Вопреки распространенному мнению, человеческий мозг не создан для процесса мышления. Он предназначен для того, чтобы уберечь вас от необходимости думать, так как в действительности мозг не очень хорошо это делает. Мышление происходит медленно и ненадежно. Но людям все же нравится думать, особенно тогда, когда это приводит к успеху. Им нравится решать задачи, но не работать над неразрешимыми вопросами. Если учеба в школе представляет слишком большие трудности для ребенка, то неудивительно, что он или она не очень ее и любит. Когнитивная посылка, утверждение, этой статьи звучит так: Люди от природы любопытны, но по природе своей они не очень хорошие мыслители; человек будет избегать процесса мышления, если не создается когнитивная ситуация (ситуация необходимости познания). Следствием из этого принципа является то, что учителям следует по-новому подойти к тому, как они подталкивают учащихся к необходимости думать, для того чтобы увеличить вероятность того, что у учащихся возникнет удовлетворение от успешного обдумывания поставленных перед ними задач.
Что же такое быть человеком? Что отличает нас от других живых существ? Многие скажут, что это наша способность к мышлению, ведь птицы летают, рыбы плавают, а люди думают. Под словом «думать» я имею в виду: решать возникающие проблемы, рассуждать, читать сложные тексты или производить мыслительную работу, требующую некоторых усилий. В Гамлете Шекспир воспел наши когнитивные способности: Что за создание - человек! Как благородны его помыслы! Однако триста лет спустя Генри Форд достаточно цинично заметил: Думать - тяжелейшая из существующих работ, может, потому так мало людей этим занимаются. И оба правы. Люди достаточно успешно в ряде случаев рассуждают, особенно по сравнению с животными. Но мы используем эту нашу способность довольно нерегулярно. Ученые, занимающиеся когнитивными проблемами, могли бы к этому добавить: люди достаточно редко думают, потому что человеческий мозг и не создан для этого. Он создан для того, чтобы избегать необходимости подумать. Мышление, как отметил Форд, - трудная работа, да к тому же медленная и не всегда успешная.
Наш мозг служит нескольким целям, и мышление не лучшее, что он умеет делать. Например, мозг отвечает за способность видеть и двигаться, и это он делает куда как лучше и надежнее, чем рассуждает. И поэтому не случайно большая часть мозга ответственна за зрение и движение. Потому что требуется больше усилий мозга, чтобы видеть, чем при игре в шахматы или решении вычислительных задач.
По сравнению с нашими способностями видеть и двигаться наше мышление медлительно, напряженно и недостоверно. Чтобы понять, что я имею в виду, попробуйте решить такую задачу, предложенную Карлом Дункером в его работе «О решении задач» в «Монографиях по психологии», №5, 1945:
В пустой комнате находятся свеча, спички и коробка с гвоздями. Ваша задача - поместить зажженную свечу на высоте пяти футов над полом. Вы пробуете растопить немного воска на донышке свечи и приклеить ее к стене. Но это вам не удается. Так как же поместить горящую свечу на высоте пяти футов над полом, не держа ее при этом в руках?
На решение обычно дается максимум двадцать минут, немногие за это время могут решить эту задачу, хотя когда вы услышите правильный ответ, вы поймете, что все достаточно просто. Вы высыпаете гвозди из коробки, приклеиваете растопленным воском ее к стене, и она становится подставкой для свечи.
В этой задачке продемонстрированы три свойства мышления. Первое - мышление протекает медленно. Ваша визуальная система мгновенно и комплексно схватывает всю представленную ей картину. Зайдя во двор к соседу, вы не думаете следующим образом: «Так... Вот зеленая поверхность под ногами. Возможно, это трава, но может быть, и какое-то другое покрытие... А что это за коричневый барьер сбоку? Может, это забор?» Нет, вы сразу видите всю сцену - лужайку, забор, клумбу - все и сразу. Ваша мыслительная система не дает вам мгновенного решения проблемы так, как визуальная система моментально представляет вам сцену перед вами.
