов, режиссеров и театральных педагогов.
Со временем театрально-педагогические практики вышли за пределы профессионального театра и нашли себе применение в различных сферах гуманистической деятельности, в том числе в системе общего образования.
Александра Ершова, автор уникальной социоигровой методики, считает, что главное в педагогике - правильная мотивация, главное в воспитании - эмоциональная сфера, развитие и воспитание чувств, главное в театре - игра, главное в игре - азарт и чувство партнера. Ограничьте этими базовыми установками круг проблем формирования творческой личности - окажется, что круг проблем безграничен и бесконечен и проблемы эти не в тягость, а в радость.
Схожую позицию высказал и главный редактор журнала «Искусство в школе» доктор педагогических наук Александр Мелик-Пашаев. Он считает, что здоровый человек обязательно творческий. Творческая личность вовсе не обязательно должна стать представителем творческой профессии. Но эстетическое образование - это единственный вид образования, который способствует воспитанию эмоций. Если этого не происходит, формируется морально ущербная личность, не способная вписаться в социум или даже социально опасная.
Узкой темой нынешней встречи должен был стать разговор о детском театральном фестивале как особой образовательный среде. Его было предложено построить на основе творческого опыта, накопленного в ходе проведения фестиваля «Пролог - Весна», а также других авторских фестивалей детского творчества. Фестиваль «Пролог - Весна» - это игровая образовательная среда, которую авторская команда стремится выстроить по законам, близким играм-импровизациям Сулержицкого с актерскими детьми.
В основе педагогических методик фестиваля лежит концепция «Режиссура и педагогика корня» кандидата искусствоведения Сергея Клубкова. Сначала фестиваль «Пролог - Весна» существовал в качестве творческого итога двухгодичного процесса обучения на этих курсах для режиссеров детских театральных коллективов. Со временем качественная структура фестиваля стала изменяться. Выпускники прежних лет выросли в опытных режиссеров-педагогов, у них появились свои ученики и сподвижники - дети и взрослые. В рамках фестиваля проходят тренинги и открытые уроки. Театральные педагоги делятся со школьными учителями методиками работы, которые можно применить не только к предметам гуманитарно-эстетического цикла, но практически ко всем общеобразовательным дисциплинам.
Михаил Быков, руководитель лаборатории интерактивных проектов и один из организаторов фестиваля, прочитал несколько детских высказываний, из которых следует, что дети думают о хорошем фестивале. Хорошие педагоги - это те, которые на фестивале играют и сочиняют спектакли так, что зрительный зал «от смеха сползает под стулья». Это «опытное» жюри, которое состоит из людей, смеющихся, когда на сцене происходит нечто действительно веселое. Это хороший зритель, который побаивается тренингов, эмоционально вовлечен в спектакль, но при этом «молчит с удовольствием» во время представления и даже некоторое время спустя.
Участники «круглого стола» говорили о том, что фестиваль должен быть местом встречи деятелей педагогики, искусства и культуры, социальной политики. Всероссийская научно-практическая конференция памяти Сулержицкого поможет расширить территориальные границы и сократить разрыв между наукой, искусством, культурой, образованием. В связи с этим участники «круглого стола» призвали к активному сотрудничеству специалистов различных сфер деятельности, всех тех, кто не равнодушен к проблемам развития и становления творческой личности.

Москва