Но есть у них и проблемы, основная - заниженная, очень критическая самооценка. Поэтому в работе с такими ребятами ведущую роль играют школьные психологи и социальные педагоги, они помогают адаптироваться в коллективе. Неординарность неоднозначно воспринимается в коллективе: ребенок, который все заранее и всегда знает, и знает больше других, может или замкнуться, или мешать другим усваивать материал. В этом главная трудность обучения одаренного ребенка в обычной школе. Его считают или выскочкой, или просто странным, а ему на самом деле очень трудно сдержать всю ту информацию, которую он лично добыл. В нашей школе психолог учит таких детей сдержанности, меньшей эмоциональности, ведь, как правило, одаренные дети обладают еще и большей чувствительностью, и все замечания, которые одноклассники отпускают в их адрес, воспринимают очень остро.  
Мы помогаем детям проявить свою одаренность различными способами. В школе проводится много конкурсов, и уже с первого класса дети активно занимаются проектной деятельностью. У нас 839 учеников, и большинство из них с удовольствием  участвуют в школьных олимпиадах, а победители добиваются хороших результатов на более высоких уровнях. Так, одиннадцатиклассница Дарья Ващенко в прошлом году стала победителем Всероссийской олимпиады по обществознанию.
В лицее по 11 предметам работает научное общество учащихся, а в областном институте усовершенствования учителей с 1997 года действует школа одаренных детей, в которой занимаются и наши дети. Также есть лицей для одаренных при Орловском госуниверситете, интернет-центр Орловского технического университета, множество конкурсов социальных проектов и исследовательских работ. Также одаренные дети получают ежемесячную губернаторскую стипендию, в нашем лицее это ежегодно 2-3 человека.
Еще один замечательный наш выпускник, Антон Касторнов, сейчас учится в МФТИ. Он никогда не добивался высоких мест в олимпиадах, даже на региональном уровне, характер имел не самый простой, но учился великолепно. ЕГЭ сдавал так: математика - 100, физика - 100 и русский язык - 96 баллов. Поступил в вуз без проблем и сейчас показывает такие же хорошие знания, будучи студентом. Когда его спрашивали, чем обеспечен его успех, он назвал две причины: первая - его школьные преподаватели, а вторая - когда все отдыхали, он трудился.

​Татьяна ШЕВЦОВА, директор лицея №22, Орел