Второе - мышление требует усилий. Чтобы видеть, вам ничего не требуется; чтобы мыслить, вам требуется определенная концентрация. Вы можете что-то делать в то время, когда видите что-то, но вы не можете думать о чем-то другом в то время, когда заняты решением проблемы.
И третье - мышление - процесс недостоверный. Ваша визуальная система редко делает ошибки, а если делает, вы обычно предполагаете, что видите нечто близкое к тому, что есть на самом деле, и, как правило, вы правы или почти всегда правы. А ваши рассуждения могут не привести вас даже близко к решению задачи, и ваше решение может быть весьма далеким от правильного. Вообще ваши рассуждения могут не привести к решению задачи, что и продемонстрировали многие, пытаясь решить задачу про свечу.
Но если мы так плохо умеем думать, то каким образом человек справляется со своими проблемами или тратит деньги? Как учитель принимает сотни необходимых ему в работе решений в течение дня? Ответ звучит так: если это возможно, мы не думаем. Вместо этого мы полагаемся на свою память. С большинством проблем, с которыми мы сталкиваемся, мы встречались раньше. Например, представьте себе, что вам предложат решить задачу про свечу еще раз через неделю. Вы тут же ответите: Отлично. Я знаю как. Надо приклеить коробку к стене. Так же, как ваша визуальная система моментально строит перед вами всю увиденную сцену и без каких-либо усилий с вашей стороны дает вам представление о том, что находится перед вами, так и система запоминания мгновенно и без усилий опознает то, что вы уже слышали про эту задачу раньше, и вспоминает, как ее решить. Многие думают, что у них великолепная память, и хотя ваша память не столь надежно работает, как ваши визуальные и двигательные системы, но все же ваша память значительно более надежный механизм, чем ваше мышление, она дает вам решения быстро и без больших усилий.
Обычно мы считаем, что наша память хранит информацию о событиях нашей жизни, например, воспоминание о вашем бракосочетании, и факты, например, то, что Джордж Вашингтон был первым президентом Соединенных Штатов. Но ваша память также хранит информацию о действиях, которые вам надо совершить: где повернуть, когда вы едете домой, как прекратить спор детей на перемене между уроками, что делать, когда в кастрюле на плите закипела вода. Принимая большинство решений, вы не останавливаетесь, чтобы подумать, что можно сделать, стоит ли это делать, каковы будут возможные последствия ваших действий и так далее. Вы делаете все это, когда сталкиваетесь с новой для вас проблемой, но не тогда, когда перед вами много раз стоявшая задача. Это происходит потому, что ваш мозг дает вам возможность не думать, приспосабливаясь к обстоятельствам. Если задача, требующая решения, повторяется от раза к разу, решение принимается автоматически, ваш мозг научится решать задачу, не задумываясь о ней. Если вы чувствуете, что действуете на автопилоте, даже когда совершаете достаточно сложные действия (например, ведя машину домой из школы), то, значит, вы используете вашу память для управления вашими действиями. Использование памяти не требует большого внимания, у вас есть возможность подумать о чем-то своем, даже когда вы тормозите на светофорах, пропускаете другие машины, следите за действиями пешеходов и тому подобное.
Для системы образования следствия из вышесказанного представляются достаточно безрадостными. Если человек думает достаточно плохо и старается избегать думать, так что же говорить о его отношении к школе? К счастью, несмотря на то что думаем мы плохо, мы любим это делать. Но так как этот процесс трудоемкий, должны быть соблюдены условия для того, чтобы любопытство одержало верх, иначе мы достаточно легко перестаем думать. Ниже мы расскажем о том, когда нам нравится думать и когда мы избегаем этого.
Несмотря на то что наш мозг не приспособлен для эффективного мышления, люди любят думать, хотя при некоторых условиях. У кого-то это хобби, такое как разгадывание кроссвордов и загадок или изучение карт. Они изучают разные источники информации. Несмотря даже на то что труд учителей плохо оплачивается, они занимаются преподаванием, что требует больших умственных усилий, чем многие другие специальности. Люди не только хотят думать, они намеренно ищут ситуации, в которых это требуется.
