ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИИ

Отказ органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, связан с тем, что должность педагога дополнительного образования общеобразовательного учреждения не указана в разделе 1 «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, а также в действовавшем ранее Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067).
Право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности предусмотрено только в случае, если лица осуществляли свою педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей (внешкольных учреждениях).
Указанная норма уже была предметом рассмотрения Конституционного суда РФ (Определение КС РФ от 21.10.2008 г. №792-О-О). Конституционный суд Российской Федерации не нашел оснований для принятия жалобы заявителя к рассмотрению.
Конституционный суд указал, что право на назначение трудовой пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих в одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. По этому признаку законодатель выделяет педагогическую деятельность в общеобразовательных учреждениях для детей и в учреждениях дополнительного образования детей (внешкольных учреждениях).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

Имеет ли право на досрочную пенсию лаборант кабинета химии?

Нет, не имеет. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ (ред. от 30.06.2009) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Наименования должности «лаборант» в этом списке нет.


С 1985 года я работал учителем физкультуры в общеобразовательной школе, а в 2003 году перешел тренером-преподавателем в детско-юношескую спортивную школу, где работаю до сих пор. Согласно постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 тренеры-преподаватели, у которых на 1 января 2001 года не было трудового стажа 16 лет 8 месяцев, не имеют права на досрочную трудовую пенсию. Выходит, все, кто пришел на работу после 1985 года, «остались за бортом»? Можно ли обжаловать в суде нормативный акт, ограничивающий мои права?

Действительно, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, предусматривают в отношении тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей, тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре, старших тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре и педагогов дополнительного образования условие о том, за периоды с 1 января 2001 года работа в указанных должностях засчитывается в специальный стаж при наличии одновременно следующих условий:
1) на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
2) у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Те педагогические работники, которые имели на 1 января 2001 года стаж не менее 16 лет 8 месяцев, уже воспользовались своим правом на досрочное назначение пенсии до 2009 года. В настоящее время все вышеуказанные категории работников фактически не имеют возможности реализовать свое право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, так как не может быть выполнено условие о наличии у них на 1 января 2001 года стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Считая свои права нарушенными, вы имеете право обратиться в Верховный суд РФ и обжаловать соответствующие нормы постановления Правительства РФ от 29.10.2002 №781, которые ограничивают ваше право на досрочное пенсионное обеспечение.
Работаю в системе СПО. Правда ли, что стаж для досрочного назначения пенсии не начисляется, если в учреждении менее 50% обучающихся в возрасте до 18 лет?

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 (ред. от 26.05.2009) утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пунктом 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, предусмотрено, что работа за период с 1 ноября 1999 года в должностях, указанных в Списке, в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Верховный суд Российской Федерации 18.10.2011 г. рассмотрел заявление Ляховец Е.В. о признании недействующим пункта 14 Правил. По мнению истца, оспариваемое нормативное положение неправомерно исключает возможность зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам учреждений среднего профессионального образования, времени их работы за период с 1 ноября 1999 г. в соответствующих должностях при обучении в таких учреждениях менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет, не учитывая при этом возрастную специфику лиц, обучающихся в данных учебных заведениях. Тем самым оспариваемое положение нормативного акта носит дискриминационный характер.
Верховный суд указал, что оспариваемое положение лишь конкретизирует механизм реализации закрепленного в федеральном законе о трудовых пенсиях права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем только тем лицам, чья педагогическая деятельность осуществляется в учреждениях для детей, то есть в учреждениях, в которых основной контингент обучающихся составляют лица в возрасте до 18 лет.
Таким образом, осуществляя подобное нормативное регулирование, Правительство Российской Федерации не вышло за пределы законодательных предписаний и не ввело какие-либо дополнительные условия, ограничивающие право педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования на социальное обеспечение по возрасту.
По мнению Верховного суда РФ, установленное правовое регулирование распространяется на всех лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, признаков дискриминации оспариваемое постановление не содержит и, следовательно, не носит дискриминационного характера.
Суд не признал обоснованным также довод заявителя о том, что отсутствуют механизмы определения количества обучающихся в учебном заведении лиц до 18 лет, указав, что оспариваемая норма не устанавливает порядок определения количества обучающихся в учебном заведении лиц до 18 лет.
Поскольку пункт 14 Правил не нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления надлежит отказать.
Определением кассационной инстанции Верховного суда вышеуказанное решение оставлено без изменения.
Аналогичные доводы приведены в Определении Конституционного суда РФ от 25.12.2008 №1009-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сидоровой Елены Григорьевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Может ли работа в должности руководителя образовательного учреждения выполняться по совместительству или на условиях совмещения должностей?

В пункте 7 статьи 35 Закона РФ «Об образовании» указано, что должностные обязанности руководителя учреждения, его филиалов (отделений) не могут исполняться по совместительству.
Совмещение должности руководителя учреждения с другими руководящими должностями внутри или вне учреждения не разрешается (п. 6 ст. 35 Закона РФ «Об образовании»).


Имеет ли право администрация образовательного учреждения без предупреждения учителя посещать его занятия?

В настоящее время федеральное законодательство не содержит каких-либо норм, определяющих порядок посещения руководителями образовательного учреждения учебных занятий. Указанные вопросы могут регулироваться уставом, правилами внутреннего трудового распорядка либо иными локальными нормативными актами образовательного учреждения.

Сергей ХМЕЛЬКОВ, заместитель заведующего правовым отделом аппарата Профсоюза работников народного образования и науки РФ