Какой предмет будут изучать дети, когда школы перейдут на второй стандарт

В конце 2009 года почти одновременно вышли два постановления Правительства РФ, которые поставили на повестку дня проблему воспитания духовно-нравственной культуры младших школьников. Одно постановление (октябрь 2009 г.) открывало эксперимент по программе «Основы мировых религиозных культур и светской этики», другое (декабрь 2009 г.) утверждало введение в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В соответствии с приказом министра образования и науки (декабрь 2011 г.) о внесении изменений в стандарт первого поколения (2004 г.) до начала действия стандарта второго поколения в 4-м классе (2014-2015 учебный год) все четвертые классы школ России должны изучать предмет «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Как будут развиваться события дальше?
Школы в соответствии с этим приказом сейчас закупят учебники, организуют повышение квалификации преподавателей курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики», составят рабочие программы и поурочно-тематические разработки. Но через три года они будут вынуждены начать работу по новому, принципиально другому предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Это потребует серьезной перестройки учителя, приобретения новых учебников, другого методического обеспечения, так как цели, содержание и методы обучения по указанным курсам разные.
Отмеченное противоречие усугубляется тем, что учителю массовой школы непонятно решение министерства о введении курса ОРКСЭ, в то время как в стандарте заявлен предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Анализ реакции общественности на введение в начальную школу этого предмета с очевидностью показывает, что идея ознакомления младших школьников с культурой народов России, их образом жизни, традициями, фольклором, верованиями положительно принимается как педагогическим сообществом, так и родителями, деятелями культуры, религиозными деятелями. В то же время изучение основ традиционных религий в том варианте, как это представлено в средствах обучения по ОРКСЭ, может иметь самые негативные последствия.

Понятие «духовно-нравственная культура» шире понятия «религиозная культура»

Почему возникла обеспокоенность предложенным вариантом реализации предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики»?
Во-первых, одна из целей духовно-нравственного воспитания - развивать толерантность, умение взаимодействовать, способность к гуманным поступкам. Условием развития толерантности являются знания не о преимуществах своей религии, а о достоинствах других религий. Ведь толерантность - это осознание факта существования других мнений, уважительное и терпеливое отношение к людям другого вероисповедания; стремление избегать негативных оценок любой религии и любой веры, способность признать за другими право исповедовать любую религию. Толерантность не формируется на пустом месте: чтобы услышать и понять собеседника, нужно разговаривать с ним на одном языке.
С этой точки зрения представляется не только нецелесообразным, но и опасным разделение младших школьников по признаку принадлежности к вере. Межконфессиональная дружба может быть воспитана только на основе глубокого знания особенностей разных вероисповеданий. Более того, это должны быть не просто знания о религии. Необходимо выделить прежде всего то, что объединяет все религии, существующие на территории России, подчеркнуть общность их представлений о нравственности, то есть признать существование в современном обществе общечеловеческих ценностей. Именно этот социальный феномен и является проявлением межнациональной духовно-нравственной культуры. Изучив общее, школьник (в более зрелом возрасте!) подойдет к пониманию специфического - того, чем одна религия отличается от других. Это не только обогатит его представления о других религиях, но и позволит управлять своим поведением по отношению к их представителям.

Во-вторых, существующий в дидактике модульный принцип изучения предмета отражает содержательный, а не организационный компонент обучения. Это означает, что в содержании предмета ОРКСЭ должны быть представлены знания обо всех традиционных религиях, и с ними дети знакомятся на общих уроках, без разделения по религиозному признаку. Такое разделение делает невозможным реализацию минимума стандарта образования, где представлено содержание всех традиционных религий России.
В-третьих, понятие «духовно-нравственная культура»   шире понятия «религиозная культура».  Религия, как известно, лишь один из источников развития культуры общества, и из религиозных учений далеко не все вошло в систему общечеловеческих ценностей. Именно такое широкое понимание реализуется в рамках предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
В-четвертых, необходимо отменить изучение мировых религий в начальной школе. Никаких педагогических предпосылок для этого нет в начальной школе.  Некоторые сведения по истории России, которые получают ученики в начальной школе, их знакомство с фольклором народов мира являются недостаточной базой для проникновения в сущность различных религий. Первые сведения о появлении различных вероучений учащиеся начинают получать только в 5-6-х классах. Немаловажен и тот факт, что при знакомстве с мировыми религиями (три из которых совпадают с традиционными религиями России) дети не изучают особенности иудаизма, который, как известно, не входит в состав мировых религий.
Известно, что младший школьник эмоционально податлив, признает авторитет взрослого, почти слепо следует за ним, что обеспечивает успех воздействия. Но знания, которые не являются для ребенка этого возрастного этапа потребностными, не лежат в сфере его интересов, не обеспечены  учебным и житейским опытом, не могут быть усвоены осознанно, они запоминаются формально, просто зубрежкой. Именно этот феномен возникает при изучении основ религий - материал для ребенка 10 лет слишком труден, объемен, непонятен, не подкреплен сведениями из истории, обществознания (эти предметы не изучаются в начальной школе). Можно привести десятки примеров перегрузки учебного материала фактами, именами, датами, событиями, терминами, понять которые не может подчас и взрослый. Для этого достаточно заглянуть в любой учебник по ОРКСЭ, вышедший сегодня из печати.

Как оценивать результаты эксперимента?

Актуальной остается проблема анализа и оценки результатов эксперимента по введению ОРКСЭ. Он, по мнению участников заседания, проведен односторонне и необъективно: недостаточно проанализированы причины возникших трудностей и пути их устранения; не соблюдался принцип свободного выбора родителями модуля, школа диктовала семье и ребенку, какой модуль он будет изучать. Многие учителя, начавшие преподавать этот предмет, не готовы к организации процесса обучения. Курсы повышения квалификации (72 час.) не обеспечивают формирование их готовности к работе по новому для начальной школы предмету и с этим возрастным контингентом школьников.
Воспитание духовно-нравственной культуры подрастающего поколения - проблема сегодня наиважнейшая. Но тем более очевидно, что решаться эта проблема не может формально, без опоры на основные законодательные акты РФ, без учета социального статуса младшего школьника, его психологических особенностей. И конечно, решение этой проблемы должно прежде всего подчиняться важнейшему педагогическому закону - «Не навредить!».
Было бы разумно ограничить зону влияния на младшего школьника предметом, который введен в стандарт второго поколения (2009), преподавать в 4-м классе начальной общеобразовательной школы курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», необходимой частью содержания которого являются знания обо всех традиционных религиях.