Решение задач приносит удовлетворение. Когда я говорю о решении задач, то имею в виду любую когнитивную деятельность, приводящую к успеху, - это может быть нахождение смысла сложного отрывка текста, планирование посадок в саду или поиск выгодного вложения средств. Возникает чувство удовлетворения, завершенности при успешном обдумывании. За последние десять лет ученые обнаружили, что отделы мозга и химические вещества, ответственные за обучение и за чувство удовлетворения, общие. Ученые полагают, что эти две системы взаимосвязаны, хотя пока не найдены доказательства прямой связи между ними.
Хотелось бы отметить, что решение задачи приносит чувство радости. И никакой радости не приносит работа над проблемой, которая никак не продвигает вас в чем-либо. Более того, часто такая деятельность раздражает. И никакой радости нет в том, что вы заранее знаете ответ. Я рассказал вам, как решается задача со свечой, ну и принесло ли это вам радость? Думаю, вам было бы значительно более приятно, если бы вы сами решили эту задачу. Тогда задачка показалась бы более веселой шуткой, чем шутка, смысл которой вам рассказали заранее. Даже если вам рассказали, как задача решается, если вы получили слишком много подсказок, как решать ее, вы теряете ощущение того, что сами решили ее, и получение ответа не принесет вам такого же удовлетворения, как самостоятельное мышление.
Мышление нравится нам, потому что дает шанс испытать приятное чувство удовлетворения в случае успеха. Но не всякое мышление одинаково приятно. Человек выберет решение кроссворда, а не алгебраической задачи. Биография певца Боно будет распродаваться лучше, чем биография поэта Китса. Так какая мыслительная деятельность привлекает человека?
Ответ многих людей покажется очевидным. Я думаю, решать кроссворды весело, биография Боно - это круто, а математика - скукота, и этот Китс тоже. Другими словами, все решает содержание. Но мне не кажется, что только содержание порождает интерес. Мы все слушали лекции или смотрели телепередачи, часто случайно, на темы, нас прежде не интересовавшие, и вдруг понимали, что все это очень увлекательно. И легко испытать скуку, занимаясь интересующим нас предметом.
Итак, если простого содержания не хватает для того, чтобы задержать ваше внимание, то в каком случае ваше любопытство не исчезнет через некоторое время? Ответ, возможно, связан со сложностью задачи. Если вы получите мало радости от решения проблемы, так, может, вы не возьметесь за решение слишком простой задачи - никакой радости это не принесет, перед вами могут стоять задачи и поважнее. Также бывает в случае, когда вы оцениваете проблему как слишком сложную и считаете, что вряд ли решите ее, и поэтому вряд ли в будущем сможете получить радость от решения. Таким образом, нет противоречия в заявлении о том, что люди избегают думать и одновременно обладают врожденным любопытством, которое заставляет их искать новые идеи и задачи. Когда они с ними сталкиваются, быстро оценивается объем умственной работы, требуемый для решения задачи. Если он слишком большой или, наоборот, незначительный, люди, если это возможно, перестают работать над задачей.
Наша попытка понять, какую умственную работу люди будут искать и какую избегать, помогла нам найти ответ на вопрос, почему большинство учащихся не любят школу. Решение проблем правильного уровня сложности приносит удовлетворение, а работа над слишком простыми или слишком трудными задачами неприятна. Учащиеся не имеют возможности, какой часто обладают взрослые, выбирать задачи по их сложности. Если все время учащемуся приходится решать слишком трудные для себя задачи, то неудивительно, что к школе он начинает относиться плохо.

Как происходит процесс мышления
Понимание об общих чертах того, как происходит мышление, поможет нам понять то, что делает его столь трудным. Это в свою очередь поможет понять, как сделать этот процесс более легким для наших учащихся; и это поможет им получать больше радости от посещения школы (см. схему).
