В своей практике я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий. Среди них важное место занимает организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, физкультминутки, логоритмические упражнения.
Не оставляю без внимания и обеспечение психологической безопасности ребенка, создание эмоционально комфортной среды. Для этого применяю психогимнастику (игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, тренинги на устранение отрицательных эмоций и снятие невротических состояний), музыкотерапию (музыкальное сопровождение педагогического процесса), релаксационные упражнения и этюды, подвижные и сюжетно-ролевые игры, создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций, обучение детей приемам мышечного расслабления.
Одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей занимает артикуляционная гимнастика. Уже в младшем дошкольном возрасте детям доступно выполнение простейших артикуляционно-двигательных и мимических упражнений. Позже детей знакомят с динамическими упражнениями. Малыши учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания взрослым, потом - перед зеркалом. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений, они знакомятся с понятиями «небо», «уздечка» и др. Каждая артикуляционная гимнастика ориентирована на определенную лексическую тему, что очень удобно для повседневной логопедической работы с детьми. Комплексы включают в себя и специальные артикуляционные упражнения, направленные на выработку тонких дифференцированных движений органов артикуляции. При подборе артикуляционной гимнастики я широко использую упражнения для выработки правильного произношения разных звуков.
Нарушения дыхательной функции наблюдаются у большинства детей с речевой патологией. Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике и к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии. В играх и упражнениях на развитие речевого дыхания формируется длительный, сильный, направленный выдох. Дыхательные мышцы тренируются со звуком и без него. В своей работе я использую различные варианты игр и упражнений по развитию речевого дыхания. Часто использую различное полифункциональное оборудование, которое позволяет расширить арсенал средств коррекционных воздействий на дыхательно-голосовую систему. Это сухой бассейн, мячи-гиганты (хопы), массажные коврики и др.
Известно, что недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Именно поэтому упражнения на развитие мелкой моторики занимают значительное место на логопедических занятиях. Тренируя пальчики, мы стимулируем речевое развитие ребенка, способствуем улучшению артикуляционных движений, готовим кисть руки к письму. Помимо специальных упражнений пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики я использую в своей работе игры с предметами, к которым относятся бусы, шнуровки, мозаика, матрешки, пирамидки, разноцветные прищепки, игры-вкладыши, мелкий конструктор. Также на своих занятиях я даю детям различные задания: выкладывание узоров из счетных палочек, пересыпание маленькой ложкой крупы из одной чашки в другую, графические упражнения, сортировка смешанных круп (например, белой и красной фасоли), лепка из пластилина, барельефные картинки и др.
Очень эффективен метод суджок-терапии. Использование суджок-массажеров «Чудо-валик», массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения способствует развитию мелкой моторики, повышению физической и умственной работоспособности детей.
Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у детей во время занятий.
На своих логопедических занятиях я использую различные виды массажа: дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий), точечный, массаж с применением специальных инструментов (логопедического зонда, шпателя), самомассаж.
Во время физкультминуток, когда движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, исправляются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас. В несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, грамотно подобранных, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал. Для занятий я подбираю динамические паузы и физкультминутки с использованием упражнений, синхронизирующих работу полушарий, которые способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.
Большинству детей свойственны нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность - важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детей нужно научить произвольно расслаблять мышцы, помочь эмоционально успокоиться, чтобы настроиться на предстоящую работу, снять эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций. Я подробно объясняю все упражнения, выполняю их вместе с детьми.
Игры с песком и водой - естественная и любимая деятельность ребенка. Строя картины из песка, разыгрывая ситуации, придумывая различные истории, я в органичной для ребенка форме решаю поставленные задачи.
В коррекционной работе с детьми я использую систему логоритмических занятий, которые помогают исправлять речевые нарушения дошкольников 6-7 лет, посещающих логопункт. Главный принцип таких занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.
Организуя коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, я вижу главную свою задачу в том, чтобы не только исправить эти недостатки, но и превратить логопедические занятия в желаемые и долгожданные.

Пример дыхательной гимнастики «Бабочка»
Бабочка-красавица
На ладошку села.
Ветерок подул -
Она полетела.
Летела-летела
И на цветочек села.
Выставить цветочную поляну. Задача ребенка - сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.

​Марина Хиониди, логопед детского сада №50, пос. Рощинский, Волжский район, Самарская область