Начнем с очень простой модели мышления. Блок ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА - это то, что люди видят и слышат, проблемы, требующие решения, и тому подобное. Справа блок, который ученые называют РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ. В нем содержится то, о чем вы думаете в настоящее время, здесь же происходит осознание окружающей вас действительности: луч света, падающий на пыльную столешницу, отдаленный лай собаки и тому подобное. Конечно, вы можете ощущать то, что в данный момент не находится перед вами, например, слышать звуки материнского голоса, даже если ее нет перед вами (или ее уже нет на этом свете). ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - это большая кладовая, в которой вы храните фактический материал об этом мире, например, что у божьих коровок на крыльях крапинки, что треугольники - замкнутые фигуры с тремя углами, что ваш трехлетний ребенок удивил вас вчера, сказав что-то про домашний цветок, и так далее. Вся информация в долговременной памяти хранится отдельно от сиюминутных впечатлений рабочей памяти. Она лежит тихо до тех пор, пока не понадобится, и при необходимости переводится в рабочую память и осознается там.
Мышление возникает тогда, когда вы соединяете информацию из окружающей среды и из долговременной памяти каким-то новым образом. Этот процесс происходит в рабочей памяти. Чтобы прочувствовать, как это происходит, вспомните, какие действия вы произвели, когда решали задачу про свечу. Вы начали с того, что обратились к информации об окружающей среде (сценарий, описанный в задаче) и затем представили способы решения проблемы.
Понимание того, как соединять и комбинировать идеи в рабочей памяти, имеет определяющее значение для успешного мышления. Если вы перед этим никогда не сталкивались с задачей о свече, вам придется сделать много догадок при попытке решить задачу. У вас в долговременной памяти нет никакой информации, которая помогла бы вам. Но если у вас был опыт решения подобных задач, вы обратитесь к своей долговременной памяти за информацией о том, как решить такую задачу, даже если информация не полностью надежна. Например, попытайтесь решить в уме следующий арифметический пример:
18 х 7 =
Вы знаете, как решать подобные примеры. Ваша долговременная память хранит не только фактический материал, такой как значение выражения 8 х 7, она хранит также то, что мы называем процедурные знания, то есть ваши знания о том, какие умственные процедуры необходимо произвести, чтобы выполнить конкретное задание. Если думать - это комбинировать информацию в рабочей памяти, то процедурные знания - это список руководств о том, что и как комбинировать и когда, это как бы инструкции по выполнению определенных видов мышления. Вы можете хранить процедуры для каждого шага вычисления площади треугольника, или по копированию файла в компьютере, или как доехать с работы до дома.
Очевидно, что хранение необходимой процедуры в долговременной памяти очень помогает при мышлении. Вот почему мы легко решаем математические примеры и с трудом задачи, подобные задаче о свече. А что можно сказать о наших фактических знаниях? Помогают ли они при мышлении? Да, помогают, несколькими различными способами.
В нашем случае, заметьте, при решении примера нам надо вспомнить о факте, что 8 х 7 = 56, и о том, что 18 можно разбить на 10 и 8. Часто информации из нашего окружения недостаточно для решения проблемы, и нам требуется дополнить ее информацией из нашей долговременной памяти.
Для мышления крайне необходимо наличие достаточного объема рабочей памяти. Мышление становится все более трудным при заполнении этой памяти. Математическую задачу, решение которой требует многих шагов, трудно решать в голове, потому что информация о шагах будет занимать так много места, что ее будет тяжело хранить в памяти одновременно.
Итак, успешное мышление зависит от четырех факторов: информации из окружающей среды, информации о фактах из долговременной памяти, процедур из долговременной памяти и объема рабочей памяти. Если какой-либо из этих факторов неадекватен, мышление обречено на провал.

Что это означает для работы на уроке?
Начнем с вопроса, который прозвучал в начале этой статьи: что надо сделать учителям для того, чтобы учеба в школе приносила радость учащимся? С когнитивной точки зрения важным фактором является то, что ученик должен испытывать радость при стремлении решить стоящую перед ним проблему. Что надо сделать учителю для того, чтобы каждый ученик испытывал такие радостные чувства?

Убедитесь в том, что присутствуют проблемы, требующие решения
Под словом «проблемы», я имею в виду необязательно задачи, озвученные учителем перед классом, или математические задачи. Я имею в виду когнитивную работу, представляющую определенную трудность, такую как понимание смысла стихотворения или нахождение вариантов использования переработанного мусора. Такая когнитивная деятельность является основной целью работы учителя - мы хотим научить наших детей думать. План урока без учета этой цели может стать просто длинным описанием объяснений учителя, в котором находится мало места для самостоятельного решения проблем учащимися. Просмотрите свои планы уроков, обращая внимание на то, какие возможности имеют ученики для когнитивной деятельности. Как часто у них возникает такая возможность? Как чередуется содержание когнитивного материала? Когда вы определите такие места в плане урока, оцените возможность негативного результата - например, учащиеся могут не понять, что от них требуется, или есть вероятность того, что они не смогут решить проблему, или они будут просто пытаться отгадать, что вы хотите, чтобы они сказали или сделали.
Помните про ограниченность знаний учащихся и небольшой объем их рабочей памяти
Готовя задания по развитию мыслительных способностей ваших учеников, учитывайте их когнитивные ограничения, о которых мы будем говорить ниже. Например, на уроке истории вы задаете вопрос классу: Все вы слышали про Бостонское чаепитие, так почему, по вашему мнению, колонисты переоделись в индейцев и, пробравшись на корабль, сбросили с него мешки с чаем в Бостонскую гавань? А есть ли у ваших детей достаточно знаний в памяти, чтобы ответить на этот вопрос? Что им известно про отношения между колониями и британской метрополией в 1773 году? Что они знают о социальном и экономическом значении чая в жизни колонистов? Если у них нет соответствующих знаний об этом, ваш вопрос они тут же оценят как заумный. Если ученики не имеют необходимых для ответа сведений, отложите этот вопрос до того времени, когда они узнают все, что им нужно знать для правильного ответа.
Также важно иметь в виду ограничение объема рабочей памяти. Люди могут одновременно держать в памяти определенное количество информации. Рабочая память перегружается, если надо помнить многошаговые инструкции, перечни несвязанных между собой фактов, логические цепочки длиной более двух или трех шагов или требуется применить только что узнанное понятие к неизвестному до этого материалу, если только это понятие недостаточно простое. Способ борьбы с перегрузкой рабочей памяти достаточно прост: замедлите работу над заданием, используйте вспомогательные средства, например записи на классной доске, и старайтесь оградить учеников от необходимости хранить много информации в рабочей памяти.

Идентифицируйте ключевые вопросы в вашем уроке и удостоверьтесь, что задачи решаемы
Как сделать так, чтобы ваше задание было интересно ученикам? Привычная стратегия учителей - попытаться сделать ее интересной для учеников. Иногда такой подход срабатывает, иногда этот подход неприменим. Я помню, как учитель математики моей дочки говорил мне, что он любит обращаться к реальным задачам, чтобы вызвать интерес учеников к учению, и привел мне пример из геометрии, в котором он задачу из тригонометрии применил к лестнице, прислоненной к стене дома. Я не думаю, что это сильно заинтересовало мою четырнадцатилетнюю дочь. А что, если в классе сидят два футбольных болельщика, коллекционер кукол, фанат автогонок, любитель верховой езды, ну вы меня понимаете. Наше любопытство просыпается тогда, когда мы сталкиваемся с задачей, которую мы считаем, что можем решить. Каким должен быть вопрос, который вызовет реакцию у учеников и они захотят узнать ответ?
Один из подходов к обучению в школе - дать ученикам набор ответов. Мы хотим, чтобы они знали закон Бойля - Мариотта, три причины начала Гражданской войны в Соединенных Штатах, почему ворон Эдгара По постоянно повторяет слово никогда. Иногда мне кажется, что нам, учителям, так хочется, чтобы они знали ответы, что мы недостаточно уделяем внимания составлению собственно вопросов. А ведь именно вопрос вызывает у людей интерес. Просто услышанный ответ может не заинтересовать вас. Создавая план урока, вы начинаете с определения той информации, которую вы хотите, чтобы ваши ученики запомнили в конце урока. Следующим шагом определите, какими будут ключевые вопросы на уроке, как вы оформите эти вопросы, чтобы они были правильного уровня трудности, для того чтобы вызвать интерес у ваших учеников и учитывать когнитивные пределы детей.

Подумайте, когда демонстрировать опыт
Учителя обычно стремятся заинтересовать учеников материалом урока, сразу излагая проблему, которая, по их мнению, заинтересует детей, показывая опыт или знакомя с фактом, который, опять же по их мнению, удивит учеников. Во всех случаях цель - озадачить учеников, вызвать у них любопытство. Это хороший подход, но стоит задуматься, может быть, применить его не только в начале урока, но и после того, как учащиеся узнают о базовых понятиях материала урока. Например, вот классический опыт на уроке физики. На горлышко молочной бутылки с горящим листом бумаги внутри кладется сваренное яйцо. После того как бумага сгорит, яйцо втягивается внутрь бутылки. Опыт, конечно, удивит учеников, но если они не знают, какой закон физики здесь действует, опыт превратится просто в фокус - мгновенно вызванное удивление, но интерес к тому, почему так происходит, может долго не продлиться. Другая стратегия урока - провести демонстрацию опыта после того, как ученики узнают, что теплый воздух расширяется, холодный сжимается, создавая при определенных условиях вакуум. В таком случае они могут применить полученные знания, размышляя об увиденном опыте, который больше не будет казаться просто фокусом.

Учитывайте разницу в подготовке учеников
Я не принимаю объяснений типа - некоторые дети не очень сообразительны. Но наивно было бы думать, что все ученики приходят на ваш урок одинаково подготовленными, у каждого из них разный уровень подготовки, разный уровень поддержки в семье, и поэтому у них на этот момент будет разный уровень способностей. Если это так и если то, что я говорю в этой статье, соответствует истине, то неверно было бы давать всем одинаковой сложности задание или оказывать одинаковый уровень помощи в работе над заданием. Я думаю, было бы разумно давать задание отдельным ученикам или группе, которое соответствовало бы их текущему уровню компетенции, и предлагать больше или меньше помощи ученикам в зависимости от того, насколько трудным для них, по вашему мнению, является задание. Безусловно, делать это надо деликатно, избегая того, чтобы ученику показалось, что он отстает от других. Если они почувствуют, что отстают от класса, получая упрощенное задание, то это не столько поможет им, сколько отодвинет их еще дальше назад от других.

Изменяйте темп работы на уроке
Перемены будят внимание, о чем вы, конечно, знаете. Если вы меняете тему обсуждения, переходите к другому виду деятельности или просто каким-либо образом показываете, что меняете обороты двигателя, внимание практически каждого ученика возвращается к вам. Таким образом, планируйте такие переходы и контролируйте уровень внимания учеников на занятии для того, чтобы понять, когда прибегать к этому - чаще или реже.

Ведите дневник
Главная мысль этой статьи - решение проблемы приносит людям радость; при этом, с одной стороны, проблема должна быть для них достаточно несложной для решения, а с другой стороны, достаточно сложной, чтобы потребовать некоторых умственных усилий. Найти такой уровень сложности задачи непросто. Ваш преподавательский опыт ваш лучший помощник в этом. Однако не надейтесь, что вы вспомните, почему и как в прошлом году так хорошо сработал ваш план урока. Прошел ли урок блестяще, или это был полный провал, сразу после него вам кажется, что вы запомнили все навсегда, но ваша память может изменить вам по прошествии времени, поэтому делайте заметки. Пусть это будет клочок бумаги, на который вы черкнули свои мысли, но попытайтесь создать у себя привычку записывать вашу оценку того, насколько вы угадали уровень трудности проблемы, решить которую вы предложили вашим ученикам.

Перевод Наталии ВОСКРЕСЕНСКОЙ

​Даниель ВИЛЛИНГЕМ, профессор когнитивной психологии, Университет Виргинии